Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:36, реферат
Экология человека – это комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие людей как биологических особей и как личностей – социальных субъектов – с окружающими их природной и социальной средой. Экологию человека отличают от экологии животных всемирное распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм – многовариантность адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков. Поэтому экология человека включает множество тем и проблем, которых нет в других специальных экологиях. Деятельность человечества имеет планетарный резонанс, что обусловливает актуальность экологии как области знания.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . 5
1.1 Цели и задачи экологии человека. Основные понятия. . . . . . 5
1.2 Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Формирование и развитие экологии человека. . . . . . . . . . .7
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА . 11
2.1. Влияние абиотических факторов на организм человека . . . .11
2.2. Влияние биотических факторов среды на организм человека .12
2.3. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.1. Продукты питания и их качественная характеристика . . . . .15
3.2. Питательные вещества, необходимые человеку . . . . . . . 16
4. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА . . . . . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
<Универ>
Кафедра «Экология»
Реферат на тему
«Экология человека и его популяционная характеристика»
Выполнил:
студент гр. <Гр.>-32
<ФИО>
Проверил:
<ФИО>
<Славный град>, 2012 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . 5
1.1 Цели и задачи экологии человека. Основные понятия. . . . . . 5
1.2 Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3 Формирование и развитие экологии человека. . . . . . . . . . .7
2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА . 11
2.1. Влияние абиотических факторов на организм человека . . . .11
2.2. Влияние биотических факторов среды на организм человека .12
2.3. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. ПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3.1. Продукты питания и их качественная характеристика . . . . .15
3.2. Питательные вещества, необходимые человеку . . . . . . . 16
4. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА . . . . . 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Введение
Экология человека – наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающими их природными, социальными и производственными эколого-гигиеническими факторами.
Проблема, связанная с экологией человека в современном мире, - наиглавнейшая и наитруднейшая, это глобальная проблема. Об этом говорят: сам человек, человечество (в целом и в лице отдельных государств), средства массовой информации, ученые, философы, служители религий.
Экологию человека можно рассматривать в качестве широкой экологической проблемы, как это делал, например, С.С. Шварц (1974), или как самостоятельную дисциплину (или ассоциацию дисциплин) в рамках общей науки об окружающей среде. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную «изучать взаимодействие людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».
Экология человека – это комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие людей как биологических особей и как личностей – социальных субъектов – с окружающими их природной и социальной средой. Экологию человека отличают от экологии животных всемирное распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм – многовариантность адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков. Поэтому экология человека включает множество тем и проблем, которых нет в других специальных экологиях. Деятельность человечества имеет планетарный резонанс, что обусловливает актуальность экологии как области знания.
Экология человека в современном понимании – очень молодая наука. Но она уже занимает важное место в ряду наук о человеке, претендуя на главное связующее звено между естественными и гуманитарными науками этого ряда. Будучи тесно связанной с антропологией, экология человека (т.е. антропоэкология) не имеет таких же строгих границ и динамично соприкасается, с одной стороны, с общей экологией, с биологией человека, с гигиеной, медициной, географией, с другой – с историей, социологией, этнографией, языкознанием, психологией. Но основная её роль заключается в способности прогнозирования её развития в будущем.
В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т.п.
Экологию человека на всех стадиях исторического развития интересует следующее:
Анализ указанных выше характеристик позволяет получить знание некоторых важных величин, которые в количественной форме отражают взаимодействие человека со средой его обитания.[1]
______________________________
1. Губарёва Л.И., Мизирёва О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум для вузов. – М.: Владос, 2005. – С.4-6.
Содержание и предмет экологии человека. Формирование экологии человека.
Цели и задачи экологии человека. Основные понятия.
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья.
Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обитания человека и общества.
Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров).
Главным понятием экологии человека
является здоровье. По определению
Всемирной организации
Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек. Здоровье человека — это функциональное состояние
его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, хорошее самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.
Здоровье человеческой популяции (населения) – популяционное здоровье – понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня – от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с её воздушной оболочкой и ближайшим космосом может быть объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И.Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей.
Многообразие направлений в исследованиях по экологии человека.
Многообразие реальных конкретных задач жизнедеятельности человека определяет многообразие аспектов и подходов к экологии человека.
Социальный уровень
Выделяют 6 основных направлений:
Медико-биологический уровень исследований
В медико-биологических
Экологическая медицина занимается изучением медицинских аспектов среды и здоровья человека. В настоящее время основу этого направления составляют исследования по экологическим воздействиям на индивидуальное здоровье и их прогнозирование, по экологии человека и здравоохранению, по общим проблемам среды и здоровья, а также по средовой медицине (медицинская география, средовые болезни и средовое здоровье).
Экобиология человека. В исследованиях, относящихся к этому направлению, устанавливаются основные принципы по, так называемой, средовой биологии, изучается экология человека, как биологического вида, экологическая антропология. Отдельное направление представляет эволюционная биология человека, которая смыкается с эволюцией и изучает влияние среды на биологию человека от племенных групп до современного человека, находящегося под влиянием урбанизации и индустриализации.
Формирование и развитие экологии человека.
В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые говорят о развитии экологического мышления.
Античные ученые стремились осмыслить
роль и место человека в окружающем
его мире, понять, как природные
и хозяйственно-бытовые
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) полагал, что человек имеет общие функции, как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, – «общественное животное», в сферу жизни которого входит семья, общество, государство.
Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль сформировала представление о зависимости развития общества и человека от природных условий.
В эпоху Возрождения Роджер Бекон (1214 – 1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды.
В трудах немецкого химика и врача Парацельса (1493 – 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.
Информация о работе Экология человека и его популяционная характеристика