Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:18, реферат
Можно отметить несколько благоприятных факторов: небольшая плотность населения, наличие только двух относительно крупных городов, достаточное количество водных и лесных ресурсов.Однако высокая концентрация промышленных предприятий с крайне неэффективными технологическими процессами создают весьма напряжённую экологическую обстановку в ряде районов области. В этом легко убедиться, взглянув на экологическую карту Челябинской области: В чёрный список наиболее загрязнённых российских городов входят Челябинск, Магнитогорск и Карабаш.
1. Введение
Можно отметить
несколько благоприятных
Первым с проблемой экологии в Карабаше конечно столкнулся Лесли Уркварт. Относительно большое содержание благородных металлов делало выгодным электролитическое рафинирование карабашской меди, снижало ее себестоимость. С другой стороны, при переплавке медной руды, содержащей около 40% серы, выделялось огромное количество сернистого газа, отравляющего окружающую среду. Стоимость всего старого медеплавильного завода была в три раза меньше затрат на оборудование по утилизации газов. Новый завод на склоне Карабашской горы Уркварт расположил уступами на 4 горизонтах. На первом проложили рельсовые пути от рудников к складам, на втором – от ватержакетам, на третьем – расположи ли камеры для улавливания пыли. На четвертом горизонте находились печи и конверторы, силовая станция, мастерская, склады, дома для рабочих и т.д. На тот момент это был самый современный завод, как в техническом, так и в экологическом отношении. Первые документы, отражающие состояние охраны окружающей среды вокруг Карабашского медеплавильного завода появились еще через 50 лет - они датированы 1964 годом, когда выпуск продукции, а значит и выбросы сильно увеличились. Наивысших результатов медеплавильный комбинат в Карабаше достиг в 1970-е годы - в год выплавлялось от 52 до 66 тысяч тонн черновой меди. В 1980-е объемы снизились в среднем до 45 тысяч тонн в год, но при поддержке горкома КПСС и городского Совета завод помог городу решить ряд социальных проблем: Карабаш получил новый водовод, очистные сооружения канализации, газопровод, был построен новый жилой микрорайон и т.д. Но жителям Карабаша все равно хотелось дышать чистым воздухом, и с 1974 года пять раз были попытки закрыть комбинат, трижды – перепрофилировать производство. Рассматривали два варианта перепрофилирования – организация переработки малосернистого сырья (клинкера цинковых предприятий, медьсодержащие отходы) с химической очисткой газов и переработка высокосортных медных ломов. Проект перепрофилирования металлургического производства на переработку ломов и отходов на медной основе был принят в 1988 году. Но денег на это у великой страны Советов в итоге не нашлось, работы по перепрофилированию прекратились, и в ноябре 1989 года Коллегия областного комитета по экологии приняла решение об остановке металлургического производства комбината. Министерство металлургии СССР своим приказом от 29.11.89 г. № 400 с 1 мая 1990 года остановило на комбинате производство черновой меди из мелкодисперсного сульфидного сырья на существующих агрегатах. Были выведены из эксплуатации конвертера и шахтные печи.Используемые на заводе технология и оборудование за 90 лет существования завода, принципиально не менялись и не отвечали технологическим, экономическим, экологическим требованиям, а также условиям труда и промсанитарии. За все время деятельности комбината на нем отсутствовала тонкая очистка отходящих газов от свинца, меди, мышьяка, полностью отсутствовала очистка от диоксида серы. Как результат - на территории города и за его пределами сформировались зоны повышенного загрязнения почв тяжелыми металлами. Вблизи Карабашского медеплавильного комбината содержание свинца в почвах достигало 30-220 ПДК, меди – 10 ПДК и более. В почвах санитарно-защитной зоны комбината концентрации цинка составляют до 22 ПДК, свинца – до 84 ПДК, меди – до 108 ПДК. Однако остановка градообразующего комбината породила новые – социально-экономические проблемы: отсутствие рабочих мест, нищету населения, разрушение городской инфраструктуры, не решив при этом экологических проблем. Город лидировал в области по уровню безработицы и преступности. С 1991 по 1997 год жители Карабаша вели нищенское существования. От более чем 40-тысячного населения в нем осталось 14 тысяч человек. Жители города, чтобы хоть как-то прокормиться, занимались сбором и продажей цветных металлов с территории комбината, который был разорен и разграблен.В связи с чрезвычайным обострением социально-экономической обстановки в г. Карабаше руководство Челябинской области и города вынуждено было пойти на возобновление медеплавильного производства, для чего 16 января 1998 года было создано ЗАО “Карабашмедь”.Программа восстановления производства была согласована с Облкомэкологией, Облсанэпиднадзором. Согласно этой программе большая часть из всего объема средств, необходимых для реконструкции производства, должна была быть направлена на строительство природоохранных объектов.ЗАО “Карабашмедь” оказалось вовлечено в информационную и юридическую войны между Уральской горно-металлургической компанией и КМЭЗ, целью которой со стороны УГМК было не допустить создания в Карабаше медеплавильного производства для создания сырьевой блокады КМЭЗ. Юридическая и информационная войны не позволяли в полной мере использовать финансы, в том числе и заемные, для восстановления производства и ставили под угрозу закрытия весь проект. Два года были практически потеряны – вкладывать деньги в модернизацию и экологию просто не давали.В августе 2003 года конфликт был решен с приходом нового собственника – “Русской медной компании”, которая удовлетворила все претензии сторон и дала возможность вернуться к проекту по восстановлению производства в Карабаше и экологической реабилитации территории города. РМК провела ряд переговоров с губернатором Челябинской области Суминым П.И. и членами правительства Челябинской области. Программа по восстановлению производства в г. Карабаш и экологической реабилитации окружающей территории была скорректирована. Сроки достижения предельно допустимых выбросов (ПДВ) были согласованы с областными ГУПР, МПР, Санэпидемнадзором и утверждены Суминым.Разоренное за долгие 6 лет предприятие было восстановлено с нуля, и сегодня на базе Карабашского медеплавильного комбината построен новый современный завод, аналогов которому в России пока нет.
Карабашский медеплавильный
завод основан в 1910 году английским
акционерным обществом, возглавляемый
конгрессионером Лесли
К 1915 году завод был в числе ведущих в России по уровню технической оснащенности и объемам производства. В 1917 году он был национализирован, а в годы гражданской войны – остановлен. 25 мая 1925 года восстановительный завод выдал первую плавку, началось второе рождение предприятия. В 1933 году построена обогатителная фабрика, возросла добыча медной руды, выпуск черновой меди увеличился более чем в 4 раза по сравнению с уровнем 1914 года. После 1945 года продолжена реконструкция производства. На обогатительной фабрике внедрена коллективно—селективная схема флотации с получением медного, цинкового, а в последующем - пиритного концентратов. Карабашцы первыми среди «цветиков» внедрили установки испарительного охлаждения на металлургических aгрегатах, освоили переработку отходов свинцово-цинкового производства – клинкеров.
Первыми среди уральских фабрик перешли на басцианидный способ флотации. В последующие годы находят решение вопросы очистки отходящих металлургических газов, ведется строительство установок грубой очистки газов.
Во второй половине 80-х годов возникают проблемы, решение которых требует вложение значительных средств. Из-за отсутствия централизованного финансирования производство сокращается. В 1989 году остановлена обогатительная фабрика, выведена из эксплуатации отражательная печь, не имевшая очистных сооружений. Прекращается добыча медной руды, происходит затопление горных выработок, средств на консервацию нет. Осложняется экологическая ситуация. По уровню безработицы г. Карабаш выходит на первое место в области.
В 1987 году принято решение о перепрофилировании металлургического производства на переработку отходов вторцветмета. С 1991 года выведены из эксплуатации конверторы и шахтные печи (из четырех остаётся одна, на которой в 1996 году прекращено производство медного штейна). В 1997 прекращает работу отражательная печь для плавки вторцветмета. Медеплавильное производство останавливается В январе 1998 года ЗАО «КМЭЗ» начинает восстановление старой технологии производства черновой меди. 16 января 1998 года было зарегистрировано ЗАО «Карабашмедь», на базе ОАО «Карабашский медеплавильный комбинат». Уставной капитал -103 306 тысяч рублей.
Одновременно рассматриваются вопросы реконструкции медеплавильного производства с переводом его на малоотходную технологию.
К 2000 году объемы производства черновой меди достигли уровня 30 тыс. тонн, в основном закончено восстановление медеплавильного производства и инфраструктуры. Начаты работы по организации и строительству современного по уровню технологии производства серной кислоты, цель которого — утилизация серы из отходящих металлургических газов, снижение выбросов загрязняющих веществ, комплексное использование сырья. Разработана программа социально-экономического развития Карабаша до 2005 г. Данный проект - детальный план вывода из экономического, социального и экологического кризиса депрессивной территории Карабаш, типичного дотационного муниципального образования, функционирующего в условиях низкого уровня доходов населения и недофинансирования минимальных бюджетных расходов. Программа включает в себя 17 проектов по основным направлениям жизнедеятельности города, которые объединены в 3 блока: доходная сфера, социальная сфера и инженерная инфраструктура. В каждом проекте предусмотрены система мероприятий, сроки их реализации и ответственные исполнители, обеспечивающие переход от затратного к рыночному механизму предоставления услуг населению в зависимости от платежеспособного спроса, с соблюдением льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Цель программы - вывод Карабаша на бездотационное самофинансирование города в 2004г., обеспечение роста доходов населения не менее, чем в 2 раза, и качества жизни на основе эффективного управления воспроизводством и развитием доходной сферы, социальной и инженерной инфраструктуры города как единым социально-экономическим комплексом. Состояние доходной сферы напрямую связано и реализуется с эффективностью управления воспроизводством и развитием города. В основе предлагаемой" системы управления - заключение договоров о социально-экономическом партнерстве с руководством крупных и средних промышленных предприятий, а также ряда предприятий сферы малого бизнеса. Такие договоры готовятся конкретно по каждому предприятию, учитывают 5-летний план развития предприятия и предполагают жесткую систему контроля выполнения. К 2005 г. планируется получить рост объемов производства товаров и услуг не менее, чем в 2,3 раза; зарплаты - не менее, чем в 2,4 раза; рост собственных доходов и оптимизация затрат, обеспечивающие переход города к самофинансированию.
Реализация
программы в расчете на 5 лет
потребует 1,6 млрд.руб. Наибольшая доля
финансирования – 1,4 млрд.руб – будет
направлена на реализацию программы «Экология»
(в основном, это средства Кыштымского
медеэлектролитного завода). Контролировать
выполнение программы будут губернатор
и Законодательное собрание Челябинской
области.
1.4 Загрязнение
окружающей среды
С начала 2010 года Карабашский городской суд по искам Управления Росприроднадзора по Челябинской области и Челябинской природоохранной прокуратуры дважды штрафовал предприятие за нарушение природоохранного законодательства на 130 тысяч рублей и на 90 тысяч рублей. В отношении предприятия и его руководства были возбуждены административные дела по статье 8.1 КоАП РФ – «несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий» и статье 8.2 – «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства». В ходе проведённых проверок ЗАО «Карабашмедь» было зафиксировано превышение предприятием нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу мышьяка и неорганических соединений в 6,4 раза, диоксида серы в 2 раза, оксида углерода – в 1,4 раза, оксида кадмия – в 1,15 раза, свинца и его неорганических соединений – в 1,2 раза. Суд обязал предприятие в очередной раз выплатить компенсации владельцам расположенных вблизи приусадебных участков, пострадавших от выбросов диоксида серы, провести модернизацию металлургического оборудования и технологического процесса, разработать и осуществить природоохранный проект по прекращению загрязнения атмосферного воздуха. 25 июня 2008 года в Карабаше случилось очередное ЧП. Над городом поплыло облако вредных выбросов и осело на огороды карабашцев. Стояла жара, безветрие, и белый туман стелился буквально по земле. В местную администрацию поступило около 60 заявлений владельцев сожженных огородов. Пострадавшие горожане также направили жалобы губернатору Петру Сумину, прокурору области Александру Войтовичу. По поручению губернатора была проведена тщательная проверка происшедшего, приняты меры по предупреждению впредь таких инцидентов.
Было возбуждено гражданское дело, которое доведено до суда. И все же решения карабашской Фемиды, по мнению природоохранного прокурора, носят недостаточно жесткий, половинчатый характер. Правда, признаны незаконными сверхнормативные выбросы ЗАО «Карабашмедь» с содержанием крайне вредного для здоровья свинца, а также бездействие руководства предприятия по проведению мониторинга атмосферного воздуха. Суд обязал ЗАО «Карабашмедь» обеспечить постоянный производственный контроль охраны окружающей среды, не превышать предельные нормативы выбросов свинца, его соединений и диоксида серы. Кроме того, предприятие обязали в срок до 1 июля 2009 года организовать мониторинг состояния атмосферного воздуха в Карабаше, создав систему экологического контроля, возобновить работу автоматизированных постов наблюдений за выбросами. Однако в остальной части требований городским судом было отказано.