Экология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости от акцента на той или иной ее задаче меняется и формулировка определения. Для "долгосрочного употребления" лучшим может быть, например, следующее: "Экология - это биология окружающей среды". Для последних десятилетий XX в. наиболее подходит одно из определений экологии, приведенное в полном словаре Уэбстера: "Предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и средой". Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающее определение: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт

Работа содержит 1 файл

Экология как наука.docx

— 24.77 Кб (Скачать)

Экология  как наука.

Как самостоятельная  наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен  немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука. Но именно она переживает в настоящее время период быстрого роста.

Экология (греч. oicos - дом и logos - наука) в буквальном смысле - наука о местообитании.

Существует  много определений экологии, однако подавляющее большинство современных  исследователей считает, что экология - это наука, изучающая условия  существования живых организмов и взаимосвязи между организмами  и средой, в которой они обитают.

Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости  от акцента на той или иной ее задаче меняется и формулировка определения. Для "долгосрочного употребления" лучшим может быть, например, следующее: "Экология - это биология окружающей среды". Для последних десятилетий XX в. наиболее подходит одно из определений  экологии, приведенное в полном словаре  Уэбстера: "Предмет экологии - это  совокупность или структура связей между организмами и средой". Эрнст Геккель дал этой науке  исчерпывающее определение: "Под  экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений  животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных  или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом экология - это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существовавание".

Экология, как  и всякая другая наука, имеет два  аспекта:

первый - это  стремление к познанию ради самого познания,

второй - применение собранных знаний для решения  практических проблем, связанных с  окружающей средой.

Все возрастающее значение экологии объясняется тем, что ни один из вопросов огромной практической важности в настоящее время нельзя решить без учета связей между  живыми и неживыми компонентами природы.

Практический  выход экологии можно видеть, прежде всего, в решении вопросов природопользования; именно она должна создать научную  основу эксплуатации природных ресурсов. Законы, лежащие в основе естественных природных процессов, будут в  центре нашего внимания. Однако прежде необходимо остановиться на взаимоотношении  экологии и охраны природы. Западные ученые обычно различают науку экологию и науки об окружающей среде. Экология изучает три группы факторов среды, воздействующих на организмы: абиотические, биотические , антропогенные.

Охрана природы  рассматривает только третий фактор - воздействие человека на среду, и  то не во всем совпадает с общеэкологическим подходом. Охрана природы и шире и уже раздела экологии, который исследует влияние антропогенного фактора на природу. Уже - потому, что анализируется не любое воздействие, а лишь то, последствие которого может иметь значение для жизни человеческого общества. Шире - потому, что рассматривается влияние антропогенного фактора не только на органический мир, но и на неживую природу.

Содержание 

Вступление

1. Период  наивной экологии – до середины IXX .

2. Период  аутэкологических исследований  с середины IXX в. до середины XX в.

3. Период  синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней

 Заключение

 Сисок использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

 Чтобы  понять, как экология стала наукой, необходимо проследить весь путь  становления экологии в истории  человечества.

 Обратимся  к истории экологии и экологических  идей, ибо ничто так не учит, как учит история. Экология, как  направление биологии, возникла  в середине Х столетия, а как  самостоятельная наука – на  стыке IXX и ХХ столетий. Она  развивалась непрерывно, но неравномерно  на протяжении всей своей истории. 

1. Период  наивной экологии – до середины IXX века.  

Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что  разные виды животных связаны с определенными  условиями, что их численность зависит  от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали  древние охотники уже 100-150 тыс. лет  назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали  и первые земледельцы за много  веков до новой эры (10-15 тыс. лет  назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае  и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система  земледелия была у индейцев майя в  древней Америке.

 Второй  этап – продолжение накопления  фактического материала античными  учеными, средневековый застой. Древняя  Греция: Гераклит – 530-470 лет до  н.э., Гиппократ – 460-370 лет до  н.э. Аристотель (384-322 лет до н.э.) создал Ликей (школу) и при нем сад. В «Истории животных» он описал более 500 видов животных, классифицируя их по образу жизни.

 Его ученик, друг и преемник Теофраст (Парацельз, он же Тиртам, 372 – 287г. до н. э) описал 500 видов растений. Самыми главными работами разностороннего ученого его труды:  "О камнях",  "Об огне",  "О вкусах", "Об усталости", "О приметах погоды", "Характеры", "Учебник риторики" и другие.  Одним из основных его работ была  "Исследования  ботаники" в 9 книгах. Теофраст сделал ботанику самостоятельной наукой, отделив ее от зоологии. Потому его и называют отцом ботаники. Большое внимание в своих трудах он уделял влиянию внешней среды на живые организмы, и именно он впервые разделил покрытосеменные растения на жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники и травы, с учетом зависимости от почвы и климата. Умер он в возрасте 83 лет, имея ясный ум и память. Его последние слова: "Мы умираем тогда, когда начинаем жить!".

 Третий  этап – описание и систематизация  колоссального фактического материала  после средневекового застоя  – начался с великими географическими  открытиями XIV и XVI веков и колонизацией  новых стран – с эпохой Возрождения.  Новая географическая и биологическая  информация, полученная в экспедициях,  заставила переосмыслить многие  религиозные догматы. Она не  умещалась в той системе мира, которую проповедовала христианская  религия. Путешественники из дальних  стран привозили неведомых животных  и семена неведомых растений. Чтобы разобраться во всем  многообразии форм живых существ,  необходимо было создать таксономическую  систему и, таким образом, осмыслить  это разнообразие. И такое осмысление произошло. В первой половине XVIII века Карл Линней создал таксономическую систему животных и растений, которой ботаники пользуются и поныне.

 Заслуги  этого ученого перед миром  очень велики. Его считают реформатором  ботаники. Помимо бинарной номенклатуры  он разработал терминологию, введя  в систематику более 1000 терминов  для разных органов растений  и их частей. Линней много путешествовал  по разным странам, сам открыл  и описал более 1500 видов. Главный  труд К. Линнея – "Виды  растений" вышел в 1753 г., в нем  приведены все известные ему  растения; описания кратки и точны.  Ботанический "хаос" был приведен  в систему! И именно с этого  времени ведется отсчет при  установлении первенства в названиях  отдельных видов. В основу данной  работы Линней положил свои  данные и все доступные ему  гербарные образцы и публикации  других авторов. Кроме флоры,  он прекрасно знал фауну ("Фауна  Швеции" 1746 г.) почвы, минералы, человеческие  расы, болезни (Линней был первоклассным  врачом), открыл целебные и ядовитые  свойства многих растений.

 Четвертый  этап ознаменовал начало в  становлении экологии. Он связан  с крупными ботанико - географическими исследованиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления. В начале XIX века  выделяются в самостоятельные отрасли экология растений и экология животных. Ученые этого времени анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, приспособляемость и приспособенность. Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), заложивший основы биогеографии. В книге «Идеи географии растений» (1807) он ввел ряд научных понятий, которые используются экологами и сегодня (экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.).

 Появились  работы, в которых авторы понимают  среду обитания, как совокупность  действующих экологических факторов. В 1832 г. О. Декандоль обосновал необходимость выделения новой отрасли наук "Эпирреалогии". Он писал: "…Растения не выбирают условия среды, они их выдерживают или умирают. Каждый вид, живущий в определенной местности, при известных условиях представляет как бы физиологический опыт, демонстрирующий нам способ воздействия теплоты, света, влажности и столь разнообразных модификаций этих факторов…".

 Пятый  этап – становление эволюционной  экологии. Профессор Московского  университета Карл Францов Рулье (1814-1858) четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды: "…Ни одно органическое существо не живет само по себе; каждое вызывается к жизни и живет только постольку, поскольку находится во взаимодействии с относительно внешним для него миром. Это закон общения или двойственности жизненных начал, показывающий, что каждое существо получает возможность к жизни частию от себя, а частию из внешности…". Считается, что К.Ф. Рулье в своих трудах (160 работ) заложил основы экологии животных, поставил проблемы адаптации, миграции, изменчивости, ввел понятие "стация". Он ближе всех подошел к эволюционной теории Дарвина, но прожил всего 44 года... Его идеи развил ученик Н.А. Северцев (1827-1885), опубликовавший в 1855 г. работу «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии». Значимость этой магистерской диссертации Н.А. Северцева для науки можно оценить тем, что через 100 лет в 1950 г. эта работа была переиздана, и она не утратила своего значения и сегодня. Важнейшей вехой в развитии экологических представлений о природе явился выход знаменитой книги Ч. Дарвина (1809-1882) о происхождении видов путем естественного отбора, жесткой конкуренции.

 Это великое  открытие в биологии явилось  мощным толчком для развития  экологических идей.

 Таким  образом, общим для периода  наивной экологии, продолжавшегося  с начала развития цивилизации  до 1986 г., является накопление и  описание колоссального фактического  материала и отсутствие системного подхода в его анализе. 

2. Период  факториальной экологии – с  середины 19 века до середины 20 века.  

Шестой этап. Теория Ч. Дарвина дала большой толчок развитию аутэкологического направления  – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся  применительно к изменению условий  среды, со второй половины середины XIX и до середины XX века было господствующим.  Одновременно стали проводиться  исследования по над организменным биологическим системам. Этому способствовало формирование концепции биоценозов, как многовидовых сообществ. В 1877 г. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1825-1908) на основе изучения устричных банок в Северном море разработал учение о биоценозе, как сообществе организмов, которые через среду обитания теснейшим образом связаны друг с другом. Именно его труд "Устрицы и устричное хозяйство" положил начало биоценологическим – экосистемным, исследованиям и в дальнейшем обогатилось методами учета количественных соотношений организмов. Термин "биоценоз" широко используется современными учеными. Учение о растительных сообществах, благодаря С.И. Коржинскому (1861-1900) и И.К. Пачоскому (1864-1942) выделилось в фитосоциологию, или фитоценологию, позднее в геоботанику. Исключительно велики заслуги В.В. Докучаева (1846-1903). Он создал учение о природных зонах и учение о почве, как особом биокосном теле (системе). Показал, что почва - это неотъемлемый компонент практически всех экосистем суши нашей планеты. Теоретические разработки В.В. Докучаева ("Учение о зонах природы") положили начало развитию геоботаники и ландшафтной экологии. Идея В.В. Докучаева о необходимости изучения не отдельных компонентов биоценозов, а связей, существующих между телами, явлениями и средой (водой, землей), между мертвой и живой природой, между растениями, животными и минеральным "царством", т.е. закономерностей функционирования природных комплексов, получила развитие в "Учении о лесе" Георгия Федоровича Морозова (1867-1920). Г.Ф. Морозов дал первое научное определение леса, как географического фактора – глобального аккумулятора солнечной энергии, влияющего на климат, почвы, на уровень кислородного и углеродного баланса планеты и регионов.

Информация о работе Экология как наука