Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Процесс взаимодействия человека с природой есть содержание любого производства. Экономика поэтому представляет собой искусство рационального и эффективного управления этим процессом, иначе, как показывает мировой и наш опыт хозяйствования, природопользования, неизбежны экономические и экологические кризисы. Понятия, процессы «экономика» и «экология» (от греческого эйкос - дом, жилище, местопребывание и логия - наука об отношениях растительных и животных организмов, их сообществ с окружающей средой) неразделимы, тесно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга. Эта объективная необходимость и реальность. Понимать ее человек, общество начали всерьез с развитием научно-технической революции конца XIX века, когда на смену примитивным орудиям труда пришли более совершенные. Термин «экология» впервые появился в 60-х годах XIX столетия и был предложен в 1866 году немецким биологом-эволюционистом, сторонником и пропагандистом учения Ч. Дарвина Эрнстом Геккелем.
ЭПО предполагает:
- перераспределение объектов собственности между хозяйствующими субъектами
- изменение характера управления объектами собственности.
Единой оценки экологизации экономики в обществе нет, и наверное никогда не будет. Преобладают полярные точки зрения.
1.Экологические проблемы - неизбежное зло, решать их надо так же, как и экономические.
2. Экологизация экономики - единственное спасение человечества от катастрофы, и ради него можно пойти на любые меры.
Представляется, что истина лежит где-то посередине, универсальной формулы экономической эффективности не существует.
2.2. Экологические ограничения развития экономики.
Особенностью современного производства является то, что технология все больше удаляется от использования природных материалов и циклов естественного круговорота веществ в природе. В процессе производства и потребления в окружающую природную среду вносятся огромные, все возрастающие количества таких веществ, которые чужды биогеохимии экологических систем и природных ландшафтов - синтетических пластиков, детерогентов, фреонов, пестицидов. Вместе с ксенобиотиками в окружающую среду попадают и биогенные элементы в количествах, превосходящих ассимиляционную и самоочищающую способность природных систем.
Антропогенное воздействие можно сгруппировать по следующим видам загрязнений:
ингридиентное загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;
параметрическое загрязнение, приводящее к изменениям качественных параметров окружающей среды;
биоценотичное загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;
стационально-деструкционное загрязнение, представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.
Экологическая емкость территорий является пределом, который не должен быть нарушен в процессе производства и расселения людей. Без оценки экологической емкости территорий невозможна выработка научно обоснованных рекомендаций по развитию производительных сил страны и разработки как чисто природоохранной стратегии, так и стратегии устойчивого развития.
Экологическая емкость территории определяется, с одной стороны, совокупностью природных компонентов - воздушного бассейна, водоемами, земельными площадями и запасами почвы, флорой и фауной, с другой - мощностью потоков биогеохимического круговорота, скоростью атмосферного газообмена, пополнения объемов чистой воды, процессов почвообразования, продуктивностью биоты.
Для того, чтобы было обеспечено устойчивое развитие, суммарная антропогенная нагрузка не должна превышать самовосстановительный потенциал природных систем. В свою очередь антропогенное влияние складывается из двух основных факторов: плотности населения и техногенной насыщенности территории. Показатель для классификации территорий - эргодемографический индекс (ЭДИ):
ЭДИ = 7 х 10 -6 х / R s S , где
- средняя плотность населения территорий, чел./км2 ;
- средняя плотность населения страны, чел./км2;
- общий расход топлива и топливных эквивалентов электроэнергии на рассматриваемой территории, тут/год;
R s - суммарная солнечная радиация, тут/км 2 год;
S - площадь территории, км 2.
В понятие экологической емкости территории входит экологическая техноемкость территории - обобщенная характеристика территории, количественно соответствующая максимальной техногенной нагрузке, которую может выдержать и переносить в течении длительного времени совокупность реципиентов и экологических систем территории без нарушения их структурных и функциональных свойств. Экологическая техноемкость территории (ЭТТ) количественно определяется суммой экологических техноемкостей компонентов природного комплекса (атмосферы i=1, гидросферы i=2, и педосферы, т.е. сочетание почвы и биоты - i=3). При расчете показателя ЭТТ необходимо знание пороговых эффектов и длительность воздействия техногенных факторов. Расчет ЭТТ основан на допущении, согласно которому ЭТТ составляет долю общей экологической емкости территории, определяемую коэффициентом вариации отклонения состава среды от его естественного уровня и его колебаний. Превышение данного уровня изменчивости считается полученным за счет антропогенных воздействий, достигших предела устойчивости природного комплекса рассматриваемой территории. Оценка экологической техноемкости территории рассчитывается по формуле
- коэффициент перевода массы в условные тонны или, иначе говоря, коэффициент относительной опасности примесей;
Э i - оценка экологической емкости i-й среды т/год;
Х i - коэффициент вариации для естественных колебаний содержания основной субстанции в среде.
Рассчитанная величина ЭТТ является компромиссом между социально-экономическими и социально-экологическими требованиями. С позиций экоразвития такой компромисс недопустим.
Более объективный показатель - норматив предельно допустимой нагрузки (ПДНТ). Он отличается от ЭТТ тем, что в первом учитывается еще и социальная ценность объектов, испытывающих техногенную нагрузку. Расчет основан на ограничении техногенной нагрузки предельной возможностью природного комплекса территории сохранять целостность экосистем и качество среды путем преобразования солнечной энергии для процессов самоочищения и регенерации. Энергетический эквивалент суммарной величины ПДНТ определяется по формуле
Е- предельно допустимое потребление топлива и энергии на рассматриваемой территории на нужды производства и транспорта, тут/год;
- коэффициент, учитывающий антропогенную насыщенность территории
R - радиационный баланс территории, ккал/см2год;
W - средний модуль поверхностного стока, м3/га сут;
Р - удельная продукция сухого вещества биомассы т/км2год;
S - площадь территории, км2;
k e - нормативный минимум бытового расхода энергии на одного человека, тут/чел. в год;
N - общая численность населения на рассматриваемой территории.
Очевидно, если природоемкость производственного комплекса территории не превышает ПДНТ, то рассматриваемую территорию можно считать благополучной. В противном случае происходит разрушение природной среды территории.
2.3. Принципы и методы оценки эффекта и экономической эффективности экологически значимых мероприятий.
К числу экологически значимых относятся самые разнообразные мероприятия, непосредственно влияющие на экологические характеристики среды, а так же на процессы взаимодействия человека и тех объектов, которые имеют хозяйственную, социальную или биоресурсную ценность, с элементами окружающей среды.
Все подобные мероприятия на стадии их проектирования нуждаются в экономической оценке, особенно при наличии нескольких конкурирующих вариантов, а процессы, отражающиеся на состоянии природных ресурсов и параметрах окружающей среды, требуют применения экономических средств регулирования, различных экономических стимулов и санкций (платежей, штрафов), рыночных механизмов регулирования и т.д. Принципы оценки эффективности проектных вариантов, даже резко отличающихся по степени экологической значимости мероприятий, во многом сходны.
Экологически значимые, в том числе экологически ориентированные, мероприятия и программы различаются по видам головных заказчиков - федеральные или местные органы, фирмы (корпорации) и т.д. и по источникам финансирования - федеральный бюджет, внебюджетные фонды - экологические и иные, средства различных фирм, компаний, заемные средства и субсидии, в том числе внешние и др.
Природопользователи (в широком смысле) - это федеральные и региональные органы, корпорации, фирмы всех форм собственности, а так же физические лица, реализующие экологически и ресурсозначимые мероприятия, эксплуатирующие природные ресурсы и воздействующие на параметры окружающей среды.
Ресурсно- и экологически значимые мероприятия целесообразно разделить на три группы:
А) целевые;
Б) многоцелевые;
В) мероприятия с побочными ресурсными (или, соответственно, побочными экологическими) последствиями
Целевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение только экологических или социально-экологических позитивных результатов.
Многоцелевые экологически значимые мероприятия направлены на достижение как экологических, так и иных позитивных результатов (например производственно-хозяйственных, социальных и т.п.).
Мероприятия с побочными экологическими последствиями направлены на достижение не экологических, а иных позитивных экономически значимых (производственных, социальных) результатов, но влияют на параметры окружающей среды. Возникающие в результате их реализации экологические последствия могут быть как позитивны, так и негативны.
Общие принципы экономического анализа эффективности любых мероприятий одинаковы - это сравнение результатов (R) мероприятий с затратами на них (Z). Все компоненты вектора затрат Z имеют, как правило, «негативную» с общественной точки зрения природу - в том смысле, что чем меньше их численные значения (затраты ресурсов), тем лучше. В противоположность этому компоненты вектора результатов R могут быть как «позитивны», так и «негативны». В связи с этим вместо вектора результатов R следует рассматривать два вектора: вектор позитивных результатов P и вектор негативных результатов N (сумма их размерностей равна, разумеется, размерности вектора R). Величина экономического эффекта Э от реализации мероприятия вводится равенством
Э=R-Z=P-N-Z.
Мероприятие экономически
эффективно, если Э > 0, и экономически
неэффективно в противном случае. Если
результат R представляет собой оценку
изменения чисто экологических факторов
вследствие реализации мероприятия, то
оно экологически эффективно, если R>0.
Экологически эффективное мероприятие
может быть экономически неэффективным,
т.е. может оказаться, что для него Э<0.
Глава 3. Экономический рост и проблемы экологии (на примере республики Карелия)
3.1. Политика правительства Республики Карелия в области экологии.
Правительством Республики Карелия поставлена цель стабилизации экологической ситуации, повышения эффективности охраны окружающей среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Среди основных задач в этом направлении присутствуют такие:
- обеспечение минимального воздействия производства и потребления на окружающую природную среду и население
- создание системы переработки и утилизации отходов производства и потребления
- увеличение бюджетных и частных ассигнований на охрану окружающей природной среды, природно-культурных комплексов и обеспечение их целевого использования.
Разработаны механизмы реализации для их решения:
- обеспечение целевого использования средств, полученных от платежей за загрязнение окружающей природной среды, при условии обязательного их направления на мероприятия по восстановлению и охране окружающей природной среды.
- содействие разработке и внедрению механизмов компенсации потерь, связанных с ухудшением здоровья людей, экологическими нарушениями.
- повышение качества экологической и комплексной эколого-культурной экспертизы.
- содействие техническому перевооружению производства, модернизации действующих и внедрению новых технологий и процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую природную средую.
- разработка и реализация республиканской целевой комплексной программы «Отходы производства и потребления».
- реализация системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды
- принятие республиканских нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды в рамках компетенции Республики Карелия.