Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа
В настоящее время в обществе возникла острая потребность в дальнейшем развитии философско-методологических оснований социальной активности в области освоения и практического использования естественных ресурсов природы. В их основе лежит реальная опасность того, что введение экологически обоснованных, но, с точки зрения экономистов, чрезмерно жестких правовых и экономических ограничений воздействия последствий технической деятельности на естественно - природные компоненты окружающей человека среды, может привести к сокращению, а в пределе – и к прекращению роста мирового хозяйства. Отсюда вытекает проблема пересмотра ограниченной трактовки экологического кризиса только как антагонистического противоречия между развитием производительных сил человечества и эволюционирующей живой природой, или, что то же, между экономическими и экологическими факторами природопользования в условиях системного кризиса техногенной цивилизации.
Введение 2
1.Глобальные проблемы развития мировой экономики. 3
1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы. 6
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем. 7
2. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов. 13
2.1 Техногенез и экономика. 13
2.2 XX век: экономический рост. 14
3. Проблемы экологии в России. 19
3.1 Роль предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки. 21
3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Российской Федерации. 24
4. Экологические проблемы и основные мероприятия по улучшению качества окружающей среды в Нижегородской области. 29
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление. 29
4.2 Санитарное состояние атмосферного воздуха по Нижегородской области. 30
4.3 Санитарное состояние источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. 30
Заключение. 35
Список использованной литературы: 36
3.2.1 Бюджетное финансирование.
Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающий проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий -71,4 млрд. руб.; программ и инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд. руб., что составляет соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.
Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению. Так, если в 1987-1988 гг. они составляли 100% в общем объеме инвестиции, то с 1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 1991 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).
3.2.2 Внебюджетные фонды.
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:
- воспроизводства минерально-
- воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- восстановления и охраны водных объектов.
Новым элементом современного
экономического механизма природопользования
являются и внебюджетные экологические
фонды. Последние созданы для финансирования
неотложных природоохранных задач, восстановления
потерь в окружающей природной среде,
компенсации причиненного вреда и др.
Федеральный, республиканские, краевые,
областные и местные экологические фонды
образуют единую систему внебюджетных
фондов, формирующихся за счет средств
предприятий-
В период, характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных инвестиций из бюджета, экологические фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Анализ формирования и использования средств этих фондов в 1992 г. показал, что большинство регионов использует средства по целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических фондов. Так в упомянутом году из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб. (46% средств фонда); Чукотском АО на оплату коммунальных услуг — 1 млн., Омской области на строительство мостовых переездов — 1,7 млн. руб. и т.д. Это обусловливает необходимость четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им, статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных объектов, составил в 1993 г. примерно 1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных объектов за счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий составила в 1993 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.
3.2.3 Собственные средства предприятий.
В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических программ в г. Фокино Брянской области, в городах Шахты, Белая Ка-питва и Таганрог Ростовской области полностью осуществляется за счет собственных средств местных предприятий.
Доля средств предприятий и организаций в общем, объеме капиталовложений, направляемых в природоохранную деятельность имеет тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла 34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области (88%), Самарской (82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия.
Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней , собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1993 г. объём капиталовложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г. Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.
4. Экологические
проблемы и основные
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление.
Общая площадь лесов Нижегородской
области по состоянию на 01.01.2001 г.
составляет 3936,7 тыс. га. Основным видом
лесопользования является заготовка
древесины. Лесоводы Нижегородской
области уделяют большое
4.2 Санитарное
состояние атмосферного
Загрязнение атмосферного воздуха остается актуальной проблемой для городов и населенных пунктов области, велика его значимость как фактора риска для здоровья населения. В 2000 году санитарной службой области продолжалась работа по контролю за состоянием атмосферного воздуха. По данным лабораторных исследований ЦГСЭН, отмечается улучшение состояния атмосферного воздуха начиная с 1996 года. Данные смотрите в таблице.1
Год |
Процент проб с превышением ПДК | ||
В целом по области |
В городах |
В сельских поселениях | |
1996 |
10,79 |
10,9 |
4,12 |
1997 |
4,11 |
4,2 |
2,26 |
1998 |
4,84 |
4,85 |
4,72 |
1999 |
4,31 |
4,56 |
2,89 |
2000 |
2,9 |
2,98 |
2,6 |
В целях улучшения состояния
атмосферного воздуха, его охраны от
загрязнения автомобильным
4.3 Санитарное
состояние источников
Одним из наиболее важных факторов,
влияющих на здоровье населения, является
обеспечение его
4.4 Способы решения
экологических проблем в
В 2000 г. исполнилось десять лет, как в Нижегородской области осуществляется принцип «загрязнитель платит», т.е. решением областного Света народных депутатов от 29.12.90 г. №507 впервые в России была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. Для реализации этого решения была создана система экологических фондов Нижегородской области. За счет средств экофондов было закончено строительство очистных сооружений в Арзамасе, Павлово, Городце, Лукоянове, на ОАО «Завод “Красная Этна”» и др. Ведется строительство очистных сооружений в Первомайске, в р.п. Д. – Константиново, Вача, Ковернино и др. Нужно отметить, что выполнение экологических программ в Нижегородской области проводится в основном за счет экологических фондов.
В ходе подготовки и реализации
на территории Российской Федерации
проекта Глобального
На основе стратегии подготовлен
план действий по сохранению биоразнообразия
Нижегородской области на 2001 – 2005
гг., который утвержден
В Нижегородской области
природоохранные органы не просто фиксируют
интенсивность загрязнения