Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 10:51, реферат
К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. И в прошлом и в настоящем всегда были и есть люди, которые с маниакальной настойчивость стремятся создать противоестественный союз озера Байкал с промышленным комплексом. Позорным памятником их усердию стал пресловутый Байкальский ЦБК, отравляющий вокруг себя воду, воздух и землю. Странный спор о том, насколько сильно выбросы БЦБК влияют на Байкал, по меньшей мере неуместен, поскольку берега Байкала просто не место для нахождения на них каких-либо промышленных объектов. В нынешних условиях, когда на государственном уровне защита природы принесена в жертву весьма сомнительной экономической выгоде, экологическая ситуация еще более усугубляется, и наш бандитский капитализм, почуяв поживу, начал проявлять нездоровый интерес к заповедным территориям. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застроены берега некогда жемчужины западного берега Байкала бухты Песчаной, изувечены турбазами берега Малого Моря, пробурены нефтяные скважины в дельте Селенги. Невиданных размеров достигло браконьерство, полчища вандалов усеивают берега Байкала мусором...
Введение
Общие сведения
Основные Экологический проблемы:
1) Загрязнение Байкала, поступающее с водами реки Селенги
2) Загрязнение Байкала воздушными выбросами
3) Загрязнение Байкала хозяйственно-бытовыми стоками
населенных пунктов прибрежной зоны
4) Вырубка лесов в водосборном бассейне
5) Промысловое и любительское изъятие биоресурсов
6) Проекты строительства трубопроводов через водосборный
бассейн Байкала
Несмотря на то, что общий объем биомассы омуля сократился вдвое в 70-е, общая биомасса омуля в озере в 1980 году оставалась примерно той же, что и перед 1930 годом. Такая ситуация сложилась благодаря запрету на коммерческое рыболовство с 1969 по 1975 г и интенсивному внедрению практики искусственного оплодотворения икры омуля.
В настоящее время существует пять рыбных ферм (Большереченская, Баргузинская, Селенгинская, Бурдугузская и Бельская), которые в 1993 году вывели около 3 млрд икринок омуля.
В 1950-х годах на нижней Селенге была построена специальная рыбная ферма для восстановления популяции Байкальского осетра и производства икры. Байкальский осетр включен в российскую Красную Книгу. В 2000 году искусственным способом здесь было выращено более 900 000 осетров.
Востсибрыбцентр
утверждает, что за последние двадцать
лет число осетра и хариуса
сократилось примерно в 10 раз. Наиболее
вероятно, что это произошло из-за
избыточного вылова, кроме того на
численность повлияли исчезновение
нерестилищ в результате строительства
Иркутской ГЭС, и общее загрязнение
воды. Искусственное оплодотворение
для предотвращения вымирания вида
в Байкале необходимо теперь не только
омулю и осетру, но и хариусу. Еще
один вид рыбы, находящийся под
угрозой – таймень. Нетипичные для
Байкала виды – такие как ратан
и сазан, взятые из Амура, и лещ
из небольших озер рядом с Байкалом
также представляют определенную угрозу
экологическому равновесию озера. Ратан
является серьезным конкурентом
для местных видов рыб, таких
как омуль и лучинка.
6) Проекты строительства трубопроводов через водосборный бассейн Байкала
Из-за
быстрого экономического развития и
роста населения азиатских
Уже существует трубопровод, идущий из Западной Сибири на восток к Ангарску, где за 90 км от Байкала располагается нефтеперерабатывающий завод - Ангарский нефте-химический комбинат (АНХК). Самым простым решением было бы продолжить этот трубопровод в восточном направлении, однако на его пути лежит Байкал. Две различные нефтяные компании предложили два плана того, как обогнуть озеро, – северный и южный маршруты.
Северный
маршрут, спланированный Транснефтью,
идет от Ангарска на север, следуя вдоль
Байкальско-Амурской Магистрали (БАМ),
до города Тында, затем на юг по Транссибирской
железной дороге, далее на восток к
Хабаровску и на юг до порта Находка
возле Владивостока. Этот маршрут
пройдет по водосборному бассейну Байкала
и по пяти другим территориям, имеющим
статус охраняемых. В июле 2003 года этот
вариант не прошел государственную
экологическую экспертизу. Основные
претензии экспертов были к байкальскому
участку нефтепровода.
Южный вариант - проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин - разрабатывался нефтяной компанией ЮКОС и в данный момент активно продвигается. Сейчас уже существует межправительственное соглашение о реализации проекта, согласованы объемы поставок и формула цены на нефть. Стоимость проекта - около $2,5 млрд. Предполагается, что труба будет пущена в 2005 г. и до 2010 г. по ней будет прокачиваться по 20 млн т нефти в год, а затем - до 2030 г. - по 30 млн т. Протяженность предполагаемого нефтепровода составляет 2247 км, в том числе по России - 1452 км, по Китаю - 795 км. По территории России нефтепровод проходит через Иркутскую область, Республику Бурятия, а также Читинскую область.
Все
предлагаемые варианты прохождения
трассы нефтепровода неприемлемы не
только с экологической, но и с
юридической точки зрения. Из трех
планируемых вариантов трассы трубопровода
- два ("центральный" и "западный")
проходят по территории Тункинского
национального парка, что прямо
запрещено действующим
Третий вариант трассы - "восточный" - планируется провести по территории объекта всемирного природного наследия "Озеро Байкал", что ничем не лучше предыдущих двух.
Кроме того, все предлагаемые варианты пересекают не только региональные заказники (или проходят в непосредственной близости от них), что ставит под угрозу популяции редких и охраняемых видов, но и по объектам культурного и исторического наследия (или вблизи от них).
По проекту нефтепровод пересекает сейсмически активные области, где геологические разломы идут перпендикулярно друг другу. Сейсмическая активность, переходы через высокие горные хребты, экстремальные климатические и эколого-географические условия представляют серьезную угрозу при строительстве, поддержании трубопровода и обеспечении его безопасности.
Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна - Селенгу, и ее притоки - Джиду, Чикой и Хилок. Прорыв нефтепровода и загрязнение этих водотоков приведет, в конечном счете, к загрязнению самого Байкала.
При строительстве трубопровода несомненно будет нарушен ландшафт местности. На обширной территории со слабым развитием дорожной сети будут построены служебные дороги, которые откроют доступ к нелегальной охоте, рыбной ловле, рубкам леса и добыче полезных ископаемых.
Список
литературы