Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:49, реферат
Экология (греч. oikos «дом» + logos «наука»), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы.
Введение…………………………………………………………………….2
Экология …………………………………………………………………….2
Основные понятия экологии ……………………………………………….4
Цели и задачи экологии …………………………………………………….5
Заключение …………………………………………………………………..6
Список используемой литературы …………………………………………7
Содержание
Введение…………………………………………………………
Экология …………………………………………………………………….2
Основные понятия экологии ……………………………………………….4
Цели и задачи экологии …………………………………………………….5
Заключение …………………………………………………………………..6
Список используемой
литературы …………………………………………7
Введение
Современный специалист любого профиля должен обладать не только определенным комплексом и уровнем специальных знаний, но и определенным уровнем экологического мировоззрения и мышления, который позволит анализировать и оценивать собственную производственную деятельность относительно ее воздействия на природную среду. Основой для развития экологического мышления и мировоззрения может служить знание и понимание основных понятий и законов экологии, четкие представления о биосфере и ее эволюции.
Устойчивое
экологическое развитие биосферы в
условиях все возрастающего
Созданию
и сохранению условий для устойчивого
экологического развития может способствовать
только получение специалистами
различного профиля фундаментальных
знаний законов развития, существования,
функционирования экосистем разного
уровня и биосферы в целом.
Экология
Экология (греч. oikos «дом» + logos «наука»), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.
Экология подразделяется на общую Экологию, исследующую основные принципы организации и функционирования различных надорганизменных систем, и частную Экологию, сфера которой ограничена изучением конкретных групп определённого таксономического ранга. Общая Экология классифицируется по уровням организации надорганизменных систем. Популяционная Экология (иногда называется демэкологией, или Экологией населения) изучает популяции - совокупности особей одного вида, объединяемых общей территорией и генофондом Экологических сообществ (или биоценология) исследует структуру и динамику природных сообществ (или ценозов) - совокупностей совместно обитающих популяций разных видов. Биогеоценология - раздел общей Экологии, изучающий экосистемы (биогеоценозы) . В России и в некоторых зарубежных европейских странах биогеоценологию иногда считают самостоятельной наукой, отличной от Экологии В США, Великобритании и многих других зарубежных странах термин "экосистема" используется чаще, чем биогеоценоз, и биогеоценология как отдельная наука там не выделяется. Частная Экология состоит из Экологии растений и Экологии животных. Сравнительно недавно оформилась Экология бактерий и Экология грибов. Правомерно и более дробное деление частной Экологии (например, Экологии позвоночных, Экологии млекопитающих, Экологии зайца-беляка и т.п.). Относительно принципов деления Экологии на общую и частную нет единства во взглядах учёных. По мнению некоторых исследователей, центральный объект Экологии - экосистема, а предмет частной Экологии отражает подразделение экосистем (например, на наземные и водные; водные подразделяются на морские и пресноводные экосистемы; пресноводные экосистемы, в свою очередь, - на экосистемы рек, озёр, водохранилищ и т.д.). Экология водных организмов и образуемых ими систем изучает гидробиология .
Применяется и деление экологии на аутоэкологию , исследующую взаимоотношения отдельных видов со средой (главным образом с абиотическими факторами), и синэкологию , изучающую сообщества и биогеоценозы; это деление предложено швейцарским ботаником К. Шрётером. Популяционная экология связывает оба эти раздела.
Многие отрасли экологии имеют ярко выраженную практическую направленность. Такова сельскохозяйственная экология, предмет которой - создаваемые человеком сельскохозяйственные экосистемы.
Влияние природной среды на человеческое общество, особенности урбанизированных биогеоценозов изучает возникшая в середине 20 в. экология человека. Возросшая опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды привела к возникновению радиоэкологии . Учение о биосфере, ещё не получившее отдельного названия, разрабатывается в особенно тесном контакте с биогеохимией . Отношения организмов к абиотической и биотической среде в прошлые геологической эпохи, проблемы реконструкции древних ценозов по ископаемым остаткам составляют предмет палеоэкологии.
Основные
понятия экологии
Изучение любой науки начинается со знакомства с её названием и терминологией. Термин «экология» (от греческих слов akos-«жилище», «местопребывание» и logos-«учение», «наука») предложил немецкий ученый Эрнст Геккель в 1866 году. Он понимал под экологией науку о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды, которая в широком понимании и является местом обитания всего живого на Земле.
В настоящее время существуют классическое и современное толкования понятия экологии. По классическому определению, экология-это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учётом влияния на них человеческой деятельности, то есть сделан акцент на роль человека.
Термин «экология» вошел в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания его смысла, «регион с плохой экологией», «нарушена экология» и т.п. Такое применение искажает содержание понятия и является недопустимым.
Экология как наука активно развивается, охватывает в своих исследованиях принципы функционирования основных компонентов биосферы-атмосферы, гидросферы и литосферы, являющихся средой обитания живых организмов, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.
Главные задачи экологии. Они вытекают из рассмотрения объектов исследования экологии и включают:
Задачи
экологии транспорта. Экология транспорта
относится к комплексу
Цели и задачи экологии
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.
Слово «экология» впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866г., обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения. Экология стала одной из сторон гуманизма, включая в себя духовность, понимания единства человека и природы, высокую культуру. Окружающая нас природа составляет фундамент всей жизнедеятельности человека, является источником ресурсов его хозяйства, однако наука очень долго обходила проблемы воздействия цивилизации на природу.
Если проследить последовательные этапы развития экологии, то вначале это были два частных раздела ботаники и зоологи. В середине XX века экология значительно расширила свою сферу и превратилась в отрасль биологии, изучающую надорганизменные системы, совокупность организмов вместе с окружающей средой, называемую общей экологией. В настоящее время экология пробрела междисциплинарное значение и превратилась во всеобщую экологию.
В
экологии как науке должен осуществляться
синтез научных дисциплин – биологии,
геологии, физики, химии, экономики и др.
Экологические проблемы требуют широкого
философского осмысления, создания новых
эстетических концепций. В экологии сложнейшие
научные построения соседствуют с прикладными
вопросами, которые требуют немедленного
решения.
Основные задачи экологии:
· Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;
· Изучение реакций компонентов окружающей среды на возмущение воздействия естественного и антропогенного происхождения;
· Определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;
· Разработка концептуальных представлений и рекомендаций относительно путей развития общества, которые гарантировали бы соблюдение пределов воздействия на окружающую среду, существование и развитие последней.
Экология
не просто научная дисциплина, она представляет
собой проблемно ориентированную систему
научных знаний.
Заключение
Одним из основных направлений работы по охране окружающей среды является внедрение новых технологических процессов производства, переход на замкнутые (бессточные) циклы водоснабжения, где очищенные сточные воды не сбрасываются, а многократно используются в технологических процессах. Замкнутые циклы промышленного водоснабжения дадут возможность полностью ликвидировать сбрасываемые сточных вод в поверхностные водоемы, а свежую воду использовать для пополнения безвозвратных потерь.
В химической промышленности намечено более широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, дающих наибольший экологический эффект. Большое внимание уделяется повышению эффективности очистки производственных сточных вод.
Значительно уменьшить загрязненность экологии можно путем выделения из сточных вод ценных примесей, сложность решения этих задач на предприятиях химической промышленности состоит в многообразии технологических процессов и получаемых продуктов.
Список
используемой литературы
1. Гарин В.М. Экология для технических вузов: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Воронков Н. А. Экология. Общая, социальная, прикладная: Учеб. пособие. - М.: Агар, 1999.
3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. - М: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
4. Общая экология: Учеб. / Под ред. А. С. Степановских. - М.: ЮНИТИ, 2000.