Экономическая эффективность использования водных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является выявить показатели потребности воды и ее использования, ведь она ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1 Современное состояние и проблемы водохозяйственного комплекса……....................................................................................................5
1.1 Водные ресурсы и их качественная характеристика………………………………………………………………...5
1.2 Влияние качества питьевой воды на здоровье людей………………………………………………………………………….11
1.3 Медико – экологическая ситуация, обусловленные водным фактором………………………………………………………………………17
2 Обоснование необходимости решения проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой программным методом………………………………………………………………………..18
2.1 О целевой программе ХМАО - Югры «Чистая вода» на 2011 - 2013 годы…………………………………………………………………………..20
2.2 Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры от 19 ноября 2010 г. № 297-п……………….21
Заключение………………………………………………………………..….42
Литература………………………………………………………………...….43

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике ПП.doc

— 618.00 Кб (Скачать)

По данным центра Госсанэпиднадзора, в Тюменской  области общий ущерб только от инфекционных заболеваний в 2005 году составил 443 млрд. руб., в том числе без гриппа и ОРЗ - более 97 млрд. руб. [5].

 

2. Обеспечение качественной водой население ХМАО.

                        

 

2.1. О целевой программе Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры «Чистая вода» на 2011 - 2013 годы

 

В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 сентября 2008 года № 396-рп  
«О разработке долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Чистая вода» на 2010-2020 годы», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года № 306-п «О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного - Югры»  
(с изменениями на 9 октября 2009 года), в целях обеспечения населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры качественной питьевой водой Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  
п о с т а н о в л я е т:

 

1.Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Чистая вода» на 2011-2013 годы (далее - Программа) (прилагается).

 

2.Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 

3.Рекомендовать органам  местного самоуправления Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры утвердить аналогичные программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

 

4.Опубликовать настоящее постановление в газете «Новости Югры».

 

5.Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.

 

6.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.Ф.Новицкого

 

 

 

Губернатор

Ханты-Мансийского

                                                                            автономного округа - Югры          Н.В.Комарова

 

 

 

 

Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Чистая вода» на 2011-2013 годы

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

«Чистая вода» на 2011-2013 годы

Дата принятия решения  о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

распоряжение Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 сентября 2008 года  
№ 396-рп «О разработке долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного и округа – Югры «Чистая вода» на 2010-2020 годы»

Разработчик Программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального  комплекса Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры

Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2010 года № 297-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Чистая вода» на 2011-2013 годы»

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Государственные заказчики Программы

Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального  комплекса Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры, муниципальные образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель Программы

обеспечение населения  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры чистой питьевой водой и  защита природной воды от попадания  в нее загрязняющих веществ 

Задачи Программы

1. Обеспечение  населения достаточным количеством качественной питьевой воды соответствующего существующим нормам водопотребления и рациональное использование водных ресурсов.

2. Защита природной  воды от попадания в нее  загрязняющих веществ при сбросе  бытовых сточных вод в водные  объекты.

3. Повышение надежности систем водоснабжения и водоотведения.

4. Повышение  эффективности управления в секторе  водоснабжения и водоотведения  и стимулирование долгосрочных  частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения

Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы

реализация  Программы должна обеспечить достижение  
в 2013 году следующих показателей:

1. Повышение  уровня обеспечения населения  централизованными системами водоснабжения  до 90,7%, водоотведения до 87,5%

2. Повышение  процента проб питьевой воды на выходе из водоочистных сооружений, соответствующих нормативным требованиям с 51,3% до 53,4%

3. Повышение  процента проб сточных вод  после канализационных очистных  сооружений, соответствующих нормативным  требованиям с 68% до 69,1%

4. Сокращение процента потерь воды в сетях водоснабжения до 17,9%

5. Сокращение  удельной энергоемкости сооружений  очистки питьевой воды до 1,55 кВт-ч/куб.м

6. Сокращение  удельной энергоемкости канализационных  очистных сооружений до 1,1 кВт-ч/куб.м

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Перечень подпрограмм

нет

Объемы и источники  финансирования Программы

на реализацию Программы в 2011-2013 годах планируется направить 6 677 681,5 тыс. руб., в том числе:

бюджет автономного  округа – 1 138 000,0 тыс. руб.;

бюджет муниципальных образований – 80 556,4 тыс. руб.;

привлеченные внебюджетные средства – 5 459 125,1 тыс. руб.

По годам:

2011 год – 2 159 820,3 тыс. руб., в том числе:

бюджет автономного  округа – 388 000,0 тыс. руб.;

бюджет муниципальных  образований – 26 196,5 тыс. руб.;

привлеченные внебюджетные средства – 1 745 623,8 тыс. руб.;

2012 год – 2 267 930,2 тыс. руб., в том числе:

бюджет автономного  округа – 384 000,0 тыс. руб.;

бюджет муниципальных  образований – 27 179,4 тыс. руб.;

привлеченные внебюджетные средства – 1 856 750,8 тыс. руб.;

2013 год – 2 249 931,0 тыс. руб., в том числе:

бюджет автономного  округа – 366 000,0 тыс. руб.;

бюджет муниципальных  образований – 27 180,5 тыс. руб.;

привлеченные внебюджетные средства – 1 856 750,5 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

реализация  Программы обеспечит достижение в 2013 году бесперебойного гарантированного удовлетворения потребностей 69,7% населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в питьевой воде


 

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена  целевая программа

 

Обеспечение населения  чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития России и Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры  (далее – автономный округ).

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье населения  и качество жизни. Отсутствие чистой воды является основной причиной распространения  кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличивается степень риска возникновения «воднозависимых патологий», и усиливается воздействие на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20 % всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды.

Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни.

 

    1. Источники водоснабжения

 

Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов  автономного округа являются подземные воды (76 %).

Качество сырой воды подземных  источников не соответствует нормативным  требованиям, предъявляемым к питьевой воде, по содержанию железа, марганца, цветности; в отдельных скважинах  – по мутности, фтору, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди.

 

    1. Состояние систем водоподготовки

 

Проектная мощность водопроводных  очистных сооружений по автономному  округу – 639,2 тыс. куб. м/сут. Основные мощности сооружений сконцентрированы в городах  и крупных поселках, тогда как  в сельских населенных пунктах полностью отсутствуют станции водоподготовки. Эффективность водоподготовки, основанной, как правило, на традиционных технологиях, недостаточно высока и не обеспечивает нормативные содержания, в первую очередь железа и кремния, в очищенной питьевой воде. Системы обеззараживания воды также работают недостаточно эффективно.

 

    1. Сети водоснабжения

 

Основной проблемой  водопроводных сетей является загрязнение  питьевой воды продуктами коррозии трубопроводов. Высокий износ сетей становится результатом высокой аварийности.

В среднем по автономному округу неучтенные потери воды (коммерческие и физические) составляют около 18 % от объема воды, подаваемой в сеть, однако в отдельных населенных пунктах (Белоярский, Пыть-Ях, Югорск, Советский, Лянтор) потери превышают 30 %.

 

 

    1. Водоотведение и очистка сточных вод

 

Объем сточных вод, собираемых в системы водоотведения, в целом  по автономному округу составляет около 115 млн. куб. м/год. Шестьдесят восемь процентов  очищенных сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений, соответствуют нормам качества, 32 % - классифицируются как неочищенные и ненормативно очищенные.

 

    1. Обеспеченность населения услугами водоснабжения и водоотведения

 

В настоящее время  обеспеченность населения услугой  централизованного водоснабжения  в целом по автономному округу составляет 90,4 %, системой централизованного водоотведения 86,9 %. В городах обеспеченность централизованного водоснабжения составляет 95,7 %, централизованного водоотведения 93,9 %.

 

    1. Тарифы и нормы

 

Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных  вод в автономном округе на уровне средних в других российских регионах (20 руб. и 21 руб. за куб. м для водоснабжения  и водоотведения соответственно) и приблизительно в два раза ниже, чем в странах Западной Европы. При относительно низком уровне тарифов потребление воды в автономном округе превышает потребление воды в развитых странах. Это связано как с высокими потерями воды, так и с исторически сложившимся стереотипом потребления воды как «бесплатного» ресурса, а также отсутствием стимулов по снижению потребления.

Удельное водопотребление  в среднем по автономному округу составляет около 200 л/сут. на человека, этот показатель уменьшается из года в год. Это значительно ниже, чем  в среднем по Российской Федерации (367-69 л/сут. на одного городского жителя), однако выше, чем в городах Западной Европы (не более 150 л). Сокращение объемов нерационального потребления коммунальных услуг является одной из важных задач.

 

Раздел 2. Основные цели, задачи и целевые показатели Программы

 

Основные цели и задачи целевой Программы приведены  в Паспорте Программы.

Целевые показатели приведены  в таблице 1.

Реализация Программы  позволит:

  1. Повысить общий уровень качества жизни населения автономного округа за счет повышения качества и надежности услуг водоснабжения и водоотведения, а также расширения сферы оказываемых услуг.
  2. Обеспечить бесперебойное гарантированное удовлетворение потребностей населения автономного округа в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд.
  3. Повысить уровень технического обеспечения и улучшить условия труда работников водоканализационного хозяйства.
  4. Сократить эксплуатационные затраты предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) за счет внедрения энергоэффективного оборудования, средств автоматизации и диспетчеризации, модернизации технологических процессов, сокращения объема ремонтных работ, оптимизации работы сетей и сооружений на сетях водоснабжения и водоотведения.
  5. Снизить объем и увеличить эффективность использования потребляемых ресурсов.
  6. Улучшить экологическую ситуацию в автономном округе.
  7. Повысить эффективность управления в секторе ВКХ.

Непосредственная эффективность от реализации программных мероприятий определяется достижением запланированных показателей.

В конечном итоге эффективность  выполнения программы будет выражаться в увеличении доли населения, обеспеченного  питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.

За счет строительства  новых и модернизации и реконструкции  имеющихся очистных сооружений канализации  существенно снизится антропогенная  нагрузка на водоемы автономного  округа.

После ввода в эксплуатацию систем очистки увеличится объем  воды, прошедшей через очистные сооружения.

Результаты от реализации Программы будут выражаться в  повышении надежности и эффективности  систем водоснабжения за счет их модернизации и реконструкции, развитии систем забора и транспортировки воды, восстановлении систем водоподготовки, снижении уровня износа оборудования, использовании станций очистки воды, рациональном использовании энергии, сырья и материалов.

 

Раздел 3. Программные  мероприятия

 

Основные программные  мероприятия приведены в таблице 2.

Программа предполагает проведение комплекса технических, организационно-управленческих и научно-исследовательских мероприятий, направленных на решение существующих проблем водоснабжения и охраны источников воды.

Обеспечение достаточного количества и качества питьевой воды предполагает:

модернизацию, реконструкции  существующих сооружений систем водоснабжения, оптимизации технологических процессов, внедрения новых материалов и  технологий,

строительство новых  сооружений систем водоснабжения,

снижение рисков вторичного загрязнения питьевой воды при ее доставке потребителям,

создание возможностей для обеспечения местной доочистки  поставляемой воды у потребителя,

подключение новых потребителей к существующим системам централизованного  водоснабжения за счет строительства  новых водоводов и развития распределительных сетей и сооружений на сетях с использованием имеющегося резерва производительности водозаборов и станций водоподготовки.

Местоположение новых  объектов в рамках Программы будет  осуществляться в соответствии с  параметрами, определенными документами территориального планирования поселений, утвержденными в установленном порядке.

Объекты водоснабжения  и водоотведения, строительство  которых уже ведется, обеспечены проектно-сметной документацией, прошедшей  государственную экологическую экспертизу.

Реализация программных  мероприятий не окажет влияния на режимы охраны природных объектов.

Повышение качества очищенных  сточных вод предполагает, прежде всего, реконструкцию существующих очистных сооружений, а также строительство в некоторых населенных пунктах локальных модульных сооружений очистки сточных вод. Кроме того, может потребоваться пересмотр технических условий на прием стоков в муниципальные сети водоотведения с тем, чтобы стимулировать устройство промышленными потребителями услуг водоотведения локальных установок предочистки сточных вод.

Повышение эффективности  и надежности систем водоснабжения  и водоотведения будет достигаться  путем использования результатов  гидравлического моделирования  и планирования развития сетей и  систем водоснабжения и водоотведения при реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения.

Проведение мероприятий  по модернизации и развитию систем водоснабжения и водоотведения  призвано повысить инвестиционную привлекательность  предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и подготовить почву для привлечения устойчивых источников финансирования и эффективных инвестиционных проектов в водопроводно-канализационное хозяйство.

Для финансирования мероприятий  Программы предполагается использование собственных средств предприятий, в том числе привлечение заемных средств (займов международных и/или российских банковских институтов).

 

Раздел 4. Обоснование

ресурсного обеспечения целевой программы

 

Объем средств на реализацию Программы за счет средств бюджета автономного округа устанавливается законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Привлечение средств  муниципальных образований автономного  округа предусматривается на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство объектов водоснабжения и водоотведения.

Привлечение внебюджетных средств планируется осуществлять за счет средств организаций коммунального  комплекса, кредитных средств, предоставляемых  для осуществления мероприятий настоящей Программы.

Мероприятия Программы  по реконструкции, расширению, модернизации, строительству объектов водоснабжения  и водоотведения, по частичному субсидированию процентных ставок по привлекаемым кредитным  средствам финансируются и выполняются  по программе «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса на 2011-2013 годы».

Информация о работе Экономическая эффективность использования водных ресурсов