Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:13, реферат

Описание работы

Природа и ее богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Многочисленны гарантии участия граждан в управлении делами государством.
Принцип участия общественности, как должно быть, детально развит законодателем.

Работа содержит 1 файл

ЭПП - копия.docx

— 31.59 Кб (Скачать)

Введение

 

Природа и ее богатства  являются естественной основой жизни  и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,  причиненного  его  здоровью  или  имуществу  экологическим правонарушением.  Многочисленны гарантии  участия граждан в управлении делами государством.

Принцип  участия  общественности,  как  должно  быть,  детально развит законодателем.

Одним из основных способов совершенствования участия общественности в охране природной среды является должное правовое регулирование  такого участия. Между тем, в действующем  природоохранительном законодательстве содержатся лишь общие нормативные  предписания об участии общественности в охране природы, что не обеспечивает решение многих вопросов.

Кроме того, решение указанной  проблемы идет в направлении чрезмерной дифференциации правового регулирования  участия общественности в охране соответствующего природного ресурса, например, в охране земель, лесов, недр, вод, животного мира, атмосферного воздуха, поэтому правовая охрана каждого  из названных природных объектов регулируется специальным законодательством.

При этом не все правовые предписания, содержащиеся в разных нормативных  актах по вопросам участия общественности в охране природы, согласуются между  собой. Особенно это касается ведомственных  нормативных актов. Объясняется  это тем, что сейчас нет пока единой юридической основы в виде комплексного нормативного акта, в котором бы излагались все основные, принципиальные положения о деятельности общественности в указанной сфере общественных отношений.

Недостаточны пока еще и научные  исследования по этой проблеме. До настоящего времени в юридической литературе исследовались главным образом  вопросы осуществления общественного  природоохранительного контроля и  его совершенствования (Губченко Ю.С., Петров В.В., Азаров Г.И. и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОВРЕМЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за  счет  собственных  и  привлеченных  средств  осуществлять  и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства  природных  ресурсов,  обеспечения  экологической безопасности;

оказывать содействие органам  государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам  охраны  окружающей  среды  и  об  обсуждении  проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным  лицам  о  получении  своевременной,  полной  и  достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах  и  о  фактах  хозяйственной  и  иной  деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном  порядке в принятии хозяйственных и  иных  решений,  реализация  которых  может  оказать  негативное воздействие  на  окружающую  среду,  жизнь,  здоровье  и  имущество граждан;

охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить  в установленном порядке слушания по  вопросам  проектирования,  размещения  объектов,  хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В ответ в качестве гарантии названным правам, законодательно установлена обязанность органов власти, оказывать содействие гражданам,  общественным  и  иным  некоммерческим  объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды и ответственность за создание препятствий.

В этой связи юридическую  и практическую ценность представляет следующее легальное определение: охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование  и  воспроизводство  природных  ресурсов,  предотвращение негативного  воздействия  хозяйственной  и  иной  деятельности  на окружающую  среду  и  ликвидацию  ее  последствий (далее - природоохранная деятельность)

Хозяйственная  и  иная  деятельность  органов  государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации  о  состоянии  окружающей  среды,  а  также  участие  граждан  в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Экологические права не кодифицированы, например, в головном акте экологического законодательства.

Для раскрытия их правового  содержания в строгом соответствии с законом подходит тематическая инкорпорация. Инкорпорация (лат. incorporatio — присоединение) — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов.

А поскольку комплекс отношений велик, а формулировки разнообразны, то классификация  весьма  объемна.  Рассматриваемый  принцип  входит  в  состав экологических прав в качестве одного из элементов. Нормативно он замыкается на праве на благоприятную окружающую среду. Доктринально его относят к экологическим правам-гарантиям защиты экологических  прав  человека,  также  именуемым западноевропейскими юристами процедурными правами, вспомогательными  правами  и правами солидарности.

 

Доктринальная  детализация  принципа  участия  общественности

Доктринальная  детализация  принципа  участия  общественности осуществляется в отечественной литературе со следующих позиций:

  • деление права на материальное и процессуальное;
  • деление прав на частные и публичные;
  • различие возможностей самозащиты и защиты принципа органами государства;
  • сочетание частноправовых и публично-правовых средств защиты;
  • различие объективных и субъективных прав, и других

При этом принцип участия  общественности часть авторов признает в качестве относительно обособленного экологического права (права на участие в принятии экологически значимых решений).

Принцип общественного участия упоминается не менее чем в половине  источников,  посвященных  экологическим  правам  человека.

Основной документ, который детально описывает правила и процедуры  общественного участия с целью  подготовки документов для проведения государственной экологической  экспертизы - это Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду...». ОВОС обязательно проводится при общественном участии. Это требование указано в одном из принципов проведения ОВОС: «Процедура общественного участия в подготовке и обсуждении ОВОС необходима для процедуры экологической экспертизы как неотъемлемая часть процесса ОВОС». Необходима процедура общественного участия, включая информирование общественности в планируемой экспертизе или другого мероприятия, и включение общественности в процесс проведения ОВОС на любом этапе его проведения.

Санитарно-эпидемиологическое законодательство также может быть использовано в процессе принятия решений, как аргумент при участии граждан и общественных объединений в обсуждении предлагаемых решений. Граждане и общественные организации могут принимать участие в процессе принятия решений через судебную систему. Так как решение суда может повлиять на принятие решений административных органов, граждане прибегают к возможности защиты своих экологических прав в суде, и, таким образом, участвуют в процессе принятия решений.

Правоприменителям пока не удалось прийти к единому научно-практическому  видению  экологических  прав,  и,  соответственно универсальному  пониманию  принципа  участия  общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что юридическое обоснование  участия общественности в принятии решений включает большой спектр нормативных документов, и в каждом конкретном случае необходимо детальное  их изучение.   

Обоснование необходимости  создания должной правовой основы участия  общественности в охране природы, включающей в себя правовые предписания природоохранительных законодательных актов, предлагаемого  Общего положения об участии общественности в охране окружающей природной среды, а также специальных уставов, положений отдельных общественных природоохранительных образований, некоторые  предписания которых нуждаются  в дополнениях и изменениях.

Во внеправовой практике принцип участия общественности противопоставляется понятию“связей с общественностью”. “Необходимо  не только расширять связи с общественностью, но и активно вовлекать ее в  процесс принятия решений”

 “Перспективы развития  экологических прав граждан в  наибольшей степени зависят от  эффективности общественного   участия  в  принятии  экологически  значимых  решений”

Все это – процедурные  вопросы. Общественное участие и  принятие законов не самоцель. Важно  закрепить достижения и устранять  системные  препятствия  охране  окружающей  среды,  в  том  числе  устранять ограничения участия  общественности.

Обоснование объективной  необходимости участия общественности в охране природы:

1. Обоснование объективной необходимости участия общественности в охране природы, на основе которой лежат социальные, экологические, экономические и правовые предпосылки; понятия общественности по охране природы, которое включает в себя не только общественные организации, но и граждан, не входящих в общественные формирования. Такое определение понятия общественности, участвующей в охране природы, является основой формирования различных общественных образований, активного участия граждан в охране природы и научной базой правотворчества.

2. На основе комплексного  анализа законодательства, регулирующего  участие общественности в охране окружающей природной среды, практики его применения, с учетом общественно-значимого характера доказывается наличие самостоятельного правового института участия общественности в охране природы, включающего соответствующие права и обязанности определенных субъектов, который является составной частью раздела об участии общественности в обеспечении рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов обшей части экологического права.

3. Научное обоснование  необходимости существования различных  форм деятельности общественности  в охране природной среды, в том числе и неформальных, наличия в этих формах общих и специфических признаков, обусловливающих унификацию и дифференциацию природорегулирования деятельности общественных природоохранительных образований.

Интенсивное  развитие  экологического  права  продолжается.

Будущее неизбежно придет к решению процедурных и процессуальных вопросов общественного участия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Экологический кодекс РК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)

Информация о работе Экологическое право