Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:58, реферат
Понятие экологии очень обширно, поэтому в зависимости от акцента на той или иной ее задаче меняется и формулировка определения. Для "долгосрочного употребления" лучшим может быть, например, следующее: "Экология - это биология окружающей среды". Для последних десятилетий XX в. наиболее подходит одно из определений экологии, приведенное в полном словаре Уэбстера: "Предмет экологии - это совокупность или структура связей между организмами и средой". Эрнст Геккель дал этой науке исчерпывающее определение: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт
Экология как наука.
Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука. Но именно она переживает в настоящее время период быстрого роста.
Экология (греч. oicos - дом и logos - наука) в буквальном смысле - наука о местообитании.
Существует
много определений экологии, однако
подавляющее большинство
Понятие экологии
очень обширно, поэтому в зависимости
от акцента на той или иной ее
задаче меняется и формулировка определения.
Для "долгосрочного употребления"
лучшим может быть, например, следующее:
"Экология - это биология окружающей
среды". Для последних десятилетий
XX в. наиболее подходит одно из определений
экологии, приведенное в полном словаре
Уэбстера: "Предмет экологии - это
совокупность или структура связей
между организмами и средой".
Эрнст Геккель дал этой науке
исчерпывающее определение: "Под
экологией мы понимаем сумму знаний,
относящихся к экономике
Экология, как и всякая другая наука, имеет два аспекта:
первый - это стремление к познанию ради самого познания,
второй - применение собранных знаний для решения практических проблем, связанных с окружающей средой.
Все возрастающее значение экологии объясняется тем, что ни один из вопросов огромной практической важности в настоящее время нельзя решить без учета связей между живыми и неживыми компонентами природы.
Практический выход экологии можно видеть, прежде всего, в решении вопросов природопользования; именно она должна создать научную основу эксплуатации природных ресурсов. Законы, лежащие в основе естественных природных процессов, будут в центре нашего внимания. Однако прежде необходимо остановиться на взаимоотношении экологии и охраны природы. Западные ученые обычно различают науку экологию и науки об окружающей среде. Экология изучает три группы факторов среды, воздействующих на организмы: абиотические, биотические , антропогенные.
Охрана природы рассматривает только третий фактор - воздействие человека на среду, и то не во всем совпадает с общеэкологическим подходом. Охрана природы и шире и уже раздела экологии, который исследует влияние антропогенного фактора на природу. Уже - потому, что анализируется не любое воздействие, а лишь то, последствие которого может иметь значение для жизни человеческого общества. Шире - потому, что рассматривается влияние антропогенного фактора не только на органический мир, но и на неживую природу.
Содержание
Вступление
1. Период наивной экологии – до середины IXX .
2. Период аутэкологических исследований с середины IXX в. до середины XX в.
3. Период синэкологических исследований – с 1936 г. до наших дней
Заключение
Сисок использованной
литературы
Вступление
Чтобы
понять, как экология стала наукой,
необходимо проследить весь
Обратимся
к истории экологии и
1. Период
наивной экологии – до середины
IXX века.
Первый этап – примитивные знания, накопление фактического материала. О том, что разные виды животных связаны с определенными условиями, что их численность зависит от урожая семян и плодов, которыми они питаются, наверняка знали древние охотники уже 100-150 тыс. лет назад. О зависимости растений от внешних условий хорошо знали и первые земледельцы за много веков до новой эры (10-15 тыс. лет назад). Севооборот сельскохозяйственных культур применяли в Египте, Китае и Индии 5 тысячелетий назад. Сложнейшая и экологически выверенная система земледелия была у индейцев майя в древней Америке.
Второй
этап – продолжение накопления
фактического материала
Его ученик, друг и преемник Теофраст (Парацельз, он же Тиртам, 372 – 287г. до н. э) описал 500 видов растений. Самыми главными работами разностороннего ученого его труды: "О камнях", "Об огне", "О вкусах", "Об усталости", "О приметах погоды", "Характеры", "Учебник риторики" и другие. Одним из основных его работ была "Исследования ботаники" в 9 книгах. Теофраст сделал ботанику самостоятельной наукой, отделив ее от зоологии. Потому его и называют отцом ботаники. Большое внимание в своих трудах он уделял влиянию внешней среды на живые организмы, и именно он впервые разделил покрытосеменные растения на жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники и травы, с учетом зависимости от почвы и климата. Умер он в возрасте 83 лет, имея ясный ум и память. Его последние слова: "Мы умираем тогда, когда начинаем жить!".
Третий
этап – описание и
Заслуги
этого ученого перед миром
очень велики. Его считают реформатором
ботаники. Помимо бинарной номенклатуры
он разработал терминологию, введя
в систематику более 1000 терминов
для разных органов растений
и их частей. Линней много путешествовал
по разным странам, сам открыл
и описал более 1500 видов. Главный
труд К. Линнея – "Виды
растений" вышел в 1753 г., в нем
приведены все известные ему
растения; описания кратки и точны.
Ботанический "хаос" был приведен
в систему! И именно с этого
времени ведется отсчет при
установлении первенства в
Четвертый этап ознаменовал начало в становлении экологии. Он связан с крупными ботанико - географическими исследованиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления. В начале XIX века выделяются в самостоятельные отрасли экология растений и экология животных. Ученые этого времени анализировали закономерности организмов и среды, взаимоотношения между организмами, приспособляемость и приспособенность. Огромную роль в развитии экологических идей сыграл немецкий ученый А. Гумбольдт (1769-1859), заложивший основы биогеографии. В книге «Идеи географии растений» (1807) он ввел ряд научных понятий, которые используются экологами и сегодня (экобиоморфа растений, ассоциация видов, формация растительности и др.).
Появились
работы, в которых авторы понимают
среду обитания, как совокупность
действующих экологических
Пятый
этап – становление
Это великое открытие в биологии явилось мощным толчком для развития экологических идей.
Таким
образом, общим для периода
наивной экологии, продолжавшегося
с начала развития цивилизации
до 1986 г., является накопление и
описание колоссального
2. Период
факториальной экологии – с
середины 19 века до середины 20 века.
Шестой этап.
Теория Ч. Дарвина дала большой толчок
развитию аутэкологического направления
– изучение естественной совокупности
видов, непрерывно перестраивающихся
применительно к изменению