Понятия "экосистема"
и "адаптация" тесно связаны
между собой. Они ориентированы
на совместное рассмотрение понятий
"система" и "среда", их
влияния друг на друга. Экологическое
равновесие обеспечивает в природе устойчивость
существования совокупности животных,
растительных организмов и человека. В
основе экологического равновесия лежит
относительное постоянство круговорота
веществ в каждой конкретной экосистеме.
В связи с этим уместно подчеркнуть, что
простые системы экологически нестабильны
и, наоборот, разнообразие – залог стабильности.
Прибавление
особей обусловливается биотическим
потенциалом, их гибель – сопротивлением
среды. Подобное равновесие называют
динамическим, так как параметры сопротивления
редко подолгу остаются неизменными. Размер
популяций является результатом динамического
равновесия между их биотическим потенциалом
и сопротивлением среды.
Нечто подобное
можно сказать и относительно
вида. Основным условием, определяющим
жизнеспособность вида, является его способность
устанавливать и поддерживать равновесие
с другими видами в пределах экосистемы,
обеспечивающей эффективный круговорот
биогенов и устойчивый поток энергии.
Что касается
человечества, то оно имеет дело с промежуточными
равновесиями и не достигло еще собственного
популяционного равновесия, которое можно
считать исходным для построения остальных
равновесий.
Выделенный
нами подход к экологическим
проблемам иллюстрируется рядом важнейших
экологических принципов и законов.
Отметим правило
В. Шелфорда, согласно которому
процветание популяции зависит
от комплекса экологических факторов,
каждому из которых соответствует
определенный диапазон выносливости
(толерантности). К этому правилу примыкает
закон Ю. Либиха, который сформулировал
его применительно к сельскохозяйственным
культурам: вещество, имеющееся в минимальном
объеме, определяет урожай, а также величину
и устойчивость последнего во времени.
Обычно правило
Шелфорда объединяется с законом Либиха
в принцип лимитирующих факторов. К этим
законам следует добавить правило А.
Мичерлиха:
продуктивность биологической системы
определяется всей совокупностью
действующих экологических факторов.
Это правило может рассматриваться
как поправка к закону Либиха. В основе
данного правила лежит математическая
формула, описывающая совокупное действие
экологических факторов и их взаимодействие.
В 1918 г. правило было дополнено математической
формулой и преобразовано Б. Бауле в закон
совокупного действия Мичерлиха–Бауле.
В экологии
следует особо отметить термодинамический
метод, который позволяет исследовать
передачи массы и энергии. С
ним связаны цепи питания, а
также загрязнения окружающей
среды. Процессы деградации энергии
неизбежны, но начала термодинамики не
запрещают с помощью работы преобразовать
более опасные продукты деградации в менее
опасные. Особенно много разрушающего
(деградационного) действия производит
неразумно организованная энергетика.
В настоящее время одна она способна привести
к всепланетарной экологической катастрофе.
Циклические
процессы, с которыми связаны
взаимодействия организмов и
окружающей их среды, часто
бывают организованы весьма сложным
образом.
Согласно
Вильямсу, солнечная радиация вызывает
на Земле два вида круговорота веществ:
геологический и биологический. Следовательно,
все циклические взаимодействия систем
с окружающей их средой вовлечены в эти
планетарные циклы.
Таким образом,
все рассмотренные основные понятия
экологии тесно связаны с различными
типами равновесий, причем равновесий
динамических, т.е. непрерывно регулирующихся.
Экологию можно считать ступенью восхождения
к планетарному мышлению.
Экология
– это наука, изучающая условия
существования живых организмов
и взаимосвязи между организмами
и окружающей средой. Впервые термин и
общее определение экологии дал немецкий
биолог Э. Геккель (1866) в своем капитальном
труде "Всеобщая морфология организмов".
Он писал: "Под экологией мы понимаем
сумму знаний, относящихся к экономике
природы: изучение всей совокупности взаимоотношений
животного с окружающей его средой, как
органической, так и неорганической, и
прежде всего – его дружественных или
враждебных отношений с теми животными
и растениями, с которыми он прямо или
косвенно вступает в контакт".
Однако в
настоящее время отмечается разнообразие
толкования самого термина:
1) экология –
одна из биологических наук, изучающая
живые системы в их взаимодействии
со средой обитания;
2) экология –
комплексная наука, синтезирующая
данные естественных и общественных
наук о природе и взаимодействии ее и общества;
3) экология –
особый общенаучный подход к
исследованию проблем взаимодействия
организмов, биосистем и среды
(экологический подход);
4) экология –совокупность
научных и практических проблем
взаимоотношений человека и природы (экологические
проблемы).
Заключение
Итак, я познакомилась
с основными разделами экологии.
Завершение любого курса из
тех дисциплин, с которыми я
знакомилась, требует подведения
некоторых итогов. Знакомясь с
экологией, я узнала, что устойчивое существование
организмов в природе обеспечивается
определенным способом их организации.
Литература
1. Брылов С.А.,
Грабчак Л.Г., Комащенко В.И. Охрана
окружающей среды.
2. Вронский В.А.
Прикладная экология: учебное пособие.
– Ростов н/Д.:
Феникс, 1996.
3. Голубев И.Р.,
Новиков Ю.В. Окружающая среда
и ее охрана.
4. Данилова В.С.,
Кожевников Н.Н. Основные концепции
современного естествознания: Учебн.
пособие для вузов. – М.: Аспект
Пресс, 2000.
5. Криксунов
Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология.
9класс: Учеб. для общеобразов. учеб. заведений.
– М.: Дрофа, 1997.
6. Справочник
по охране природы / Под ред.
К.П. Митрюшкина.