Экология Байкала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:51, реферат

Описание работы

К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. И в прошлом и в настоящем всегда были и есть люди, которые с маниакальной настойчивость стремятся создать противоестественный союз озера Байкал с промышленным комплексом. Позорным памятником их усердию стал пресловутый Байкальский ЦБК, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю. Странный спор о том, насколько сильно выбросы БЦБК влияют на Байкал, по меньшей мере неуместен, поскольку берега Байкала просто не место для нахождения на них каких-либо промышленных объектов. В нынешних условиях, когда на государственном уровне защита природы принесена в жертву весьма сомнительной экономической выгоде, экологическая ситуация еще более усугубляется, и наш бандитский капитализм, почуяв поживу, начал проявлять нездоровый интерес к заповедным территориям. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застроены берега некогда жемчужины западного берега Байкала бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого Моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором...

Содержание

Введение
Общие сведения
Основные Экологический проблемы:

1) Загрязнение Байкала, поступающее с водами реки Селенги

2) Загрязнение Байкала воздушными выбросами

3) Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками

населенных пунктов прибрежной зоны

4) Вырубка лесов в водосборном бассейне

5) Промысловое и любительское изъятие биоресурсов

6) Проекты строительства трубопроводов через водосборный

бассейн Байкала

Работа содержит 1 файл

Экология байкала.docx

— 30.39 Кб (Скачать)

      Несмотря  на то, что общий объем биомассы омуля сократился вдвое в 70-е, общая  биомасса омуля в озере в 1980 году оставалась примерно той же, что  и перед 1930 годом. Такая ситуация сложилась благодаря запрету  на коммерческое рыболовство с 1969 по 1975 г и интенсивному внедрению  практики искусственного оплодотворения икры омуля.

      В настоящее время существует пять рыбных ферм (Большереченская, Баргузинская, Селенгинская, Бурдугузская и Бельская), которые в 1993 году вывели около 3 млрд икринок омуля.

      В 1950-х годах на нижней Селенге была построена специальная рыбная ферма  для восстановления популяции Байкальского осетра и производства икры. Байкальский  осетр включен в российскую Красную  Книгу. В 2000 году искусственным способом здесь было выращено более 900 000 осетров.

      Востсибрыбцентр утверждает, что за последние двадцать лет число осетра и хариуса  сократилось примерно в 10 раз. Наиболее вероятно, что это произошло из-за избыточного вылова, кроме того на численность повлияли исчезновение нерестилищ в результате строительства  Иркутской ГЭС, и общее загрязнение  воды. Искусственное оплодотворение для предотвращения вымирания вида в Байкале необходимо теперь не только омулю и осетру, но и хариусу. Еще  один вид рыбы, находящийся под  угрозой – таймень. Нетипичные для  Байкала виды – такие как ратан  и сазан, взятые из Амура, и лещ  из небольших озер рядом с Байкалом также представляют определенную угрозу экологическому равновесию озера. Ратан  является серьезным конкурентом  для местных видов рыб, таких  как омуль и лучинка. 
 
 

      6) Проекты строительства  трубопроводов через  водосборный бассейн  Байкала

      Из-за быстрого экономического развития и  роста населения азиатских стран  на побережье Тихого океана, общая  потребность этих стран в энергии  ежегодно вырастает примерно на 14%. Это стимулирует интерес российских нефтяных компаний к строительству  нефтяного трубопровода из Западной Сибири, где находятся основные нефтяные месторождения, к Тихому океану.

      Уже существует трубопровод, идущий из Западной Сибири на восток к Ангарску, где  за 90 км от Байкала располагается  нефтеперерабатывающий завод - Ангарский  нефте-химический комбинат (АНХК). Самым  простым решением было бы продолжить этот трубопровод в восточном  направлении, однако на его пути лежит  Байкал. Две различные нефтяные компании предложили два плана того, как  обогнуть озеро, – северный и южный  маршруты.

      Северный  маршрут, спланированный Транснефтью, идет от Ангарска на север, следуя вдоль  Байкальско-Амурской Магистрали (БАМ), до города Тында, затем на юг по Транссибирской железной дороге, далее на восток к  Хабаровску и на юг до порта Находка  возле Владивостока. Этот маршрут  пройдет по водосборному бассейну Байкала  и по пяти другим территориям, имеющим  статус охраняемых. В июле 2003 года этот вариант не прошел государственную  экологическую экспертизу. Основные претензии экспертов были к байкальскому участку нефтепровода. 

      Южный вариант - проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин - разрабатывался нефтяной компанией ЮКОС и в данный момент активно продвигается. Сейчас уже  существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы  объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта - около $2,5 млрд. Предполагается, что труба  будет пущена в 2005 г. и до 2010 г. по ней будет прокачиваться по 20 млн т нефти в год, а затем - до 2030 г. - по 30 млн т. Протяженность предполагаемого нефтепровода составляет 2247 км, в том числе по России - 1452 км, по Китаю - 795 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую область.

      Все предлагаемые варианты прохождения  трассы нефтепровода неприемлемы не только с экологической, но и с  юридической точки зрения. Из трех планируемых вариантов трассы трубопровода - два ("центральный" и "западный") проходят по территории Тункинского  национального парка, что прямо  запрещено действующим законодательством.

      Третий  вариант трассы - "восточный" - планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал", что ничем  не лучше предыдущих двух.

      Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или  проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции  редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического  наследия (или вблизи от них).

      По  проекту нефтепровод пересекает сейсмически активные области, где  геологические разломы идут перпендикулярно  друг другу. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и  эколого-географические условия представляют серьезную угрозу при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении  его безопасности.

      Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна - Селенгу, и ее притоки - Джиду, Чикой и Хилок. Прорыв нефтепровода и загрязнение этих водотоков  приведет, в конечном счете, к загрязнению  самого Байкала.

      При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. На обширной территории со слабым развитием  дорожной сети будут построены служебные  дороги, которые откроют доступ к  нелегальной охоте, рыбной ловле, рубкам леса и добыче полезных ископаемых.

          Список  литературы 

  1. Графов С. В., Колотило Л. Г., Поташко А. Е. Лоция озера Байкал. Адмиралтейский № 1007. — СПб.: ГУНиО, 1993
  2. Гусев О. К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. — М.: Агропромиздат, 1986
  3. Магия Байкала. Статьи об экологии оз. Байкал. http://www.magicbaikal.ru/ecology.htm
  4. Экология Байкала - проблема и охрана http://www.panasia.ru

Информация о работе Экология Байкала