Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, доклад
Эпоха двигателей внутреннего сгорания приближается к своему концу. И на это есть две существенных причины. Первая - запасы нефти неуклонно истощаются, что вызывает стабильный рост ее стоимости. Специалисты считают, что после 2020 года добыча нефти пойдет на убыль. И вторая — растущие выбросы углекислого газа, который создает в атмосфере парниковый эффект, вызывающий глобальное потепление. Поэтому ученые, а вместе с ними и автопроизводители находятся в лихорадочном поиске новых источников энергии.
Эпоха двигателей внутреннего сгорания приближается к своему концу. И на это есть две существенных причины. Первая - запасы нефти неуклонно истощаются, что вызывает стабильный рост ее стоимости. Специалисты считают, что после 2020 года добыча нефти пойдет на убыль. И вторая — растущие выбросы углекислого газа, который создает в атмосфере парниковый эффект, вызывающий глобальное потепление. Поэтому ученые, а вместе с ними и автопроизводители находятся в лихорадочном поиске новых источников энергии.
Биоэтанол
У этого вида
топлива есть как приверженцы, так
и ярые противники. Неоспоримым его
достоинством, которое признают все,
является существенное снижение выброса
вредных веществ, что позволяет
укладываться с запасом во все
существующие экологические нормы.
Самыми крупными потребителями этанола
являются США и Бразилия, в Европе - Швеция.
Американцы производят его из кукурузы,
бразильцы — из сахарного тростника. В
этих же странах распространены и Flex-Fuel
(FFV) автомобили, которые могут работать
и на бензине, и на его смеси с этанолом
в любом соотношении.
Этанол
в автомобилях применяется не в чистом
виде, а в смеси с бензином в разных пропорциях.
Топливо Е-10 содержит 10% этанола и 90% бензина,
топливо E-85 соответственно 85% этанола
и 15% бензина. Все современные автомобили
могут без переделок заправляться Е-10.
При большей концентрации этанола необходимы
изменения в двигателе и системе питания:
другие топливный бак и топливопроводы;
уплотнения, устойчивые к воздействию
не только бензина, но и спирта; требуется
перепрошивка блока управления; более
стойкие клапана и их седла. Этанол гигроскопичен,
то есть легко впитывает воду, что может
привести к коррозии деталей топливной
системы. Если автомобиль эксплуатируется
при низких температурах, в топливной
системе может образоваться лед. Поэтому
FFV автомобилям необходим предварительный
предпусковой подогрев топлива.
Сторонники этанола
утверждают, что при его использовании
работа двигателя улучшается: снижается
риск детонации, так как октановое
число этанола выше, чем у бензина;
двигатель не перегревается; форсунки
не загрязняются. Противники заявляют,
что мощность двигателя, работающего на
этаноле, снижается, так как при его сгорании
в цилиндрах выделятся на треть меньше
энергии, чем при сгорании бензина. А это
значит, что неизбежно возрастет расход
топлива — и экономии не выйдет, получите
только «зеленый» эффект.
А возможен переход на биоэтанол в мировом масштабе? Вряд ли. Для получения такого количества топлива необходимо будет засеять дополнительно огромные площади. В Бразилии, например, для этого вырубаются леса Амазонки. А что будет в масштабе всей планеты? При производстве этанола в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа — к чему же тогда огород городить? Ну, и последний аргумент противников биоэтанола звучит более чем убедительно: если все сельское хозяйство планеты будет производить сырье для топлива, то что же тогда мы станем есть? Поэтому, скорее всего, биоэтанол останется топливом «регионального», а не мирового применения.
Биодизель
А что же с дизелем,
спросят сторонники этого типа ДВС? Не
волнуйтесь, для вас тоже существует биотопливо,
которое так и называется – биодизель.
Биодизель является продуктом переработки
растительного масла, сырьем для которого
чаще всего служат рапс, соя или подсолнечник.
Немногие, кстати знают, что первые двигатели,
изготовленные Рудольфом Дизелем, работали
вовсе не на солярке, а на арахисовом масле.
На автомобилях
биодизель применяется в смеси с соляркой.
Обозначения такого топлива зависят от
процентного содержания в нем биодизеля.
Например: В-20 – 20% биодизеля, 80% обычного
дизтоплива. В отличие от биоэтанола для
применения биодизеля нет необходимости
в доработке двигателя и топливной системы.
Такое топливо имеет более высокое цетановое
число, лучшие смазочные свойства и меньшее
содержание серы, чем обычная солярка.
Все эти достоинства способствуют увеличению
ресурса двигателя. Ну, и главным достоинством
биодизеля является снижение выбросов
вредных веществ в атмосферу – ради этого
ведь все и затевалось!
А недостатки? Их
тоже немало. Мощность двигателя при использовании
биодизеля снижается, а расход топлива
увеличивается. При низких температурах
в топливной системе образуются отложения
воска. Биодизель более агрессивен к резиновым
деталям. Срок его хранения – не более
3 месяцев, иначе он разлагается.
Но самый большой
недостаток - то, что производство биодизеля
существенно нагружает
Биогаз
Биогаз
— это продукт переработки различных
видов пищевых и сельскохозяйственных
отходов, навоза и другого мусора. Не зря
его еще называют «канализационный газ».
Состоит биогаз из метана и углекислого
газа. Для применения в автомобилях его
предварительно очищают от углекислого
газа и получают биометан. По своим свойствам
это аналог природного метана, разница
лишь в происхождении.
К достоинствам
биогаза относят низкую концентрацию
вредных веществ в выхлопных
газах, высокую антидетонационную
стойкость. Также утверждается, что
газ не смывает масляную пленку со
стенок цилиндров, увеличивая тем самым
ресурс двигателя.
Недостатки -низкая теплотворная способность, а, значит, повышенный расход; необходимость заправки в тяжелые баллоны. Поэтому основная область его применения — общественный и грузовой городской транспорт.
Водород
В теории использование
водорода в качестве автомобильного
топлива — идеально. Во- первых, его
в природе очень много, во-вторых,
при его сгорании образуется только
вода. Нулевой выброс — «зеленая»
мечта экологов! Но когда приступили
к практическому воплощению идеи
в жизнь, бурные восторги поутихли.
И первой проблемой
оказалось получение водорода. Хотя
в окружающей среде его и много,
но в чистом виде нет! Этот водород
надо еще каким-то образом извлечь.
Задача оказалась не только трудоемкой,
но и энергоемкой — затраты энергии
на добычу водорода превышают то количество
энергии, которое он отдает в двигателе.
Вдобавок, в процессе получения водорода
в атмосферу выбрасывается углекислый
газ. Замкнутый круг!
Вторая проблема
— хранение водорода непосредственно
на автомобиле. Чтобы хранить в газообразном
состоянии, его надо закачать в баллоны
под давлением не менее 350 атмосфер (это
обеспечит запас хода около 200 км). Для
хранения в сжиженном состоянии нужны
специальные баки, поддерживающие температуру
-250° С. Все эти процедуры требуют дополнительных
невосполнимых энергозатрат.
В процессе испытаний опытных образцов оказалось, что и в плане экологии тоже не все «чисто». Водород в цилиндрах смешивается не с кислородом, а с воздухом, состоящим на 78% из азота. Поэтому в выхлопе присутствует не только водяной пар, но и окислы азота, которые вредны не меньше, чем углекислый газ. Причем их концентрация даже больше, чем в выбросах обычного бензинового двигателя. Для снижения уровня выбросов NO приходится обеднять смесь, что приводит к существенному снижению мощности двигателя. Еще одним недостатком водородного топлива является его легкая воспламеняемость, а это увеличивает вероятность возникновения калильного зажигания.
Электромобили
Ни у кого
не вызывает сомнений, что в будущем
мы будем ездить только на электромобилях.
Только вот когда оно наступит пока не
ясно. Всем хорош электромобиль — бесшумен,
безвреден для окружающей среды, прост
по конструкции. Электродвигатель обладает
идеальной моментной характеристикой,
ему не нужна трансмиссия. Препятствие
только одно — отсутствие достаточно
емкого и компактного источника питания.
Лучшие на сегодняшний
день литий-ионные батареи могут
обеспечить дальность хода не более
300 км, после чего им нужна многочасовая
подзарядка. И «прорыва» в создании
легких и емких аккумуляторов на сегодняшний
день не предвидится. Но даже если все
проблемы с аккумуляторами будут решены,
неизбежно появятся другие вопросы: необходимо
будет создавать сеть зарядных станций,
резко возрастет потребность в электрической
энергии. А откуда ее брать?
Перспективным
источником питания для электромобилей
считаются топливные элементы, успешно
применямые в космической отрасли.
В топливном элементе происходит
соединение кислорода с водородом.
В результате реакции электролиза
возникает разность потенциалов, выделяется
вода и тепло. То есть внешне все выглядит
так: заправляем машину водородом, едем,
из выхлопной трубы идет водяной пар. Поэтому
некоторые люди путают использование
водорода в качестве топлива для ДВС (о
чем написано в предыдущем разделе), и
использование водорода для получения
электрической энергии в топливных элементах.
Батарея топливных элементов питает электродвигатель,
который и вращает колеса.
Препятствием для широкого применения топливных элементов является их дороговизна и упомянутые выше проблемы с получением и хранением водорода.
Прогноз
Первый шаг
к чистому небу уже сделан —
с 1997 года гибридные автомобили выпускаются
серийно. Причем, если в современных
гибридах «первую скрипку» играет ДВС,
а электродвигатель является вспомогательным
средством, то в ближайшем будущем они,
вероятно, поменяются ролями. Автомобиль
будет двигаться на электротяге, а ДВС
будет использоваться только для вращения
генератора.
Следующим шагом
может стать переход на водородные
двигатели — для этого нужно, чтобы ведущие
страны мира изыскали средства на реорганизацию
топливной инфраструктуры. Если же удастся
снизить стоимость топливных элементов,
то и приход электромобилей будет не за
горами.
А пока с уверенностью можно сказать, что в силу указанных в начале статьи причин мы рано или поздно будем ездить на «зеленых» автомобилях.