Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение водных ресурсов Крыма и их использование.
Предметом работы является описание характеристик водных ресурсов Крыма и их рационального использования.
Объектом курсовой работы являются водные ресурсы Крыма.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие и значение водных ресурсов;
Дать характеристику водным ресурсам Крыма;
Проанализировать экологическое состояние водных ресурсов Крыма;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ КРЫМА….5
Понятие и значение водных ресурсов……………………………..…..5
Водные ресурсы Крыма……………………………………….………..6
Черное и Азовское моря………………………………..…………..6
Реки и озера Крыма………………………………………………….8
Подземные воды…………………………………………………….17
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ КРЫМА И ИХ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ…………………………………….20
Экологическое состояние водных ресурсов Крыма…………….……20
Использование водных ресурсов Крыма……………………………..21
Мероприятия, направленные на улучшение экологического состояния водных ресурсов Крыма и их рационального использования……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Водные мелиорации издревле волновали души людей. Оросительные каналы строили ещё древние египтяне, догадавшись таким способом повысить плодородие почв.
Водные мелиорации (орошение и осушение) — один из основных путей повышения урожайности сельскохозяйственных угодий, занимающих на планете 10% площади суши. Шестая часть этих земель мелиорирована, и с них получают от 40 до 50% всех производимых сельскохозяйственных продуктов.
Мелиорация земель является объективной необходимостью в деле преобразования природных комплексов, превращения болот и заболоченных земель в высокопродуктивные сельскохозяйственные угодья, социального и экономического преобразования страны. Как важнейшее звено интенсификации сельскохозяйственного производства мелиорация призвана внести ощутимый вклад в решение Продовольственной программы. Экологические аспекты неразрывно связаны с хозяйственной стороной проблемы и требуют всестороннего внимания и глубокого осмысления. В Крыму площади, охваченные водными мелиорациями, постоянно увеличиваются. Это ведёт к значительному увеличению потребления водных ресурсов. При проведении водных мелиораций ежегодно расходуется до 200 км2 воды в зависимости от степени увлажнения. Кроме того, в рассматриваемых странах практически нет земель, которые бы не нуждались в тех или иных видах мелиорации для коренного улучшения их плодородия. Освоение новых сельскохозяйственных угодий под орошение часто сдерживается дефицитом водных ресурсов, поскольку этот вид мелиораций характерен в первую очередь для южных районов страны. Развивая орошение, необходимо в его основу заложить водосберегающую технологию полива, способствующую резкому увеличению эффективности этого вида мелиорации. Но до сих пор коэффициент полезного действия оросительной сети остаётся невысоким.
Существенным резервом нормированного использования влаги является правильный выбор и рациональное применение различных способов полива сельскохозяйственных угодий. За два последних десятилетия в хозяйствах Украины, и в том числе Крыма до 75% возросли площади полива методом дождевания, что привело к снижению оросительных норм на 25-30%. В последние годы появились более прогрессивные способы полива: капельное и аэрозольное, обеспечивающее до 50% экономии воды. Так, оросительная норма озимой пшеницы при сочетании полива дождеванием с мелкодисперсным увлажнением в среднем за три года была на 30% ниже, чем при использовании только дождевания. [10, c.49]
С развитием орошаемых земель увеличивается объем коллекторно- дренажных вод. Они образуются в результате периодических поливов, когда отмечается избыточный сток вод, а также при рассолении почв промывкой. В этих случаях повышается минерализация речных вод и они становятся непригодными для орошения земель.
Основу оросительного земледелия юга Украины составляют большие оросительные системы – Каховская, Краснознаменская, Ингулецкая, Фрунзенская, Приазовская, Серогозская.
Большое народнохозяйственное значение имеет Северо-Крымский канал (см. Приложение 7). Его водой орошается почти 380 тыс. га земель степной части полуострова. В целом в Крыму поливается пятая часть сельскохозяйственных угодий, на которых получают больше половины всей продукции растениеводства.
Днепровская вода пришла в Крым 17 октября 1963 года. Канал — самое крупное сооружение такого рода в Европе. Длина его первой очереди — 402,6 км, ширина достигает 150 м, глубина — 7 м. В среднем ежегодно по каналу поступает в Крым 2,6 млрд м³ воды. От Новой Каховки до Джанкоя вода канала идет самотеком, а дальше ее поднимают насосные станции. Всего на крымских полях работает свыше 400 таких станций, которые потребляют более 500 млн. киловатт-часов электроэнергии. Для улучшения водообеспечения населения, прежде всего городов Феодосии и Керчи, около них у с.Фронтового созданы крупные водохранилища, которые наполняются водами канала весной и осенью. Летом воду подают на полив, а зимой ложе канала без воды: его ремонтируют. [3, c.15]
От магистрального русла канала начинаются крупные ответвления: Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Сакский канал. Как основной канал, так и его ответвления питают, в свою очередь, густую сеть более мелких каналов оросительной системы общей протяженностью свыше 6,7 тыс.км. Их водой поливают поля Крыма около 5 тысяч дождевальных машин.
Воды Днепра принесли Крыму не только колоссальные блага, но и ряд серьезных проблем. Так, по первоначальному проекту предусматривалось, что только 58% воды, подаваемой по каналу, удастся полезно использовать. Остальные 42 % бесцельно уйдут в землю или испарятся. Действительно, в первые годы эксплуатации оросительной системы канала потери воды в ней составили свыше 1,0 млрд м³ . Уходившая в землю вода пополняла горизонты грунтовых вод, они поднимались, что приводило к заболачиванию или засолению пахотных земель. По новому проекту, который был разработан через несколько лет после начала строительства, предусматривались противофильтрационные и дренажные мероприятия. Это позволило уменьшить скорость подъема грунтовых вод, сократить потери воды. Тем не менее, еще много ее не доходит до орошаемых полей из-за плохого строительства прежде всего лотковой сети. Уровень грунтовых вод повышается зачастую и из-за неумеренного полива полей. Избыток подземных вод сейчас сбрасывается через дренажную сеть в Сиваш, соляные озера, в заливы моря, вызывая их опреснение. Туда же поступают и сбросные воды с рисовых чеков.
Основным
рекреационным природным
Много нерешенных проблем с состоянием водоснабжения и водоотведения, но есть и положительные моменты.
В результате целенаправленной работы комитета сократился сброс загрязненных сточных вод в природные водные объекты на 11,3 млн. м3 (с 80,3 млн. м3 в 2009 году до 69,0 млн. м3 в 2010 году), соответственно уменьшилось и количество сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты с 729,1 тыс. тонн в 2009 году до 546,3 тыс. тонн в 2010 году
Сокращение сброса загрязняющих веществ, в первую очередь стало возможным за счет капиталовложений в системы очистки сточных вод – канализационные очистные сооружения. [5, c.15]
Правительством Украины принят Закон от 22.03.2001р. № 2333-III „Об утверждении Общегосударственной программы охраны и воспроизводства окружающей природной среды Азовского и Черного морей”, которым предусмотрено финансирование капиталоемких природоохранных мероприятий. С 2002 года в рамках данной Программы в Крыму профинансированы работы по строительству и реконструкции канализационных очистных сооружений и напорных коллекторов в городах Евпатория, Ялта, Симферополь, Красноперекопск, Керчь, Саки на сумму 27,18 млн. грн., в том числе из Государственного фонда охраны окружающей природной среды Украины в сумме 19,13 млн. грн. и 8,05 млн. грн. из Республиканского (Автономной Республики Крым) фонда охраны окружающей природной среды. Вместе с тем, для полного выполнения мероприятий Программы необходимо 65,61 млн. грн, освоение составило всего 41,4%.
С целью выполнения постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 1 апреля 2011 года №151 «О мероприятиях по подготовке и проведению курортного сезона 2011 года в Автономной Республике Крым комитетом уделялось особое внимание работе канализационных очистных сооружений, расположенных в прибрежной полосе Азовского и Черного морей.
Были проведены работы по расчистке русла реки Салгир в г. Симферополе (см. Приложение 9).
Проведены проверки практически всех предприятий, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод в водные объекты. По материалам проверок объектов загрязнителей подготовлено 27 расчетов ущербов за загрязнение природных водных объектов. Средства от возмещения ущербов поступают в местные бюджеты. [5, c.17]
Проверено
54 комплекса основных канализационных
очистных сооружений, отобрано 112 проб
сточных вод, выполнено 1947 определений
загрязняющих веществ.
Также в 2009г. Крымское бассейновое управление водных ресурсов приняло предложение от VNG International Агентства Международного Сотрудничества Ассоциаций Муниципалитетов Нидерландов (VNG) для участия в совместном долгосрочном проекте по созданию плана управления речными бассейнами в рамках программы LOGO EAST II.
Проект разработан в рамках международного сотрудничества между Крымским бассейновым управлением водных ресурсов, Республиканским комитетом АРК по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию с Провинцией Норд-Брабант. [9, c.9]
План управления речными бассейнами Крымского региона должен стать инструментом, с помощью которого в речных бассейнах будут достигнуты экологические цели. Данный План состоит из двух этапов.
Первый этап включает общие характеристики района управления речными бассейнами, в том числе создание баз данных по водным объектам, водопользователям, загрязнителям, данным мониторинга вод, с нанесением этой информации на электронные карты и т.д. Формирование перечня компетентных органов, контакты с этими органами и процедура по оформлению базовой документации относительно пользования водными ресурсами, водными объектами, землями водного фонда.
Второй этап включает перечень экологических целей, который должен быть установлен для поверхностных и подземных вод и охраны земель водного фонда; экономический анализ использования водных ресурсов; рекомендации по выполнению водоохранных программ, с намеченным выполнением мероприятий на конкретных водных объектах.
Выполнение
планируемых мероприятий
- улучшение информирования населения по теме проекта путем размещения общих презентационных материалов на интернет-сайте Крымского БУВР, в средствах массовой информации, распространение брошюр;
-
создание электронных карт и
баз данных для улучшения
-
обучение специалистов по теме
проекта с помощью опыта
С 6-по 14 июня 2009 г. состоялся визит голландских экспертов Симферополь в составе Матаиса тен Харкел (Провинция Норд-Брабант), Герберта Роеринка (институт Альтерра) в рамках проекта двустороннего сотрудничества между Крымским БУВР и партнерами из Королевства Нидерланды LOGO EAST II, утвержденного на 2009-2010 гг. В рамках проекта было запланировано выполнение следующих работ:
1.
Создание плана
2.
Усовершенствование системы
Кроме
того, в ходе обсуждения определены
конкретные направления, объемы и этапы
работ, а также согласован подробный план
первого этапа проекта на период июнь-октябрь
2009 года.
Одной из приоритетных задач, стоящей перед Крымским бассейновым управлением водных ресурсов является инициированное выполнение водоохранных мероприятий в регионе, в том числе работа с исполнительными комитетами местных советов по формированию местных бюджетов, в части включения расходов на водоохранные мероприятия на подконтрольной территории. [11, c.15]
С этой целью ранее Крымским БУВР совместно с Рескомводхозом Автономной Республики Крым было инициировано принятие Программы развития водного хозяйства Автономной Республики Крым, во исполнение которой разработаны и приняты программы развития водного хозяйства в 13 сельскохозяйственных районах и в 8 городских и поселковых советах Южного Берега Крыма, что дало определенные результаты.
Крымским БУВР инициировано выделение средств на водоохранные мероприятия в сельских, поселковых, городских советах ЮБК и городах республиканского подчинения.
В
плане природоохранных
- работы по устранению вредного воздействия вод;
-
предотвращение ухудшения
Информация о работе Экологическое состояние водных ресурсов Крыма и их рациональное использование