Экология Арала

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

За 40 лет в результате расточительного использования водных ресурсов в бассейнах рек уникальный, ценнейший в экологическом и экономическом отношении Арал обмелел и практически утратил свое рыбохозяйственное, транспортное и рекреационное значение. Усыхающий водоем оказывает отрицательное влияние на природные, социально-экономические, санитарно-эпидемиологические условия окружающих территорий. Возникли серьезные проблемы с трудоустройством и переселением значительной части населения прибрежных районов. Негативные процессы в самом Арале и Приаралье продолжают развиваться и усиливаться. Прогнозы в этом отношении весьма неблагоприятны.

Работа содержит 1 файл

Экология арала.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

В других районах средней части бассейнов рек качество воды ухудшено.

В Сырдарью много солей поступает с дренажными водами из Ферганской долины. Приток солей особенно  увеличился после того, как стали осваиваться земли Центральной Ферганы, которые раньше служили «сухим дренажем» для всех орошаемых земель в долине. Теперь эти почвы промывают, и многовековые запасы солей идут в реку. Затем количество солей в воде увеличивается в Кайраккумском водохранилище, где испаряется много воды. В Голодностепские системы вода поступает с минерализацией 1,5 г/л. Хорошо, что в составе солей много сульфата кальция, который несколько ослабляет вредное влияние солей натрия и магния на почвы и растения. Повышенная минерализация оросительной воды вместе с подъемом уровня грунтовых вод стала причиной вторичного засоления почв и снижения их продуктивности.  Средние уровни хлопка по Джизакской и Сырдарьинской областям не превышает  18-22  ц/га при  средних по республике 23,5  ц/га.

В средних частях бассейнов Сырдарьи и Амударьи в реки поступает большое количество солей с возвратными и дренажными водами.  Это проблема, которая должна найти свое решение в ближайшее время. Иначе жизнь в низовьях рек угаснет.

Особые проблемы создались в зоне орошения Каракумского канала. Канал фактически выводит воду из непосредственно связанной с рекой части орошаемых земель и перебрасывает их в бассейны Мургаба, Теджена и более мелких рек Прикопетдагской равнины. Дренажные и возвратные воды с этих территорий не попадают в русло Амударьи, они идут в пустыню Каракумы и там накапливаются в понижениях, подтапливают пастбища, образуя озера, болота. Этим наносится огромный вред каракулеводству. В Туркмении за последние 10 лет заготовка каракульских шкурок сократилась на одну треть.

С пуском Каракумского канала, протяженность которого уже достигла 1300 км, возник ряд других проблем. В канал поступает 10-12 км3воды за год и около четверти этой воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно. Русло постоянно расширяется, местами углубляется, а местами вода сама размывает берега в соответствии со своими законами движения. От реки Керки на Амударье канал идет через пески юго-восточных Каракумов на протяжении более 300 км, затем пересекает древний Мургабский оазис и пустынное междуречье Мургаба и Теджена (на части его образован новый Хаузханский оазис), далее Тедженский оазис идет по предгорьям Копетдага. Гидротехники гордятся гигантской протяженностью канала, который создан по типу реки, пересекает на своем пути огромные пространства пустынь, разрабатывает для себя русло и уже насытил водой полосу от 10 до 20 км вдоль своего русла, образовал ряд озер и т.д.

Орошение в зоне канала – наиболее яркий пример экстенсивного развития орошаемого земледелия со всеми его тяжелыми последствиями экономического и экологического порядка. Строительство канала началось с 1954 г.  В конце 1959 г. вода пришла в Мургабский оазис. После этого быстро нарастали орошаемые площади. Большая часть из них осваивалась самими колхозами «инициативным способом», без проектов сооружалась в земляных руслах оросительная сеть. Практически вся земля засевалась хлопком, производство его быстро увеличилось, оно как бы даже обгоняло прирост орошаемых земель. Но дело в том, что не было учет «инициативно» орошаемых земель. Плановое орошение также проводилось без дренажа и, по существу, мало чем отличалось от «инициативного». Только потом стала сооружаться распределительная  сеть  с соответствующими гидротехническими устройствами. Расширение орошаемых площадей при бесконтрольном водозаборе и отсутствии дренажа, при больших потерях оросительной воды на фильтрацию очень скоро привело к подъему уровня грунтовых вод, подтоплению и вторичному засолению орошаемых земель.

С 1963 г. началось строительство дренажно-коллекторной сети, но оно идет очень медленно, не имеет необходимого материального обеспечения. Орошаемые площади расширялись форсированными темпами, но с 1975 г. прирост продукции – хлопка – стал отставать от прироста орошаемых площадей. После 1980 г. при продолжающемся расширении орошаемых площадей прирост сельскохозяйственной продукции приостановился, а временами и снижался. Причиной этого явления стало ухудшение экологических и мелиоративных условий, которые фактически вышли из-под контроля и развивались стихийно.

Недобор хлопка-сырца по причине вторичного засоления и переувлажнения почв составляет около 50 % от объема его валовой продукции. Особенно низким был урожай в 1986 г.: по хлопку-сырцу 17,5 ц/га, зерновым – менее 20 ц/га, зеленой массе кукурузы – 173  ц/*га, кормовым корнеплодам – 46 ц/га.[Народное хозяйство Туркменской ССР за 70 лет. Ашхабад, 1987]

К настоящему времени в Туркмении построено около 29 тыс. км коллекторно-дренажной сети, в том числе и в зоне Каракумского канала. Это вдвое меньше, чем требуется. Но и созданная сеть находится в неудовлетворительном состоянии. Эта сеть используется одновременно и как сбросная для удаления избытка забранной оросительной воды. Коллекторы зарастают тростником, очистка производится не своевременно.  60-70 % орошаемых земель нуждаются в капитальных промывках. Промывки осуществляются бессистемно, существующий дренаж не справляется с отводом промывной воды. Создался порочный круг: засоленные почвы требуют большей промывки (по 4-10 тыс. м3/га), промывки способствуют большему подъему уровня вод, почвы снова засоляются, дренажная сеть, которую к тому же из-за технических трудностей строительства при высоком стоянии грунтовых вод стали сооружать более мелкой, не обеспечивающей нужного снижения их уровня.

Выход из создавшегося положения в комплексной реконструкции оросительной и дренажно-коллекторной сети. Оросительная сеть теряет около половины воды от водозабора в голове систем. Покрытие сети противофильтрационными одежами снизит потери воды и уменьшит подпитку грунтовых вод. Глубокий дренаж увеличит отток грунтовых вод и снизит их уровень, в дальнейшем после промывки нагрузка на дренаж снизится, уровень грунтовых вод будет ниже критического, сезонное засоление будет ослаблено или полностью исключено, уменьшится потребность в оросительных водах. Введение хлопково-люцерновых и других правильных севооборотов, планировки, лучшая организация поливов и внесения удобрений позволят не только повышать урожаи, но будет способствовать повышению урожайности почв, ведь по своим природным и почвенным условиям рассматриваемые  районы обладают высокими потенциальными возможностями для значительного  повышения производства сельскохозяйственной продукции, в том числе хлопка, кормов для животных и продовольствия для человека.

 

4.      Низовья рек в Приаралье.

 

Особенно тяжелые мелиоративные и экологические условия сложились в низовьях рек Сырдарьи и Амударьи. В этом районе размещается около 1,5 млн. га орошаемых земель, часть из которых находится в переложном состоянии, то есть используется не каждый год. Здесь расположены такие древние оазисы, как Хорезмский, Ташаузский, Каракалпакский, и группа более мелкий оазисов в низовьях Сырдарьи в пределах Кзыл-ординской области. В настоящее время орошается только небольшая часть дельтовых пространств. Следы орошаемой культуры имеются на значительно больших площадях. Многие в прошлом орошаемые земли заброшены в разное историческое время начиная от II тысячелетия до н.э. и позже и опустынены. Причиной была миграция русел и изменение водности рек, войны.

В низовьях Амударьи, где ныне орошается около 1 млн. га, до  революции орошалось около 350 тыс. га. Затем площади росли по мере проведения ирригационных работ, особенно они ускорились в последние 15 лет. За эти годы орошаемые площади более чем удвоились. В прошлом орошаемые земли древних оазисов отличались высоким плодородием. Благодаря двум факторам – труду земледельца и поступлению плодородного ила с оросительной водой. Ил рек, особенно Амударьи, в качестве удобрения имел высокую ценность. Исследователи ставили его качество  выше качеств нильского ила. В земледелии широко и в большом количестве применялись компосты: смеси из ила, навоза, помета птиц и других отходов. Воды рек практически не содержали токсических солей. На орошаемых землях получали высокие урожаи разнообразных культур. Половина орошаемой площади была занята различными зерновыми и зернобобовыми культурами, бахчами. 15% занимала кукуруза и джугара (сорго), 20 – хлопчатобумажник, 14 % - люцерна. Люцерна возделывалась на семена, и семена шли на экспорт. Возделывался масленичный лен.

С 30-х годов среди посевов стала расти доля хлопчатника и одновременно увеличивалась общая орошаемая площадь. Но в эти годы общий сток речных вод в Арал мало изменился в связи с тем, что уменьшились непроизводительные, как тогда считали, расходы воды на испарение на тростниковых зарослях и в тугаях, площади которых сокращались. Кроме того, предпринятые меры по упорядочиванию водопользования также способствовали экономии оросительной воды. Началась ликвидация внутриоазисных озер и разливов, были спрямлены оросители, сняты параллельно действующие звенья и т.д.

Эти резервы к середине 60-х годов были исчерпаны, в дальнейшем рост орошаемых площадей сопровождался сокращением стока в Арал, а потом рост водозаборов стал обгонять прирост орошаемых земель. Это объясняется строительством дренажно-коллекторных систем и распространением так называемых промывных режимов орошения и ростом потерь воды на фильтрацию и сброс.

С конца 60-х годов водохозяйственное строительство приобрело небывало большой размах. Наметившийся водный кризис из-за непомерно большого и бесконтрольного забора воды из рек несколько маскировался поступлением в реки возвратных и дренажных вод, приводивших к ухудшению качества воды в реках.

Уровень грунтовых вод на орошаемых землях повсеместно поднимался. В настоящее время он колеблется в пределах 1-2 м, то есть выше критической глубины. Более 70 % орошаемых почв имеют среднюю и сильную засоленность. По этой причине урожай хлопка=сырца снижен на 50-80 % против незасоленных земель. На орошение и промывки тратится огромный объем воды. Существующий дренаж не способен отвести такое огромное количество дренажных вод, которое требуется при данных условиях для улучшения мелиоративного состояния.

Создавшаяся очень тяжелая обстановка наносит ущерб не только сельскому хозяйству, но и здоровью людей. В подвалах стоит вода, рушатся глинобитные дома и другие постройки. В селениях погибают зеленые насаждения, виноградники, овощные и бахчевые культуры. Наиболее тяжелые экологические условия сложились в самых периферийных частях речных и оросительных систем: в Ташаурском оазисе, Каракалпакии, Кызыл-ординской области, где нет естественного оттока грунтовых вод и на сбросных водах образуется много озер.

Попытки преодолеть трудности за счет повышения материальных затрат не дали положительного результата. Так в Каракалпакии за годы последних трех пятилеток производственные фонды и энергетические мощности сельского хозяйства возросли более чем в 3 раза, поставки минеральных удобрений в 1,8 раза, площади орошаемых земель – в 2,2 раза (с 205 до 455 тыс. га). Однако урожайность сельскохозяйственных культур падает, производительность труда падет, производство продукции растениеводства и животноводства не увеличивается. От капительных вложений практически нет отдачи.

За последние десятилетия широкое развитие получило рисоводство. Рисовые системы занимают около 120 тыс. га в Каракалпакии и несколько более 200 тыс. га в Кызыл-ординской области. Благодаря особому водному режиму при рисоводстве на орошаемых полях соли вымываются, но это требует больших расходов воды по 30-50 тыс.м3 на гектар посева в год. На полив забирается до 15 м3 воды. Кроме того, Арал сохнет, высокое водопотребление на рисовниках, при отсутствии приемников дренажно-коллекторных вод, приводит к подтоплению смежных земель. Вокруг образуются солончаки и болота, что еще боле усугубляет экологическую обстановку.

5. Экологические последствия и прогнозы.

     Последствия Аральской катастрофы уже давно вышли за рамки региона. С высохшей акватории моря ежегодно, как из кратера вулкана, разносятся свыше 100 тысяч тонн соли и тонкодисперсной пыли с примесями различных химикатов и ядов, пагубно влияя на все живое. Эффект загрязнения усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного струйного течения воздуха с запада на восток, способствующего выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы. Следы солевых потоков прослеживаются по всей Европе и даже в Северном Ледовитом океане.

     Анализ динамики обмельчания Арала и опустынивания прилегающих регионов приводит к печальному прогнозу полного исчезновения моря к 2010-2015 годам. Как результат - образуется новая пустыня Арал-кум, которая станет продолжением пустынь Каракумы и Кызылкумы. Все большее количество соли и различных высокотоксичных ядов будут в течение многих десятилетий разноситься по всему земному шару, отравляя воздух и разрушая озоновый слой планеты. Исчезновение Арала грозит также резким изменением климатических условий прилегающих к нему территорий и всего региона в целом. Здесь уже сейчас заметно сильное ужесточение и без того резко континентального климата. Лето в Приаралье стало более сухим и коротким, а зима более холодной и длинной. А первым от такой ситуации страдает, естественно, население Приаралья. Прежде всего, оно испытывает острую нужду в воде. Так, при средней норме 125 литров в день местные жители получают только 15-20 литров. Но не только нужда в воде обрушилась на 35-миллионный регион. Сегодня он страдает и от нищеты, голода, а также различных эпидемий и болезней.

     Ранее с целью повышения урожаев в почву вносилось огромное количество удобрений. Из-за плохих очистных сооружений вода, обогащенная ядохимикатами, попадала ниже по течению к другим ее потребителям, отравляя все новые области. Как следствие - тростник, рис, пшеница, произрастающие в Приаралье, содержат высокий уровень различных канцерогенов. Регион имеет самые высокие показатели детской смертности в СНГ (75 на 1.000 родившихся детей), высок уровень материнской смертности. Широко распространены такие заболевания, как туберкулез, астма, тиф, анемия, паратиф, гепатит, рак. Прогрессируют болезни почек и печени.

Информация о работе Экология Арала