Экология и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

В мире к настоящему времени обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего существования человека и природы. Назрел экологический кризис, который во многом обусловлен не только социально-экономическими, технико-технологическими, политическими причинами, но и причинами духовного порядка. Глобальный экологический кризис - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. В нашей жизни наблюдаются явления духовного упадка за счет трансформации целей и ценностей.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

 

1.2.Экология и религия: взаимосвязь

 

Существуют многочисленные убедительные доказательства кризисного состояния дел в области экологии. Кризис проявляется в самых разных областях и является предметом всестороннего  анализа со стороны ученых и политиков. Пока поиск кардинальных решений  данной проблемы не увенчался успехом. В то же время формируется единое мнение о том, что экологический  кризис одновременно глобален по масштабам  и локален по воздействию. Более  того, приходит осознание, что изменения, являющиеся результатом нашего воздействия  на планету, сопоставимы по масштабам  с преобразованиями, происходящими  при смене геологических эпох. Все более очевидным становится то, что решения, которые мы принимаем, ценности, которыми мы руководствуемся, наше поведение являются непреложными условиями выживания различных  биологических видов на Земле. Отсюда и важность вовлечения мировых религий  в дискуссию по проблемам окружающей среды. Именно осознание мировыми религиями  своей роли в создании фундамента стабильного будущего дает некоторые основания для осторожного оптимизма.

        Основной вопрос, на который мы должны ответить: каковы наши задачи в деле сохранения жизни на планете в настоящем и будущем? Являются ли наши обязательства перед грядущими поколениями более важными, чем те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня? Если мы хотим, чтобы жизнь на Земле процветала, то нам следует спросить себя: каким образом мы можем изменить свое отношение к Земле с тем, чтобы улучшить ситуацию на благо человечества, с одной стороны, и остальной планеты, с другой? Если мы не в состоянии создать условия для процветания жизни на Земле, не подвергаем ли мы сомнению саму сущность того, что означает быть человеком? Центральным элементом нынешней дискуссии является вопрос об ответственности мировых религий за то, как они реагируют на эти вызовы. Решающим фактором в вопросах, касающихся устойчивости нашего существования, может стать то, какими ценностями мы будем руководствоваться в деятельности, направленной на построение будущего Homo sapiens как процветающего вида на планете, будет ли эта деятельность духовной и этичной.

      Впервые за всю историю человечества мы становимся свидетелями новых подходов, которые призваны ограничить наше чрезмерное влияние на планету ради построения стабильного будущего. Хартия Земли является ярким примером такого подхода. Она представляет собой шаг на пути к созданию новой глобальной этики не только с целью обеспечения устойчивого развития, но и ради продолжения жизни на планете, когда будет царить подлинная гармония.

 

1.3.Становление глобальной этики

      Каким же должен быть вклад мировых религий в дело становления глобальной этики? Являясь основными хранителями ценностей цивилизации и необходимыми мотиваторами в процессе этических преобразований, религии играют важную роль в пересмотре концепции стабильного будущего. Вот почему ученые призывают духовных лидеров, представляющих самые разные религии, более активно содействовать формированию уважительного, ответственного, бережного отношения к нашей планете.

      Такой призыв содержится в двух ключевых документах. Один из них озаглавлен «Сохраним Землю: призыв к ученым и религиозным деятелям объединить усилия по охране природы». Он был подписан на всемирном форуме, который состоялся в Москве в январе 1990 года. Этот документ гласит: «Экологический кризис требует радикальных изменений не только в государственной политике, но и в поведении отдельных людей. История свидетельствует о том, что религиозные учения, примеры, духовные лидеры способны оказывать сильное влияние на поведение и взгляды индивидов. Многие из нас, являясь учеными, испытывают чувства глубокого благоговения и уважения перед Вселенной. Мы понимаем, что отношение к тому, что считается священным, вероятно, будет заботливым и уважительным. Отношение к нашему дому - планете Земля - должно быть именно таким. В своих усилиях, направленных на защиту окружающей среды, человечество и должно исходить из того, что оно имеет дело с чем-то священным».

       Второй документ - «Предупреждение человечеству» от «Союза обеспокоенных ученых» - появился в 1992 году. Его подписали около 2000 ученых, в том числе примерно 200 Нобелевских лауреатов. Авторы предупреждения считают, что кризис в области экологии требует соблюдения новых этических норм и участия религиозной общественности.

      Мировые религии поддерживают партнерские отношения в деле изменения отношения к природе и становления экологической этики, которое ставит целью формирование такого отношения к природе, при котором она рассматривалась бы не просто как источник ресурсов для человечества, но и как колыбель всей жизни на планете. Представители различных религий призывают к защите окружающей среды. Известны многочисленные случаи участия религиозных деятелей в массовых общественных акциях, целью которых были посадка деревьев, очистка рек или защита различных биологических видов. К примерам деятельности такого рода относится очистка рек Ганг и Ямуна в Индии, освящение деревьев монахами в Таиланде с целью их защиты, объединение усилий населения, принадлежащего к этнической группе шона, и Африканской сионистской церкви по ежегодной высадке на территории Зимбабве миллиона деревьев. Более того, ведущие религиозные деятели, такие как Далай-Лама и патриарх Константинопольский Варфоломей, решительно осуждают разрушение экосистемы.

 

Заключение

   В поисках выхода из сложившейся ситуации с упадком духовности общества, мы вновь обращаемся к pелигии, к общечеловеческим ценностям жизни, возвpащаем людям веpу с ее непроходящими догмами добpоты и всепрощения, хpамы, являвшиеся некогда источниками милосеpдия, духовности, культуpы в самом шиpоком понимании этих категоpий, опpеделявших наши нpавственные начала. Hаpяду с буддизмом, исламом и пpавославием - тpадиционными pелигиями многонационального наpода России, в последние годы шиpокое pаспpостpанение получил католицизм, pелигии востока.

    В настоящее время констатируется предкризисное состояние для большей части цивилизованного человечества. Прогнозируется резкий экономический спад, истощение природных ресурсов, перенаселенность и глобальная экологическая катастрофа в том случае, если тенденции современного развития человечества сохранятся в течение ближайшей четверти века. Кроме того, предсказывается усиление борьбы между ведущими идеологиями мира, обострение религиозных и этнических конфликтов, а в перспективе и столкновение цивилизаций. Многие полагают, что все это является результатом проявления тех закономерностей, которые лежат в основе самого феномена цивилизации.

      Вновь печатаются и находят своего читателя забытые, запpещенные и не до конца уничтоженные пpоизведения литеpатуpы, нpавственной филосовской и pелигиозной мысли, музыки, живописи и гpафики. В подобных условиях чpезвычайно важно суметь, пpеодолевая все объективные тpудности нашего вpемени, воспитать новое поколение, обладающее достаточно высоким интеллектом, твеpдыми нpавственными устоями, четкими пpедставлениями о чести, совести, обязательности выполнить данное в чем-то слово, ответственности пеpед окpужающими людьми, вне зависимости от их служебного положения или pодственных отношений и ответственности пеpед человечеством в целом и пеpед состоянием окpужающей сpеды. Ибо на pазpушенной пpиpоде, это становится все более очевидным, никакого счастливого и здоpового общества постpоить не удастся. Правомерно ли в этой связи уповать на церковь, как на безальтернативную возможность возрождения духовности и нравственности россиян?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Коренев В.И., 1994. Экология и религия // Экология и религия, Сборник. -- Ч. 1. -- М.: Луч. -- С. 33.
  2. Борейко В.Е., 2000. Постижение экологической теологии. -- К.: Киевский эколого-культурный центр. -- 88 стр.
  3. Яблоков А.В., 1989. Этические аспекты отношений между человеком и природой // Биология в познании человека. -- М.: Наука. - С. 198-212.
  4. Хрибар С. Ф., 2003. Экологическое в Библии. -- К.: Киевский эколого-культурный центр. --96 с.
  5. Жукова Л.Г., Журавский А.В., Пименов А.В., Шабуров Н.В. Религии мира. М., 2007
  6. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 2007
  7. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 2000
  8. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 2007
  9. Религия в истории и культуре. Под ред. Писманика Ш.Г. М., 2008

Информация о работе Экология и религия