Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:13, реферат
Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Многочисленны гарантии участия граждан в управлении делами государством.
Принцип участия общественности, как должно быть, детально развит законодателем.
Введение
Природа и ее богатства
являются естественной основой жизни
и деятельности народов Республики
Казахстан, их устойчивого социально-
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Многочисленны гарантии участия граждан в управлении делами государством.
Принцип участия общественности, как должно быть, детально развит законодателем.
Одним из основных способов
совершенствования участия
Кроме того, решение указанной проблемы идет в направлении чрезмерной дифференциации правового регулирования участия общественности в охране соответствующего природного ресурса, например, в охране земель, лесов, недр, вод, животного мира, атмосферного воздуха, поэтому правовая охрана каждого из названных природных объектов регулируется специальным законодательством.
При этом не все правовые предписания, содержащиеся в разных нормативных актах по вопросам участия общественности в охране природы, согласуются между собой. Особенно это касается ведомственных нормативных актов. Объясняется это тем, что сейчас нет пока единой юридической основы в виде комплексного нормативного акта, в котором бы излагались все основные, принципиальные положения о деятельности общественности в указанной сфере общественных отношений.
Недостаточны пока еще и научные
исследования по этой проблеме. До настоящего
времени в юридической
СОВРЕМЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
организовывать и проводить
в установленном порядке
организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В ответ в качестве гарантии названным правам, законодательно установлена обязанность органов власти, оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и ответственность за создание препятствий.
В этой связи юридическую и практическую ценность представляет следующее легальное определение: охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность)
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
Экологические права не кодифицированы, например, в головном акте экологического законодательства.
Для раскрытия их правового содержания в строгом соответствии с законом подходит тематическая инкорпорация. Инкорпорация (лат. incorporatio — присоединение) — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов.
А поскольку комплекс отношений велик, а формулировки разнообразны, то классификация весьма объемна. Рассматриваемый принцип входит в состав экологических прав в качестве одного из элементов. Нормативно он замыкается на праве на благоприятную окружающую среду. Доктринально его относят к экологическим правам-гарантиям защиты экологических прав человека, также именуемым западноевропейскими юристами процедурными правами, вспомогательными правами и правами солидарности.
Доктринальная детализация принципа участия общественности
Доктринальная детализация принципа участия общественности осуществляется в отечественной литературе со следующих позиций:
При этом принцип участия общественности часть авторов признает в качестве относительно обособленного экологического права (права на участие в принятии экологически значимых решений).
Принцип общественного участия упоминается не менее чем в половине источников, посвященных экологическим правам человека.
Основной документ, который детально описывает правила и процедуры общественного участия с целью подготовки документов для проведения государственной экологической экспертизы - это Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду...». ОВОС обязательно проводится при общественном участии. Это требование указано в одном из принципов проведения ОВОС: «Процедура общественного участия в подготовке и обсуждении ОВОС необходима для процедуры экологической экспертизы как неотъемлемая часть процесса ОВОС». Необходима процедура общественного участия, включая информирование общественности в планируемой экспертизе или другого мероприятия, и включение общественности в процесс проведения ОВОС на любом этапе его проведения.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство также может быть использовано в процессе принятия решений, как аргумент при участии граждан и общественных объединений в обсуждении предлагаемых решений. Граждане и общественные организации могут принимать участие в процессе принятия решений через судебную систему. Так как решение суда может повлиять на принятие решений административных органов, граждане прибегают к возможности защиты своих экологических прав в суде, и, таким образом, участвуют в процессе принятия решений.
Правоприменителям пока не удалось прийти к единому научно-практическому видению экологических прав, и, соответственно универсальному пониманию принципа участия общественности.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что юридическое обоснование участия общественности в принятии решений включает большой спектр нормативных документов, и в каждом конкретном случае необходимо детальное их изучение.
Обоснование необходимости
создания должной правовой основы участия
общественности в охране природы, включающей
в себя правовые предписания
Во внеправовой практике
принцип участия общественности
противопоставляется понятию“
“Перспективы развития экологических прав граждан в наибольшей степени зависят от эффективности общественного участия в принятии экологически значимых решений”
Все это – процедурные вопросы. Общественное участие и принятие законов не самоцель. Важно закрепить достижения и устранять системные препятствия охране окружающей среды, в том числе устранять ограничения участия общественности.
Обоснование объективной
необходимости участия
1. Обоснование объективной необходимости участия общественности в охране природы, на основе которой лежат социальные, экологические, экономические и правовые предпосылки; понятия общественности по охране природы, которое включает в себя не только общественные организации, но и граждан, не входящих в общественные формирования. Такое определение понятия общественности, участвующей в охране природы, является основой формирования различных общественных образований, активного участия граждан в охране природы и научной базой правотворчества.
2. На основе комплексного анализа законодательства, регулирующего участие общественности в охране окружающей природной среды, практики его применения, с учетом общественно-значимого характера доказывается наличие самостоятельного правового института участия общественности в охране природы, включающего соответствующие права и обязанности определенных субъектов, который является составной частью раздела об участии общественности в обеспечении рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов обшей части экологического права.
3. Научное обоснование
необходимости существования
Интенсивное развитие экологического права продолжается.
Будущее неизбежно придет
к решению процедурных и
Список используемой литературы