Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Процесс взаимодействия человека с природой есть содержание любого производства. Экономика поэтому представляет собой искусство рационального и эффективного управления этим процессом, иначе, как показывает мировой и наш опыт хозяйствования, природопользования, неизбежны экономические и экологические кризисы. Понятия, процессы «экономика» и «экология» (от греческого эйкос - дом, жилище, местопребывание и логия - наука об отношениях растительных и животных организмов, их сообществ с окружающей средой) неразделимы, тесно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга. Эта объективная необходимость и реальность. Понимать ее человек, общество начали всерьез с развитием научно-технической революции конца XIX века, когда на смену примитивным орудиям труда пришли более совершенные. Термин «экология» впервые появился в 60-х годах XIX столетия и был предложен в 1866 году немецким биологом-эволюционистом, сторонником и пропагандистом учения Ч. Дарвина Эрнстом Геккелем.
2. Рисковый характер. Рисковый характер предпринимательской деятельности в деятельности внешнеэкономической проявляется, пожалуй, наиболее ярко. При проведении международных операций возникает множество рисков, которые затрагивают интересы экспортеров, импортеров и, конечно же, инвесторов. При этом выделяются риски, связанные с личностью контрагента - «риск неисполнения», «кредитный риск» или риск неплатежа в силу несостоятельности контрагента или его нежелания платить, а также риски, связанные с событиями, не зависящими от воли сторон: собственно имущественные риски (риск уничтожения товара или транспортных средств в силу аварий и других событий), политические риски и риски изменения экономической ситуации. Для защиты от рисков усложняется порядок расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности, в частности расчеты проводятся по аккредитиву и документарному инкассо, контракты включают условия об имущественном и кредитном страховании. Наиболее сложным риском является политический, так как международный бизнес еще не выработал достаточно устойчивых механизмов защиты от неплатежей в силу политических обстоятельств. Страхование таких рисков в рамках известных видов страхования невозможно.
3. Регистрация участника предпринимательской деятельности.
Как известно, предприниматель вправе заниматься коммерческой деятельностью только после регистрации в установленном порядке. В России действует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001года. Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны - происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.
Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.
С точки зрения права внешне экономической деятельности внешний характер отношения определяется следующим образом. Можно выделить два фактора.
1. Первый - характеристика субъектного состава участников правоотношения. Второй - «география» перехода прав на имущество, передаваемое по сделке. С точки зрения характеристики субъектного состава мы должны констатировать, что отношение является внешнеэкономическим, если в нем принимает участие хотя бы один резидент и хотя бы один нерезидент (что, в принципе, соответствует концепции третьей части ГК РФ, поскольку налоговое, валютное законодательство понимает под нерезидентами иностранные лица, в том числе их филиалы в России).
Стоит учитывать, что ряд международных договоров, применяемых к международному бизнесу, по-иному определяет необходимый субъектный состав. В частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 год) так раскрывает этот признак: договор купли-продажи считается имеющим международный характер, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей. То есть филиал иностранной компании в России, являющийся по нашему законодательству нерезидентом, не будет считаться «коммерческим предприятием, находящимся за рубежом», и с точки зрения этой Конвенции договор купли-продажи, заключенный российским предпринимателем с таким филиалом, не считается международным. Стоит, однако, учитывать, что такое иное определение в ряде международных договоров необходимого субъектного состава внешнеэкономических отношений не влияет на данное выше описание признака субъектного состава. Это связано с тем, что подобные международные договоры через сужение субъектного состава участников соответствующих отношений лишь очерчивают ту сферу международного бизнеса, к которой они должны будут применяться, и не регламентируют само понятие внешнеэкономической деятельности, определяемое национальным законодательством.
2. Второй фактор заключается в том, что деятельность участников отношения должна быть направлена на перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенного имущества.
Так, законодательство связывает с внешней деятельностью осуществление операций по экспорту и импорту. Согласно статье 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: экспорт - вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Стоит особо подчеркнуть, что закон не связывает ни импорт, ни экспорт с субъектным составом участников отношений, а только с фактом пересечения границы.
В зависимости от того, что является объектом внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие формы осуществления внешнеэкономической деятельности:
1) Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;
2) Внешняя торговля услугами и выполнение работ;
3) Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом;
4) Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) - договоры о создании и/или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг);
Вопрос о субъектах, в принципе, изучается во всех фундаментальных дисциплинах, таких как гражданское, административное право и так далее. Поэтому, мы остановимся на нем достаточно кратко. Как мы уже видели, в отношения по осуществлению внешнеэкономической деятельности вовлечены 2 группы субъектов:
1. Частные субъекты, которые непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность;
2. Субъекты публичного права, которые преимущественно эту деятельность регулируют.
Первая группа субъектов представляет собой зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, индивидуальных предпринимателей, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.
Резиденты:
Юридические лица, которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. В настоящий момент таким органом является районная Инспекция ФНС, на территории, где находится место нахождения организации, под которым по общему правилу признается место нахождения ее руководящих органов.
Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также в качестве резидентов филиалы и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы и представительства являются резидентами, связано с избежанием недоразумений, которые могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.
Физические лица, имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в том числе временно находящиеся на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством будет отметка о государственной регистрации по постоянному месту жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В частности, у лица может и не быть постоянного места жительства по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.
Нерезиденты:
Логично было бы утверждать, что к нерезидентам относятся все остальные субъекты правоотношений, а именно:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в».
При осуществлении внешнеэкономической деятельности имеет большое значение вопрос об идентификации иностранного контрагента и установлении его правоспособности.
Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны - происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.
Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.
Для идентификации нам необходим перечень определенных документов, доказывающих статус контрагента.
Деятельность иностранных юридических лиц на территории РФ может осуществляться или непосредственно головной организацией, или путем открытия представительств или филиалов. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, но налоговое законодательство признает филиалы иностранных юридических лиц на территории РФ российскими налоговыми резидентами. В соответствии со ст.21 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ филиалы иностранных юридических лиц в РФ вправе осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.199 №1419 (по филиалам) и Приказом Минюста от 25.11.199 №341 (по представительствам - требования об аккредитации представительств в законе нет) аккредитацию осуществляет государственная регистрационная палата при Минюсте РФ. Видимо, в связи с изменением структуры ФОИВ следует ожидать передачи этой функции налоговым органам.
Отказ в аккредитации возможен в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Кроме того, иностранные организации могут участвовать в создании юридических лиц на территории РФ. Раньше существовала самостоятельная организационно-правовая форма - совместное предприятие. В настоящее время такие организации образуются в одной из известных российскому законодательству организационно-правовых форм и они являются резидентами РФ. Тем не менее законодательство об иностранных инвестициях предоставляет таким российским лицам с иностранными инвестициями определенные льготы, не очень значительные, впрочем.
Вопрос об участии лиц публичного права во внешнеэкономических отношениях имеет двойственную природу. Во-первых, это государственные органы, которые выступают в административных отношениях при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. В частных отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в лице их органов. Согласно ст.11 ФЗ «Об основах госрегулирования ВТД» эти субъекты могут участвовать в ВЭД только в случаях, предусмотренных законодательством. В случае самостоятельного выступления государственных и муниципальных образований, в отношении них действуют исключения из общих правил законодательства. Например, существует иммунитет государства, который разделяется на: иммунитет собственности государства, означающий запрет на конфискацию или иное принудительное отчуждение имущества, принадлежащего иностранному государству; судебный иммунитет, который означает невозможность привлечения государства к ответственности на территории другого государства. Традиционно иммунитет является абсолютным, но с некоторых пор распространение получил т.н. «функциональный иммунитет», согласно которому государство не может быть привлечено к иностранному суду за действия, которые являются актами власти, но по делам, связанным с коммерческой деятельностью государства, судебный иммунитет не действует. Ст.251 АПК РФ: «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти…» кроме того, в отношениях с публичными субъектами действуют ограничения в выборе применимого права. как правило, в таких отношениях применяется собственное право государства, вне зависимости от содержания коллизионных норм.