Экология отношений: в упряжке смысла и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:11, доклад

Описание работы

Сколько живу, отношения людей – личные, профессиональные, общественные, духовные – становятся все короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений – теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.

Работа содержит 1 файл

Экология отношений.docx

— 22.82 Кб (Скачать)
 
 
 
 

ДОКЛАД

Тема: Экология отношений: в упряжке смысла и власти 
 
 
 
 
 
 

Экология  отношений: в упряжке  смысла и власти

     Сколько живу, отношения людей  – личные, профессиональные, общественные, духовные – становятся все  короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений – теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.

     Плохо это или хорошо? Я думаю, что  хорошо – другое время, другие формы. В условиях такой информационной динамики, такого развития технологий, такой открытости мира у каждого  есть возможность прожить не одну, а несколько жизней чуть ли не с  чистого листа.

     Но, с другой стороны, информационные системы  меняются намного быстрее, чем системы  убеждений. Если замена настольного  компьютера на ноутбук, а ноутбука на планшет ассоциируется с большей  свободой и доставляет, в этой связи, радость, то замена одного мужа на другого  радостные чувства вызывает далеко не всегда. Люди почему-то больше ценят  постоянные отношения, чем временные.

     Однако  “мусорная цивилизация”, сведя  к минимуму срок службы всего, что  нас окружает, потянула в свою бездонную  корзину и то, с чем мы вовсе  не хотели бы расставаться быстро. Вызвав, таким образом, к жизни тему экологии отношений.

     В моем понимании смысл этого словосочетания прост и сводится к защите любых  сколько-нибудь значимых отношений, возникающих  между людьми, от внутренних и внешних  угроз. Под внутренними угрозами я понимаю такие угрозы, которые  приводят к иссяканию интереса партнеров друг к другу, а под внешними – угрозы разрушения отношений силами ближнего и дальнего окружения.

Экология  внутренняя и внешняя

     Мы  говорим о внутренней экологии отношений, когда сталкиваемся со скукой (“каждый день одно и то же”, “я уже все про него/нее знаю”, “хочется идти дальше, хочется чего-то нового”) или бесконечным соперничеством (“надоело выяснять, кто из нас прав”, “он/она никогда меня не слушает”). Разумеется, такие ситуации в избытке предоставляет нам как личная, так и деловая жизнь, не говоря уже об отношениях с обществом и властью или внутриличностных отношениях (с самим собой).

     И мы говорим о внешней экологии отношений, когда человек в отношениях вынужден просто-таки отбиваться от критики (“да разве это тебе пара”, “долго ты еще собираешься загибаться на этой работе?”, “посмотри в зеркало и разберись с собой”, “что ты забыл в этой стране?”) друзей, родителей, коллег или соседей. Отношениям крайне трудно сохраниться, если они не вызывают признания окружающих.

     Таким образом, экология отношений – это комплекс понятий, установок, навыков и практик, направленных на сохранений и развитие отношений в разных контекстах жизни.

Исторический  след

     Есть  и еще один момент – актуальность экологии отношений именно для России, с ее тысячелетними иерархиями и  вертикалями. Базовая модель отношений  у нас иерархична и подразумевает  главенство отца (отсюда пресловутый  патернализм и мечта о сильной  руке). В то же время европейские  идеи равенства настолько наклонили  уже эту вертикаль, что возник отчетливый конфликт между желаниями  и критериями.

     В коллективном российском бессознательном (если такое есть) жена – однозначно подчиненная мужу единица. Женщина становится в России выше мужчины только в случае, когда выступает в роли матери-родины. Но это роль бестелесная, для конкретной женщины она практически недоступна. Поэтому девушки, подрастая (даже в неполных семьях, что парадокс) не собираются полагаться на свои силы, а тотально ждут Принца, который приедет на снежно-белом единороге и “спасет” (обеспечит, создаст семью и сделает детей).

     Идея  Спасителя чрезвычайно живуча в  народе, и это не только религиозный  аспект. Мы угнетены и задавлены  – всемогущей властью, суровым и  непредсказуемым климатом, метастазами  национального вопроса и еще  тысячью других, не менее больных  вопросов – настолько, что какие-либо изменения могут случиться разве  что в порядке чуда. Поэтому  никто, в общем, ничего и не делает, но все ждут. Только женская часть  народонаселения в более выигрышных условиях, поскольку ее Спаситель  специфицирован – это принц на белом коне, сиречь “сильный мужчина”. У мужчин же (возможно, в силу раздрызганности политической ситуации) такого идеала нет.

     Над нами всегда кто-то стоял: Бог ли, царь ли, партия ли, президент. Мы привыкли, что отвечаем только за ту небольшую  часть своей жизни, за которую  нам позволено отвечать. Но, как  известно, меньше ста процентов ответственности  – это сто процентов безответственности.

     Все было бы ничего – ну, вот такая  у нас картина мира, типа, и  мы по ней живем. Всегда жили и еще  как жили. Ракеты запускали в космос, балеты танцевали, войны и олимпиады  выигрывали, Санкт-Петербург построили, Казань взяли, да мало ли. Но ведь сегодня  это только половина картины! Другая часть – это горизонталь, равенство, “я сама”, социальные сети, твиттер, где можно самому президенту без посредников сказать то, что думаешь.

     Это все, конечно, очень недавнее, шаткое, кривоватое – но оно есть. И создает, надо сказать, конфликт. Раньше мы чувствовали  себя ценными оттого, что были причастными  к чему-то большему, “национальной  идее”, были народом великой страны, которая о нас сурово заботилась. Сейчас в нас инсталлировалась другая часть – которая дает нам чувствовать себя ценными по причине того, что мы научились выживать вопреки этой стране. Это настоящий раскол личности.

     А если отношения с самим собой  не в порядке, откуда же взяться прочности  отношений с другими?

     Подводя итог всему пассажу, можно сказать, что мета-миссия экологии отношений как подхода – интегрировать вертикаль и горизонталь, иерархию и самостоятельность, тиранию и демократию. Непосредственно в фокусе находятся люди и структуры, которые они создают: семьи, бизнесы, общественные организации. Эта работа, на мой взгляд, может претендовать на статус национальной задачи номер один.

     Принципы  Экологии отношений

     Самое время поговорить о принципах, которые  лежат в основе экологического подхода  к отношениям. Здесь, как и во всякой области, есть базовые допущения, которые  нужно разделять, чтобы подход работал.

     1. Отношения = Обучение.

     Принцип, который постулирует, что отношения  являются не целью, а средством, не уютным домом, а транспортом. Эволюция подталкивает людей к развитию, мы ищем в других ресурсы, которых недостает нам  самим, и вступаем в отношения, руководствуясь неосознанной надеждой научиться.

     Что это за ресурсы? Красота, ум, талант, харизма, здоровье, благополучие, доброта, щедрость, забота, лидерские качества и – я это поясню позже – противоположные им инфантильность, беспомощность, ограниченность, неспособность к творчеству и любви, а также масса других, как позитивных, так и негативных качеств.

     Этот  принцип помогает выстроить внутреннюю экологию отношений. Большинство людей настроено не на обучение, а на потребление. Например, если партнер богат, кто захочет учиться быть богатым, а не просто пользоваться богатством? Или если партнер мягок, щедр душой, умеет принимать, многие ли захотят учиться мягкости, а не пользоваться ею, давая волю своему характеру? Очень немногие. Но даже те, кто далек от осознания “принципа обучения”, чему-то учатся в отношениях. Можно сказать, что есть младшие и старшие классы школы.

     2. Отношения = Обмен.

     Данный  принцип постулирует, главным образом, эмоциональное равновесие в отношениях, утверждая, что только те отношения  имеют шанс на стабильность и развитие, в которых каждый партнер получает от другого необходимые ему ресурсы в количестве не большем и не меньшем, чем отдает сам. Это очевидный факт для деловых отношений, но в личных и общественных отношениях он вовсе не так очевиден.

     Возьмем простой пример из области коммуникации. “Привет, как дела?” – пишет, скажем, парень девушке, имея целью  завязать знакомство. Этот вопрос многих раздражает, а почему? Потому что  в трех словах уже нарушено равновесие: человеку что-то надо (ресурсы внимания и признания, допустим), а он с  первого шага ведет себя так, словно ему что-то должны (требует информацию). Так что дело вовсе не в затертости приведенного обращения, а в том, что коммуникатор настроен получать, не отдавая.

     Этот  принцип также больше относится  к внутренней экологии отношений, помогая избежать недомолвок, обид, ревности и прочих эмоциональных перекосов. Но в отношениях с внешним миром (скажем, семья и общество, компания и клиенты) также необходимо учитывать принцип обмена. Не обманывать, не отнимать, но и не отдавать даром.

     3. Отношения = Ответ.

     Принцип затрагивает самую суть экологического подхода, а именно формулу “Определенная  цель + распределенная власть”, которой  руководствуется каждый, кто занимается экологией отношений.

     “Определенная цель” – это миссия отношений. Та работа, которую конкретные отношения  выполняют для людей, не являющихся их непосредственными участниками. Это и есть внешняя экология: мир  благосклонно относится к отношениям, которые ему полезны. В экологической  рамке мы рассматриваем любые  отношения как ответ на невысказанный  вопрос: “Как жить?”, исходящий от тех, кто является свидетелем этих отношений.

     Проще говоря – отношения должны иметь  смысл, служить системе, частью которой  они являются..

     “Распределенная власть” – часть формулы, направленная внутрь отношений. Согласно ей, в отношениях нет и не может быть равенства. И в самом деле, уже первый принцип гласит “отношения это обучение”, что подразумевает роли ученика и учителя, а обучение ведь отнюдь не предполагает равенства. Есть и второй момент: разделение функций и полномочий. Отношения складываются, когда ценности партнеров совпадают, а знания и навыки – дополняют друг друга.

     И еще, что крайне важно и к чему я обещал вернуться выше, мы считаем, что существует притяжение ученика  к Учителю. Более осознанные люди тянутся к менее осознанным. Поэтому для кандидата на ведомую роль в отношениях будут привлекательны в человеке “позитивные” ресурсы (например, умение управлять собой и другими), а для кандидата на Ведущую роль будут привлекательны ресурсы “негативные” (скажем, бесконтрольная эмоциональность и манипулирование окружением). Ученик тянется к учителю и наоборот.

     4. Отношения = Ответственность.

     Принцип опирается на идею о системности  мира и напоминает, что к нам  возвращаются по цепочкам прямых и  обратных связей те сигналы, которые  мы сами и послали в мир. А мир  – просто проводник. Зеркало отвечает за отражение, но не за того, кто отражается.

     Пример  из бизнес-контекста: если подчиненный выполнил поставленную задачу не так, как ожидал начальник, вопрос не к подчиненному, а к начальнику. Который мог ведь точнее выбирать подчиненного, тщательнее инструктировать его, ярче мотивировать или полнее снабжать необходимыми ресурсами. Таким образом, если мы берем в фокус внимания начальника, вся ответственность лежит на нем. Но если взять в фокус внимания, наоборот, подчиненного, то, разумеется, ему не на что жаловаться, поскольку он мог выбрать другую работу, мог задавать больше вопросов, уточнять критерии результата и т.д.

     Можно сказать, что на каждом партнере лежит 100% ответственности за отношения, но в фокус берется тот, кто считает  себя обиженным (то есть, кто снимает  с себя часть ответственности  и хочет возложить ее на партнера).

Дорога  в тысячу ли

     Экология  современных отношений находится  еще в пеленках – поскольку  у нас в руках есть лишь гипотезы о том, что же такое современные  отношения. Российская иерархическая  модель нам уже явно тесна, а европейская, где самостоятельность и равенство  победили, по сути, семью и довели человека до одиночества, не выглядит такой уж привлекательной. В предложенной вам статье я описал некий “срединный путь” – по существу, игровое  неравенство. Этот подход Школа отношений NTRS разрабатывает с 2002 года. У нас  есть свои наработки и достижения, консультационная практика то окрыляет, то ставит новые вопросы. Вместе с  тем мы уверены, что есть и другие подходы, которые решают те же или  похожие задачи: построение постоянных, удовлетворяющих отношений во всех областях жизни человека.  

Информация о работе Экология отношений: в упряжке смысла и власти