Экология жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 12:23, реферат

Описание работы

Изучение сообществ позволяет более точно определять причины изменений численности отдельных групп организмов, правильно организовывать ведение сельского, охотничьего или лесного хозяйства, разрабатывать способы борьбы с инфекциями, планировать размещение населенных пунктов и т.д. Здесь мы сталкиваемся со следующим, еще более сложным разделом экологии – экологией сообществ.

Работа содержит 1 файл

Экология.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

 Понятия "экосистема" и "адаптация" тесно связаны  между собой. Они ориентированы  на совместное рассмотрение понятий  "система" и "среда", их  влияния друг на друга. Экологическое равновесие обеспечивает в природе устойчивость существования совокупности животных, растительных организмов и человека. В основе экологического равновесия лежит относительное постоянство круговорота веществ в каждой конкретной экосистеме. В связи с этим уместно подчеркнуть, что простые системы экологически нестабильны и, наоборот, разнообразие – залог стабильности. 

 Прибавление  особей обусловливается биотическим  потенциалом, их гибель – сопротивлением  среды. Подобное равновесие называют динамическим, так как параметры сопротивления редко подолгу остаются неизменными. Размер популяций является результатом динамического равновесия между их биотическим потенциалом и сопротивлением среды. 

 Нечто подобное  можно сказать и относительно вида. Основным условием, определяющим жизнеспособность вида, является его способность устанавливать и поддерживать равновесие с другими видами в пределах экосистемы, обеспечивающей эффективный круговорот биогенов и устойчивый поток энергии.

 Что касается человечества, то оно имеет дело с промежуточными равновесиями и не достигло еще собственного популяционного равновесия, которое можно считать исходным для построения остальных равновесий. 

 Выделенный  нами подход к экологическим  проблемам иллюстрируется рядом важнейших экологических принципов и законов. 

 Отметим правило  В. Шелфорда, согласно которому  процветание популяции зависит  от комплекса экологических факторов, каждому из которых соответствует  определенный диапазон выносливости (толерантности). К этому правилу примыкает закон Ю. Либиха, который сформулировал его применительно к сельскохозяйственным культурам: вещество, имеющееся в минимальном объеме, определяет урожай, а также величину и устойчивость последнего во времени.

 Обычно правило  Шелфорда объединяется с законом Либиха в принцип лимитирующих факторов. К этим законам следует добавить правило А.

 Мичерлиха:  продуктивность биологической системы  определяется всей совокупностью  действующих экологических факторов. Это правило может рассматриваться как поправка к закону Либиха. В основе данного правила лежит математическая формула, описывающая совокупное действие экологических факторов и их взаимодействие. В 1918 г. правило было дополнено математической формулой и преобразовано Б. Бауле в закон совокупного действия Мичерлиха–Бауле. 

 В экологии  следует особо отметить термодинамический  метод, который позволяет исследовать  передачи массы и энергии. С  ним связаны цепи питания, а  также загрязнения окружающей  среды. Процессы деградации энергии  неизбежны, но начала термодинамики не запрещают с помощью работы преобразовать более опасные продукты деградации в менее опасные. Особенно много разрушающего (деградационного) действия производит неразумно организованная энергетика. В настоящее время одна она способна привести к всепланетарной экологической катастрофе. 

 Циклические  процессы, с которыми связаны  взаимодействия организмов и  окружающей их среды, часто  бывают организованы весьма сложным  образом.

 Согласно  Вильямсу, солнечная радиация вызывает  на Земле два вида круговорота веществ: геологический и биологический. Следовательно, все циклические взаимодействия систем с окружающей их средой вовлечены в эти планетарные циклы. 

 Таким образом,  все рассмотренные основные понятия  экологии тесно связаны с различными типами равновесий, причем равновесий динамических, т.е. непрерывно регулирующихся. Экологию можно считать ступенью восхождения к планетарному мышлению. 

 Экология  – это наука, изучающая условия  существования живых организмов  и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Э. Геккель (1866) в своем капитальном труде "Всеобщая морфология организмов". Он писал: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт". 

 Однако в  настоящее время отмечается разнообразие  толкования самого термина: 

1) экология –  одна из биологических наук, изучающая  живые системы в их взаимодействии  со средой обитания; 

2) экология –  комплексная наука, синтезирующая  данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества; 

3) экология –  особый общенаучный подход к  исследованию проблем взаимодействия  организмов, биосистем и среды  (экологический подход); 

4) экология –совокупность  научных и практических проблем  взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). 

 Заключение 

 Итак, я познакомилась  с основными разделами экологии. Завершение любого курса из  тех дисциплин, с которыми я  знакомилась, требует подведения  некоторых итогов. Знакомясь с  экологией, я узнала, что устойчивое существование организмов в природе обеспечивается определенным способом их организации.

 Литература 

1. Брылов С.А., Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. Охрана  окружающей среды. 

2. Вронский В.А.  Прикладная экология: учебное пособие.  – Ростов н/Д.: 

 Феникс, 1996. 

3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда  и ее охрана. 

4. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции  современного естествознания: Учебн.  пособие для вузов. – М.: Аспект  Пресс, 2000. 

5. Криксунов  Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9класс: Учеб. для общеобразов. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1997. 

6. Справочник  по охране природы / Под ред.  К.П. Митрюшкина.

Информация о работе Экология жизни