Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:53, реферат
Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.
2
1. Основные понятия экологии
Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.
На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками.
Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки.
Произошло сближение экологии и морфологии. Такие понятия, как
«экологическая морфология», «экологическая эмбриология», стали уже привычными.
Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без
экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов.
Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов.
На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д.
Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях.
2.Цель и задачи экологии
Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos –
наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.
Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть.
Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
3. Истории развития экологии.
Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.
Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её
исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.
Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.
Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на
вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.
Вывод.
Всё сказанное выше, красноречиво обобщается высказыванием академика С.С. Шварца: «Экология – наука о жизни природы – переживает свою вторую молодость. Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности.
Экологическая культура - качество личности компонентами, которого являются
интерес к природе и проблемам её охраны; | |
знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития | |
нравственные и эстетические чувства по отношению к природе | |
экологически грамотная деятельность в природной среде | |
мотивы определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении |
Экологическая культура личности |
Человек биосоциальное существо. Это значит, что для его существования на Земле необходимы и биологические и социальные ресурсы. Человек не сможет жить без пищи, чистого воздуха, пригодной для питья воды. Но, он не сможет оставаться человеком и без общения с себе подобными, без освоения культуры, созданной его предшественниками и без созидания культурных ценностей в процессе своей жизни. Он осваивает некую экологическую нишу, в которую включается и природа, и отношения с другими людьми и отношение к самому себе. Именно поэтому экологическая культура подразумевает не только действия человека направленные на сохранения природы, ее объектов и ресурсов, но и на сохранение и совершенствование социальных связей личности. Исходя из этого «экологическую культуру» мы определяем как систему, состоящую из трех крупных блоков, составляющих единое целое. Таковыми являются: культура отношения человека к природе (отражающая экологические знания, накопленные человечеством), культура отношения человека к обществу, другим людям (отражающая деятельностное начало личности, принципы организации деятельности на основе знания законов природопользования и возможных последствий своего поведения для других людей), и третий компонент – культура отношения к самому себе (которая выражает особенности внутреннего мира человека, его личностную позицию и возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений и потребностей применительно к окружающей среде). Только при условии сочетания всех трех выделенных составляющих можно говорить об экологической культуре, культуре, регулирующей взаимодействие с окружающей средой, причем в наиболее полном представлении этого понятия. Именно экологическая культура уровень ее развития, позволяет судить о содержании и характере взаимодействия человека и окружающей его действительности. |
Подробнее... |
Тип экологической культуры слияния |
Характеризуя тип экологической культуры слияния или приспособления у человека отношения к себе, обществу и природе не дифференцируются. Каждый из компонентов (природа, общество, «Я») существуют независимо друг от друга, но в сознании они как единое целое. Основными движущими силами его деятельности являются потребности, удовлетворить которые необходимо сразу и полностью. |
Экологическая культура типа личной достаточности |
Экологическая культура типа личной достаточности. Данный тип экологической культуры характеризует человека в сознании которого среда (природа) выделена как самостоятельный компонент системы «природа – общество». При этом большую значимость имеет сам человек, его потребности и желания. |
Экомышление
Сегодня никто не будет спорить с тем, что популярность экологического образа мышления растет, постепенно становясь образом жизни, а для кого-то и бизнесом.
Снизить уровень вредного загрязнения и ликвидировать уже имеющиеся загрязнения – это одновременно и единственная возможность человечества выжить. Чем выше уровень загрязнения природы и нарушения естественного баланса, тем больше возникает опасных аномалий – таких, которые приводят к природным катастрофам, изменениям климата. Мы ещё даже не осознаем масштаб происходящего. Природа – живая и сама пытается компенсировать причиненный ей ущерб и уничтожить виновника. Неразумные действия человека можно сравнить с болезнетворным вирусом в здоровом организме природы. И это отнюдь не риторическое сравнение. Новейшие теории о строении Вселенной доказывают, что Вселенная напоминает живой организм в самом крупном возможном масштабе.
Мы гордимся цивилизацией, культурой, но под этим понимаем всё большие и большие удобства, более комфортабельный образ жизни. И только тогда, когда нам принадлежит уже несколько дорогих автомобилей, роскошных вилл и личный самолет, мы понимаем, что всё это не делает нас счастливее. Как говорится в народной поговорке: у голодного голова болит, а у сытого – живот.
Человек может чувствовать себя счастливым, только живя в согласии с природой, а значит – в согласии с собой, своей внутренней сутью. Мы не так уж и нуждаемся в большей части благ цивилизации. К тому же, чем дороже вещь, тем меньше она нужна. Сегодня аптеки переполнены разнообразными чудодейственными лекарствами для каждого органа, каждой функции, каждого чиха... Никто не задумывается об уроне, наносимом природе для того, чтобы произвести все эти товары. Никто не задумывается об уроне, наносимом организму человека при потреблении всего этого. Никому не хочется слышать, что за всё это придется платить. И ничто не стоит так дорого, как убрать за собой мусор. Это видно на реальных примерах, потому как проекты по обустройству и очистке среды являются одними из наиболее дорогостоящих. Возможно, нас немного успокоят цифры, обозначенные госсекретарем Министерства окружающей среды Гунтисом Пукитисом (Guntis Puķītis) в интервью, которое он дал Салли Бенфелде (Sallija Benfelde) (журнал „Vides Vēstis” (Вестник среды), декабрь 2004 года). В период с 2007 по 2015 годы в Латвии планируется инвестировать один миллиард евро в инфраструктуру окружающей среды, из них 765 миллионов – в область водного хозяйства. Эти огромные суммы свидетельствуют о прогрессе и актуальности вопросов охраны окружающей среды в Европейском Союзе. Наши эксперты признают, что окружающая среда является одной из областей строжайшего регулирования в ЕС. И так и должно быть. Люди начали понимать, что природные ресурсы не бесконечны, что нельзя от природы только брать, не заботясь о восстановлении. Это начинают осознавать и жители Латвии.
Эковсопитание
Помните ли вы времена, когда игрушки передавались по наследству? Знаете ли вы, что раньше обувь служила не один-два сезона? виной всему культ низких цен. Каждый, разумеется, выбирает для себя, купить одну качественную ручку или 100 дешевых? Да, без сомнения вы скажете, что гораздо удобнее использовать дешевые вещи. Потерял, сломалась? Нет проблем — пошел, купил новую. Так же мы учим и своих детей, покупая им «разовые игрушки». Главное, чтобы красивая, пестрая, яркая, а на качество наплевать. Все равно ведь он ее сломает через два дня. Да, мы ищем самый простой путь, но это отнюдь не значит что он правильный. А потом мы удивляемся, почему наши дети пьют, курят и ведут непристойный образ жизни. Мы их сами этому учим. От потребительского «разового» и разгильдяйского отношения к игрушкам, ребенок переходит к такому же отношению к своим родным и близким, к своей собственной жизни. А помните раньше, если ребенок сломал игрушку, родители не бежали в супермаркет за новой, а, наоборот, учили дите ее чинить. К сломанным машинкам приклеивали колеса, старым куклам шили новые платья. Зато выходя в реальную жизнь, ребенок чувствует свою ответственной за совершенные поступки и действия.
1
Аннотация: Эколого-экономическое образование представляет собой целостную систему, характерными чертами которой есть комплексность, непрерывность и универсальность. Конкретизация основных положений и принципов природопользования должна проявляться во всех формах учебной работы: лекционных, семинарских занятиях, индивидуальной работе студентов.
В современном обществе рационализация жизнедеятельных процессов происходит на фоне глубокого и всестороннего распространения духовных ценностей, а также использования научных знаний, на основе которых создаются инновационные процессы с использованием высоких технологий.
В условиях реформирования экологически опасной экономики в экологически безопасную человечество нуждается не только в сдерживании развития негативных последствий научно-технического прогресса, но и в высоком уровне экологического сознания и культуры, а следовательно – новой философии жизни. То есть настало время руководствоваться в нашей жизнедеятельности правилами экологического гуманизма. В то же время необходимо сохранить доверие к принципам традиционного природопользования, привлекая молодежь к основам гармоничного взаимодействия с природой, утверждая экофильные мировоззренческие взгляды, способствовать приобретению умений трансформировать природные экосистемы в желательном направлении без ущерба для биосферы.
При этом на передний план выдвигаются экологические ценности в виде комплекса средств освоения человеком природной среды, составляющих ее объектов и своего внутреннего мира как регулятора взаимоотношений с окружающей средой (природной и социальной). Экологические ценности рассматриваются на фоне конструктивности решения глобальных проблем, которые зарождают новое видение их решения, а также – общечеловеческие ценности, приоритет которых отодвигает все прагматические, временные, эгоистичные интересы. Сущность общечеловеческих ценностей заключается в аппелировании к духовности человека, к признанию его природосоответствия, в сориентированности каждой личности на самосознание, что напрямую зависит от системы экологического образования.
В своей практической деятельности будущий банкир, финансист, менеджер должны уметь ориентироваться в изменении состояния окружающей природной среды различных стран и регионов с целью принятия оптимального экологически взвешенного экономического решения.
Этому должна способствовать Комплексная программа экологического воспитания и образования (ЭОВ), разработанная с учетом специфики профессиональной направленности каждого высшего учебного заведения.
Сущность Комплексной программы экологического образования и воспитания сосредоточена, прежде всего, на комплексности, непрерывности и универсальности тех знаний, которые предлагаются во время учебно-воспитательного процесса. Каждый из этих принципов предполагает взаимопроникновение экологических знаний во все виды деятельности (профориентационной, научной, учебной, общественной и воспитательной). Хотя, надо признать, что воспитательная работа только тогда будет иметь ощутимые результаты, когда будет присутствовать во время каждого из видов деятельности как неотъемная ее составляющая. Значение непрерывности и универсальности состоит в реализации ЭОВ на протяжении всего срока обучения на всех специальностях.
Организация комплексного экологического образования раскрывает важнейшие аспекты: экономический (необходимость приобретения экологических знаний как основы оценочных навыков и решений специалистов различных сфер деятельности); социальный (определение важности экологического сознания в решении социальных проблем, улучшения качества жизни как путем обеспечения экологические чистой среды обитания, так и реализации экологически чистых товаров широкого потребления); воспитательный (необходимость повышения экологической культуры общества)[1]. Рассматривая основные аспекты эколого-экономического образовательного процесса, можно сделать заключение, что экономический и социальный, при любых обстоятельствах, всегда будут направлены на воспитательный процесс, который в свою очередь, влияет на необходимость повышения экологической культуры личности и общества в целом.
Экологическая культура предполагает формирование экологического сознания, составляющими которого есть сами экологические знания и сформированная на их основе экологическая культура. Экологическое сознание только тогда окажет соответствующее влияние на все способы жизнедеятельности человека, когда оно завладеет как умственной, так и эмоциональной стороной его жизни, если научные достижения будут восприниматься, как необходимость хозяйственной деятельности, что, естественно, должно сменить потребительское отношение к природе на ресурсосберегающее.
В Украине необходимость приобретения экологических знаний проявилась в том, что учебная дисциплина “Основы экологии”, в соответствии с решением Министерства образования и науки Украины, есть нормативной дисциплиной для всех высших учебных заведений Украины как базовый общеобразовательный предмет. Современный экологический цикл знаний пребывает в стадии дальнейшего развития: формируются новые дисциплины экологической направленности, особенно в сфере эколого-экономических наук, такие как экологический аудит, менеджмент, маркетинг, экологическое страхование, урбоэкология и т.д. Продолжают совершенствоваться направления практической экологии, а именно: экономика природопользования, охрана окружающей природной среды, прикладная экология. Развиваются социоэкологические науки: экологическая этика, экологическое право, международная экополитика.
В международной практике развитие международного аудита как составляющей Системы экологического менеджмента и аудита (CEMA-EMAS) подкреплен законодательной, нормативно-методической и учебной базой. В Украине экологический аудит, как самостоятельное направление деятельности в рыночных условиях хозяйствования, только начинает формироваться, хотя в международной практике он имеет больше чем тридцатилетнюю историю становления.
В системе экоменеджмента Украины экологический аудит, наряду с экологической экспертизой и экологическим инспектированием, является одной из форм экологического контроля. В отличие от других форм, экоаудит осуществляет независимые, эколого-инвестиционные, природоохранные и рыночные функции. Это позволяет без дополнительных бюджетных затрат повысить эффективность управления окружающей природной средой. Но в условиях транзитивной экономики несовершенная законодательно-правовая база сдерживает внедрение зарубежного опыта проведения экоаудита в Украине. На современном этапе могут разрабатываться временные отраслевые нормативы в соответствии с европейскими образцами. Все это требует ускорения создания Центра экологического аудита.
Учебные планы целесообразно сориентировать на активные методы обучения с использованием раздаточного материала для решения ситуационных заданий на примерах конкретных предприятий. Учебные программы должны соответствовать требованиям стандартов квалификационных критериев и содержать базовые основы знаний методологических принципов функционирования системы экологического менеджмента и аудита, экологического законодательства, экологической науки и технологии [2].
Для каждой категории лиц, овладевающих знаниями по экологическому менеджменту и экологическому аудиту, возможны варианты выбора соответствующей формы обучения (как без отрыва от производства после окончания первого высшего образования, так и предоставления второй или смежной квалификации). Такой комплексный подход будет способствовать формированию различного круга специалистов экономического направления, которые овладевают навыками профессиональной деятельности в системе экоменеджмента и экоаудита, например: лицензированные экоаудиторы, независимые экологи-менеджеры, профессионалы-аудиторы, управленческий персонал.
Составляющей экологического менеджмента, в широком смысле слова, является также система экологического страхования [3]. Под экологическим страхованием следует понимать систему установленных государством и обществом мероприятий по предотвращению экологических катастроф, а в случае их возникновения – возмещения ущерба, нанесенного предприятиям, учреждениям, гражданам лично, а также объектам их собственности и доходам. К сфере экологического страхования в международной практике принадлежит страхование сверхнормативных выбросов и сбросов вредных веществ, страхование новых технологий, использование и обращение с твердыми отходами, страхование риска экологического ущерба. Целый ряд стран внедряют экологические страховые программы. Особенно ощутимых результатов добились США, Франция. В России и Украине экологическое страхование начинает развиваться как многоуровневая система, требующая углубленного развития природоохранного законодательства с одной стороны и разработки специальных обучающих программ для специалистов страхового дела с другой.
В связи с этим необходимо развивать направление эколого-правового образования. Это направление образовательной деятельности, как комплексная отрасль международного права, с помощью эколого-правовых норм регулирует взаимоотношения в области природопользования. Целью эколого-правового образования служит эффективное использование, воспроизведение, охрана природных ресурсов, обеспечение качества окружающей природной среды, гарантирование экологической безопасности и обеспечения качества окружающей среды. Эколого-правовое образование являющееся составляющей частью экологического образования, направлено на развитие у молодежи эколого-правового мировоззрения, закрепления специальных юридических знаний с целью решения конкретных вопросов, касающихся защиты экологических прав человека, обеспечения правопорядка в процессе реализации экономической политики державы.
Эффективность внедрения эколого-правового образования в Украине предполагает внедрение в учебный процесс комплексных эколого-правовых дисциплин, соответствующих спецкурсов, которые помогут овладеть навыками деятельности в правоохранительных органах, оказания юридической помощи населению через систему адвокатских фирм и консультаций. Будущие специалисты-правовики смогут брать участие в дальнейшем усовершенствовании экологического законодательства.
Такая интегральная программа экологического образования позволяет одновременно приобрести соответствующие экологические знания, тогда как комплекс умений и навыков, приобретенных в процессе обучения, включая и производственную и преддипломную практику, создает базу для углубления экологического образования и обеспечит необходимую эколого-экономическую направленность многопрофильного экономического образования.
Будущее Украины и любого другого государства не только за профессионалами, но и за сознательными гражданами, творческий путь которых и их практическая деятельность призвана стать индикатором становления общества.
Экологическое сознание только тогда окажет соответствующее влияние на все способы жизнедеятельности человека, когда он овладеет как умственной, так и эмоциональной стороной его жизни, когда научные достижения будут восприниматься как осознанная необходимость, когда в конечном итоге станет неудобно принимать экологически неверные экономические решение.
4 Введение.
В современных условиях развития цивилизации экологические проблемы приобретают всеобщий характер. Увеличивается число регионов экологического неблагополучия. К зонам критической экологической ситуации относится и Красноярский край. Региональные процессы, в том числе экологические катастрофы, оказывают существенное влияние на развитие явлений в других регионах планеты, воздействуя на глобальную ситуацию в биосфере. Мировые, федеральные и региональные экологические проблемы находят отражение в содержании эколого-биологического образования подрастающего поколения, которое выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности. Международным экологическим движением педагогов экологическое образование признано важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Необходимость системы непрерывного экологического образования диктуется глобальными изменениями, произошедшими в мире. Одним из важнейших направлений общего образования является подготовка учащихся к жизни средствами изменения ценностно-мотивационных установок личности: формирование экологической культуры, готовности личности к решению проблем природопользования с позиций ненасилия, глобальности мышления при способности действовать локально, принимая на себя ответственность за последствия своих действий.
Развитие экологического образования должно осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также с учетом позитивных традиций и опыта отечественного школьного образования.
Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социокультурного фона, на котором она развивается. Именно поэтому в
•
г
5
последнее время на первый план выходит культуросообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отборе знаний следует исходить из их значения в формировании общей культуры подрастающего поколения, воспитания творческой личности, осознающей свою ответственность перед обществом. Государственные стандарты среднего (полного) общего образования определяют биологию, как одну из важных образовательных областей, ориентирующих на формирование экологической культуры молодежи.
4
Аутоэкология (аутэкология) изучает взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от демэкологии и синэкологии, сосредоточенных на изучении взаимоотношений со средой популяций и экосистем, состоящих из множества организмов, исследует индивидуальные организмы на стыке с физиологией. Данный термин ныне считается устаревшим (Odum, 1959), а предмет раздела полагают неотличимым от такового демэкологии. Это связано с тем, что уровнем организации живого, на котором возможно изучение взаимодействия с косной средой, считают популяцию организмов определенного вида.
Информация о работе Экология. Цели. История развития знаний экологии