Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:13, реферат
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Вступление
Основы формирования экологического воспитания в общеобразовательных учреждениях
Возможности народной педагогики
Многообразие экологического воспитания
Развития эстетического отношения к природе
Заключение
Список литературы
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя. Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.
Среди объективных
предпосылок личных отношений к
природной среде следует
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде. Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма, третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге – универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям.
Развития эстетического отношения к природе
Деятельность
ребят, организуемая учителями, порождает
и развивает личные
впечатления и чувства,
убеждения и интересы.
Отображение в сознании природных явлений
возникает в деятельности. Однако оно
происходит не автоматически, а под влиянием
ее целей и задач, инструкций учителей
и воспитателей. Необходимо четко планировать
задание по восприятию и осмыслению окружающих
ландшафтов. Перевод учащихся от наблюдений
на прогулках за красотой природы к подобным
наблюдениям во время сельскохозяйственных
опытов, при уходе за школьным лесопитомником,
а затем к наблюдениям в ходе производительного
труда – это развернутый педагогический
прием целенаправленного обогащения индивидуальных
эстетических отношений. Его применение
должно вести к развитию содержания и
форм наблюдений за красотой по мере усложнения
деятельности и тем самым к общему усложнению
непосредственных связей со средой.
Научившись наблюдать
за окружающей красотой в процессе труда
и осознав возможность творить с его помощью
красоту во круг себя, школьник иначе воспринимает
окружающую среду. Поэтому прогулки и
другие виды деятельности иначе, чем прежде
раскрывают перед ним красоту природы.
Как известно, деятельность характеризуется
особым содержанием и своеобразными формами.
Она является системой взаимосвязанных
дел, совокупностью различных действий
и приемов (операций). Эти дела, действия
и приемы имеют определенную структуру,
которая обусловлена внешними, в частности
природными, объектами, а так же личными
интересами школьников и обучением в сочетании
с воспитанием. В структуре деятельности
отдельного ученика, как и класса в целом,
сочетаются устойчивые (постоянные, часто
повторяющиеся) и не устойчивые дела и
действия. Соотношение тех и других поддается
педагогическому контролю и регулированию.
В равной мере педагогическое руководство
влияет на выбор и чередование во взаимосвязях
школьников с природой дел разных видов,
разной качественной определенности.
Не всякая деятельность
способна прямо выявить
эстетические свойства
природы для школьников. Чтобы научиться
оценивать красоту форм растений, грациозность
животных, контрасты цвета и света, симметрию
явлений, гармонию звуков, свойства пространства
и времени надо участвовать в их познании
как чувственном, так и абстрактно - логическом.
А это значит, что учителя должны вовлекать
школьников в наблюдения за свойствами
ландшафтов, организовывать упражнения,
которые развивают слуховое и зрительное
восприятие, умения анализировать и обобщать
собственные впечатления и оценки.
Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует комплексного подхода. Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно возможны в любой школе. Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки, отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с натуры. Увлекательно для
Заключение
Для осуществления
стоящих перед нашей страной
задач по превращению каждого
ее уголка в цветущий край необходимо
своевременно формировать экологическую
культуру, эстетические отношения к природе,
развивать любовь к ней и нести ответственность
за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского,
корыстного, равнодушно – пассивного
отношения к ней, от враждебных ее действий
человека и вмешательства в ход естественных
процессов, вызывающих гибель многих растений
и животных. В нравственном обществе сформулирован
закон об охране природы, который должен
выполняться каждым гражданином страны.
К его выполнению подрастающее поколение
подготавливается всем содержанием и
формами нашей жизни, особенно условиями
единого учебно – воспитательного процесса
школы. Полноценный эффект будет достигнут,
когда экологическое сознание и поведение
станут составной частью общей культуры
молодого человека.
Список литературы
1. Букин. А.П.
В дружбе с людьми и природой.
– М.: Просвещение, 1991.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная
педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая
школа, 1999.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая
педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.:
Феникс, 1996.
5. Старостин В. И. Природа в системе эстетического
воспитания.
6. Экологическое образование и воспитание.
Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990.
– 29с.
7. Эстетическая культура и эстетическое
воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко,
Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение,
1983. – 303с.
Информация о работе Экологическое воспитание и ликвидация безграмотности