Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:11, доклад
Сколько живу, отношения людей – личные, профессиональные, общественные, духовные – становятся все короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений – теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.
ДОКЛАД
Тема: Экология
отношений: в упряжке
смысла и власти
Экология отношений: в упряжке смысла и власти
Сколько живу, отношения людей – личные, профессиональные, общественные, духовные – становятся все короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений – теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.
Плохо это или хорошо? Я думаю, что хорошо – другое время, другие формы. В условиях такой информационной динамики, такого развития технологий, такой открытости мира у каждого есть возможность прожить не одну, а несколько жизней чуть ли не с чистого листа.
Но,
с другой стороны, информационные системы
меняются намного быстрее, чем системы
убеждений. Если замена настольного
компьютера на ноутбук, а ноутбука на
планшет ассоциируется с
Однако “мусорная цивилизация”, сведя к минимуму срок службы всего, что нас окружает, потянула в свою бездонную корзину и то, с чем мы вовсе не хотели бы расставаться быстро. Вызвав, таким образом, к жизни тему экологии отношений.
В
моем понимании смысл этого
Мы говорим о внутренней экологии отношений, когда сталкиваемся со скукой (“каждый день одно и то же”, “я уже все про него/нее знаю”, “хочется идти дальше, хочется чего-то нового”) или бесконечным соперничеством (“надоело выяснять, кто из нас прав”, “он/она никогда меня не слушает”). Разумеется, такие ситуации в избытке предоставляет нам как личная, так и деловая жизнь, не говоря уже об отношениях с обществом и властью или внутриличностных отношениях (с самим собой).
И мы говорим о внешней экологии отношений, когда человек в отношениях вынужден просто-таки отбиваться от критики (“да разве это тебе пара”, “долго ты еще собираешься загибаться на этой работе?”, “посмотри в зеркало и разберись с собой”, “что ты забыл в этой стране?”) друзей, родителей, коллег или соседей. Отношениям крайне трудно сохраниться, если они не вызывают признания окружающих.
Таким образом, экология отношений – это комплекс понятий, установок, навыков и практик, направленных на сохранений и развитие отношений в разных контекстах жизни.
Есть и еще один момент – актуальность экологии отношений именно для России, с ее тысячелетними иерархиями и вертикалями. Базовая модель отношений у нас иерархична и подразумевает главенство отца (отсюда пресловутый патернализм и мечта о сильной руке). В то же время европейские идеи равенства настолько наклонили уже эту вертикаль, что возник отчетливый конфликт между желаниями и критериями.
В коллективном российском бессознательном (если такое есть) жена – однозначно подчиненная мужу единица. Женщина становится в России выше мужчины только в случае, когда выступает в роли матери-родины. Но это роль бестелесная, для конкретной женщины она практически недоступна. Поэтому девушки, подрастая (даже в неполных семьях, что парадокс) не собираются полагаться на свои силы, а тотально ждут Принца, который приедет на снежно-белом единороге и “спасет” (обеспечит, создаст семью и сделает детей).
Идея
Спасителя чрезвычайно живуча в
народе, и это не только религиозный
аспект. Мы угнетены и задавлены
– всемогущей властью, суровым и
непредсказуемым климатом, метастазами
национального вопроса и еще
тысячью других, не менее больных
вопросов – настолько, что какие-либо
изменения могут случиться
Над
нами всегда кто-то стоял: Бог ли, царь
ли, партия ли, президент. Мы привыкли,
что отвечаем только за ту небольшую
часть своей жизни, за которую
нам позволено отвечать. Но, как
известно, меньше ста процентов ответственности
– это сто процентов
Все было бы ничего – ну, вот такая у нас картина мира, типа, и мы по ней живем. Всегда жили и еще как жили. Ракеты запускали в космос, балеты танцевали, войны и олимпиады выигрывали, Санкт-Петербург построили, Казань взяли, да мало ли. Но ведь сегодня это только половина картины! Другая часть – это горизонталь, равенство, “я сама”, социальные сети, твиттер, где можно самому президенту без посредников сказать то, что думаешь.
Это все, конечно, очень недавнее, шаткое, кривоватое – но оно есть. И создает, надо сказать, конфликт. Раньше мы чувствовали себя ценными оттого, что были причастными к чему-то большему, “национальной идее”, были народом великой страны, которая о нас сурово заботилась. Сейчас в нас инсталлировалась другая часть – которая дает нам чувствовать себя ценными по причине того, что мы научились выживать вопреки этой стране. Это настоящий раскол личности.
А если отношения с самим собой не в порядке, откуда же взяться прочности отношений с другими?
Подводя итог всему пассажу, можно сказать, что мета-миссия экологии отношений как подхода – интегрировать вертикаль и горизонталь, иерархию и самостоятельность, тиранию и демократию. Непосредственно в фокусе находятся люди и структуры, которые они создают: семьи, бизнесы, общественные организации. Эта работа, на мой взгляд, может претендовать на статус национальной задачи номер один.
Самое время поговорить о принципах, которые лежат в основе экологического подхода к отношениям. Здесь, как и во всякой области, есть базовые допущения, которые нужно разделять, чтобы подход работал.
Принцип, который постулирует, что отношения являются не целью, а средством, не уютным домом, а транспортом. Эволюция подталкивает людей к развитию, мы ищем в других ресурсы, которых недостает нам самим, и вступаем в отношения, руководствуясь неосознанной надеждой научиться.
Что это за ресурсы? Красота, ум, талант, харизма, здоровье, благополучие, доброта, щедрость, забота, лидерские качества и – я это поясню позже – противоположные им инфантильность, беспомощность, ограниченность, неспособность к творчеству и любви, а также масса других, как позитивных, так и негативных качеств.
Этот принцип помогает выстроить внутреннюю экологию отношений. Большинство людей настроено не на обучение, а на потребление. Например, если партнер богат, кто захочет учиться быть богатым, а не просто пользоваться богатством? Или если партнер мягок, щедр душой, умеет принимать, многие ли захотят учиться мягкости, а не пользоваться ею, давая волю своему характеру? Очень немногие. Но даже те, кто далек от осознания “принципа обучения”, чему-то учатся в отношениях. Можно сказать, что есть младшие и старшие классы школы.
Данный принцип постулирует, главным образом, эмоциональное равновесие в отношениях, утверждая, что только те отношения имеют шанс на стабильность и развитие, в которых каждый партнер получает от другого необходимые ему ресурсы в количестве не большем и не меньшем, чем отдает сам. Это очевидный факт для деловых отношений, но в личных и общественных отношениях он вовсе не так очевиден.
Возьмем простой пример из области коммуникации. “Привет, как дела?” – пишет, скажем, парень девушке, имея целью завязать знакомство. Этот вопрос многих раздражает, а почему? Потому что в трех словах уже нарушено равновесие: человеку что-то надо (ресурсы внимания и признания, допустим), а он с первого шага ведет себя так, словно ему что-то должны (требует информацию). Так что дело вовсе не в затертости приведенного обращения, а в том, что коммуникатор настроен получать, не отдавая.
Этот принцип также больше относится к внутренней экологии отношений, помогая избежать недомолвок, обид, ревности и прочих эмоциональных перекосов. Но в отношениях с внешним миром (скажем, семья и общество, компания и клиенты) также необходимо учитывать принцип обмена. Не обманывать, не отнимать, но и не отдавать даром.
Принцип затрагивает самую суть экологического подхода, а именно формулу “Определенная цель + распределенная власть”, которой руководствуется каждый, кто занимается экологией отношений.
“Определенная цель” – это миссия отношений. Та работа, которую конкретные отношения выполняют для людей, не являющихся их непосредственными участниками. Это и есть внешняя экология: мир благосклонно относится к отношениям, которые ему полезны. В экологической рамке мы рассматриваем любые отношения как ответ на невысказанный вопрос: “Как жить?”, исходящий от тех, кто является свидетелем этих отношений.
Проще говоря – отношения должны иметь смысл, служить системе, частью которой они являются..
“Распределенная власть” – часть формулы, направленная внутрь отношений. Согласно ей, в отношениях нет и не может быть равенства. И в самом деле, уже первый принцип гласит “отношения это обучение”, что подразумевает роли ученика и учителя, а обучение ведь отнюдь не предполагает равенства. Есть и второй момент: разделение функций и полномочий. Отношения складываются, когда ценности партнеров совпадают, а знания и навыки – дополняют друг друга.
И еще, что крайне важно и к чему я обещал вернуться выше, мы считаем, что существует притяжение ученика к Учителю. Более осознанные люди тянутся к менее осознанным. Поэтому для кандидата на ведомую роль в отношениях будут привлекательны в человеке “позитивные” ресурсы (например, умение управлять собой и другими), а для кандидата на Ведущую роль будут привлекательны ресурсы “негативные” (скажем, бесконтрольная эмоциональность и манипулирование окружением). Ученик тянется к учителю и наоборот.
Принцип опирается на идею о системности мира и напоминает, что к нам возвращаются по цепочкам прямых и обратных связей те сигналы, которые мы сами и послали в мир. А мир – просто проводник. Зеркало отвечает за отражение, но не за того, кто отражается.
Пример из бизнес-контекста: если подчиненный выполнил поставленную задачу не так, как ожидал начальник, вопрос не к подчиненному, а к начальнику. Который мог ведь точнее выбирать подчиненного, тщательнее инструктировать его, ярче мотивировать или полнее снабжать необходимыми ресурсами. Таким образом, если мы берем в фокус внимания начальника, вся ответственность лежит на нем. Но если взять в фокус внимания, наоборот, подчиненного, то, разумеется, ему не на что жаловаться, поскольку он мог выбрать другую работу, мог задавать больше вопросов, уточнять критерии результата и т.д.
Можно сказать, что на каждом партнере лежит 100% ответственности за отношения, но в фокус берется тот, кто считает себя обиженным (то есть, кто снимает с себя часть ответственности и хочет возложить ее на партнера).
Экология
современных отношений
Информация о работе Экология отношений: в упряжке смысла и власти