Экономика и экология, их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в обществе возникла острая потребность в дальнейшем развитии философско-методологических оснований социальной активности в области освоения и практического использования естественных ресурсов природы. В их основе лежит реальная опасность того, что введение экологически обоснованных, но, с точки зрения экономистов, чрезмерно жестких правовых и экономических ограничений воздействия последствий технической деятельности на естественно - природные компоненты окружающей человека среды, может привести к сокращению, а в пределе – и к прекращению роста мирового хозяйства. Отсюда вытекает проблема пересмотра ограниченной трактовки экологического кризиса только как антагонистического противоречия между развитием производительных сил человечества и эволюционирующей живой природой, или, что то же, между экономическими и экологическими факторами природопользования в условиях системного кризиса техногенной цивилизации.

Содержание

Введение 2
1.Глобальные проблемы развития мировой экономики. 3
1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы. 6
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем. 7
2. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов. 13
2.1 Техногенез и экономика. 13
2.2 XX век: экономический рост. 14
3. Проблемы экологии в России. 19
3.1 Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки. 21
3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Российской Федерации. 24
4. Экологические проблемы и основные мероприятия по улучшению качества окружающей среды в Нижегородской области. 29
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление. 29
4.2 Санитарное состояние атмосферного воздуха по Нижегородской области. 30
4.3 Санитарное состояние источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. 30
Заключение. 35
Список использованной литературы: 36

Работа содержит 1 файл

экология.docx

— 98.46 Кб (Скачать)

 

3.2.1 Бюджетное  финансирование.

Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающий проблему финансирования природоохранной  деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий -71,4 млрд. руб.; программ и инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд. руб., что составляет соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.

Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению. Так, если в 1987-1988 гг. они составляли 100% в общем объеме инвестиции, то с 1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 1991 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).

 

3.2.2 Внебюджетные  фонды.

Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:

- воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

- воспроизводства, охраны  и защиты лесов;

- восстановления и охраны  водных объектов.

Новым элементом современного экономического механизма природопользования являются и внебюджетные экологические  фонды. Последние созданы для финансирования неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и др. Федеральный, республиканские, краевые, областные и местные экологические фонды образуют единую систему внебюджетных фондов, формирующихся за счет средств предприятий-природопользователей (платежи за загрязнение окружающей природной среды, штрафы и возмещение по искам за ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства .

В период, характеризуемый  экономической нестабильностью, сокращением  централизованных инвестиций из бюджета, экологические фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Анализ формирования и использования средств этих фондов в 1992 г. показал, что большинство регионов использует средства по целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических фондов. Так в упомянутом году из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб. (46% средств фонда); Чукотском АО на оплату коммунальных услуг — 1 млн., Омской области на строительство мостовых переездов — 1,7 млн. руб. и т.д. Это обусловливает необходимость четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им, статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).

Наблюдается тенденция возрастания  доли инвестиций за счет средств экологических  фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных объектов, составил в 1993 г. примерно 1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных объектов за счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий составила в 1993 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.

 

3.2.3 Собственные  средства предприятий.

В нынешних условиях значительно  возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических программ в г. Фокино Брянской области, в городах Шахты, Белая Ка-питва и Таганрог Ростовской области полностью осуществляется за счет собственных средств местных предприятий.

Доля средств предприятий  и организаций в общем, объеме капиталовложений, направляемых в природоохранную деятельность имеет тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла 34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области (88%), Самарской (82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия.

Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней , собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.

По данным Госкомстата  Российской Федерации, в 1993 г. объём  капиталовложений на природоохранные  мероприятия за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г. Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.

4. Экологические  проблемы и основные мероприятия  по улучшению качества окружающей  среды в Нижегородской области.

 

4.1 Лесные ресурсы,  мероприятия по защите лесов,  лесовосстановление.

 

Общая площадь лесов Нижегородской  области по состоянию на 01.01.2001 г. составляет 3936,7 тыс. га. Основным видом  лесопользования является заготовка  древесины. Лесоводы Нижегородской  области уделяют большое внимание лесовосстановлению как одному из наиболее эффективных мероприятий, направленных на повышение продуктивности и качества лесного фонда. В результате лесовосстановительных  работ удается обеспечить сохранение и увеличение покрытых лесом земель, т. е. ликвидировать разрыв между  рубкой и лесовосстановлением. Лесовосстановление в лесах области в 2000 году выполнено  на площади 9,8 тыс. га при сплошной рубке  леса на площади 10,0 тыс. га. Ведется  большая и многоплановая работа по созданию и использованию постоянной лесосеменной базы на селекционной основе. Много внимания уделяется питомническому хозяйству, выращиванию посадочного  материала из семян. Для выявления и определения санитарного состояния лесов области ежегодно проводятся лесопатологические обследования насаждений. В результате обследования в 2000 году выявлены насаждения, утратившие биологическую устойчивость по причине массового повреждения деревьев пожарами, болезнями, ветровалами на общей площади 609,2 га. Из обследуемых участков леса в сплошную санитарную рубку назначены 362,5 га, в выборочную – 246,7 га. В 2000 году на территории лесного фонда проведены наземные биологические меры борьбы против вредителей леса на площади 6929 га, химические меры борьбы (в питомниках) – на площади 25,2 га.

4.2 Санитарное  состояние атмосферного воздуха  по Нижегородской области.

Загрязнение атмосферного воздуха  остается актуальной проблемой для  городов и населенных пунктов  области, велика его значимость как  фактора риска для здоровья населения. В 2000 году санитарной службой области  продолжалась работа по контролю за состоянием атмосферного воздуха. По данным лабораторных исследований ЦГСЭН, отмечается улучшение  состояния атмосферного воздуха  начиная с 1996 года. Данные смотрите в таблице.1

Год

Процент проб с превышением  ПДК

В целом по области

В городах

В сельских поселениях

1996

10,79

10,9

4,12

1997

4,11

4,2

2,26

1998

4,84

4,85

4,72

1999

4,31

4,56

2,89

2000

2,9

2,98

2,6


В целях улучшения состояния  атмосферного воздуха, его охраны от загрязнения автомобильным транспортом  и оздоровления экологической обстановки в области разработан ряд региональных программ, реализация которых в 2000 году продолжалась. Это – «Программа по использованию систем нейтрализации отработавших газов автомобилей» и «Программа мероприятий по развитию автомобильного транспорта на природном газе». Начата разработка проекта закона «Об охране окружающей среды и населения области от экологически вредного воздействия автотранспорта».

4.3 Санитарное  состояние источников хозяйственно-питьевого  водоснабжения.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на здоровье населения, является обеспечение его доброкачественной  питьевой водой. В связи с этим процессы получения и подачи населению  питьевой воды, соответствующей гигиеническим  нормативам по количеству и качеству, находятся под постоянным контролем  санитарной службы области. Реализация этой задачи зависит от состояния  источников водоснабжения, внедрения  современных технологий водоподготовки, уровня материально-технического обеспечения  водопроводных станций, санитарно-технического состояния сетей, уровня лабораторного  контроля за качеством питьевой воды. Большая часть населения Нижегородской  области обеспечивается питьевой водой  из поверхностных источников: в 14 городах  и районных центрах вода подается из Горьковского водохранилища, рек  Волги, Оки, Линды, Валавы, Керженца, и  др. Однако поверхностные водоемы  используются не только в качестве источников водоснабжения, но и являются приемниками сточных вод. Несмотря на спад производства и некоторое  снижение антропогенной нагрузки на водные объекты негативное воздействие  на них продолжает оставаться высоким. Определяется высокий уровень загрязнения  рек Волги, Оки, Керженца, Горьковского водохранилища (водоёмы первой категории). Одним из гарантов получения питьевой воды соответствующего качества являются организации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения  и соблюдения в них соответствующих  режимов. По итогам 2000 года у 16 из 29 водозаборов, организованных из поверхностных природных  источников, зоны санитарной охраны не отвечают санитарным нормам и правилам. Преобладающие вещества, загрязняющие водоёмы, - фенолы, нефтепродукты, соединения азота, железа (природного происхождения); имеет место повышенный уровень микробиологического загрязнения. По причине высокого бактериального загрязнения воды в Волге в течение последних 3 лет в Н. Новгороде не разрешается эксплуатация пляжей. Качество воды из открытых водоёмов по итогам 2000 года в 43,2% проб не соответствует нормам по санитарно-химическим показателям и 27,8% - по микробиологическим. В области 25 городов и 193 поселка городского типа и сельских населённых пунктов снабжаются водой из водопроводов. При этом 58,5% коммунальных и 23,1% ведомственных водопроводов не отвечают санитарным нормам и правилам. В районах области подавляющее число аварий в системах водоснабжения связано с износом основных фондов, величина которого с каждым годом растет. Аварии и утечки устраняются не своевременно, не проводятся планово-прафилактические работы по ревизии, замене, промывке и дезинфекции сетей. С целью решения проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой в 1995 году в области была разработана программа «Чистая вода». В рамках программы в период с 1995-2000 г.г. в детских и медицинских учреждениях 38 районов области и в Н. Новгороде установлено 1229 систем доочистки питьевой воды, в том числе 110 коллективного пользования. В зависимости от типа установок происходит снижение солей, жёсткости, железа, хлорорганических соединений, уменьшение мутности и цветности; ряд установок снижает уровень бактериального загрязнения. Это позволило улучшить качество воды в детских дошкольных и лечебных учреждениях по санитарно-химическим показателям на 10-60%.

 

4.4 Способы решения  экологических проблем в Нижегородской  области.

 

В 2000 г. исполнилось десять лет, как в Нижегородской области  осуществляется принцип «загрязнитель  платит», т.е. решением областного Света народных депутатов от 29.12.90 г. №507 впервые в России была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. Для реализации этого решения была создана система экологических фондов Нижегородской области. За счет средств экофондов было закончено строительство очистных сооружений в Арзамасе, Павлово, Городце, Лукоянове, на ОАО «Завод “Красная Этна”» и др. Ведется строительство очистных сооружений в Первомайске, в р.п. Д. – Константиново, Вача, Ковернино и др. Нужно отметить, что выполнение экологических программ в Нижегородской области проводится в основном за счет экологических фондов.

В ходе подготовки и реализации на территории Российской Федерации  проекта Глобального экологического фонда «Сохранение биоразнообразия  в России» Нижегородская область  была выбрана в качестве модельного региона для разработки региональной стратегии сохранения биоразнообразия. В 2000 г. завершена подготовка стратегии  сохранения биоразнообразия Нижегородской  области. В стратегию заложены основные принципы, приоритеты, цели и задачи, правовые основы, механизмы, организационные  принципы, критерии оценки эффективности  и основные направления реализации стратегических принципов и приоритетов.

На основе стратегии подготовлен  план действий по сохранению биоразнообразия  Нижегородской области на 2001 – 2005 гг., который утвержден постановлением губернатора Нижегородской области  от 20.12.2000 г. №320. Среди намеченных действий – восстановление природных сообществ, реакклиматизация редких видов животных и растений, проведение биотехнических мероприятий, дальнейшее развитье системы  особо охраняемых природных территорий, в том числе создание в нашей  области национальных парков, оптимизация  отношений человека и природы. Утвержденная стратегия и план действий по сохранению биоразнообразия – это основа государственной политики в сфере  сохранения живой природы области.

В Нижегородской области  природоохранные органы не просто фиксируют  интенсивность загрязнения природы, т.е. экологическое состояние окружающей среды, но и активно содействуют  снижению экологических нагрузок, предотвращению экологического ущерба, оздоровлению природной среды, обеспечению экологической  безопасности. Для этого совершенствуется природоохранительное законодательство, внедряются новые формы управления экономикой, в том числе в природоохранной  сфере. В 2000 г. в области с целью  улучшения экологической ситуации и в соответствии с законом  Нижегородской области «Об экологической  безопасности» разработана и  введена в действие распоряжением  областной администрации от 27.12.2000 г. №2285 региональная система добровольной экологической сертификации «Экосоответствие».

Информация о работе Экономика и экология, их взаимосвязь