Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:52, контрольная работа
Решение задач экологического образования дошкольников осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Формирование такого отношения у дошкольников невозможно без соответствующей подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования.
Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
Что ты хочешь сделать?
Зачем тебе это нужно?
Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
ЧАСТЬ 2. «Живая природа»
Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:
· Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
· Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.
· Формировать элементарные
представления о строении и функциях
органов и систем организма человека;
формировать понимание
· Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Содержание части
«Посмотрите, это Я»
Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.
Представители каждого класса
(растения, животные) схожи между
собой по внешнему виду, месту обитания,
способам передвижения и т.д. В то
же время все представители живой
природы имеют общие признаки:
растут, размножаются, питаются, дышат,
ощущают окружающий мир. У живых
существ очень сходное
Человек, как представитель
животного мира, отличается от своих
«собратьев» разумом: он умеет изменять
окружающую действительность, подчинять
её своим интересам и
«Наши маленькие помощники».
У каждого из нас есть пять «маленьких помощников». Благодаря им, мы воспринимаем, ощущаем и познаём окружающий мир. Эти «помощники» (анализаторы) - глаза, нос, уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет свою «работу». Получить полное представление помогают опыт и разум.
«Помощники» есть не только у людей. Животные и растения также ощущают своё присутствие в мире. Только не умеют об этом рассказать. Они так же испытывают приятные воздействия и боль, холод и тепло…
Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди?
«Из чего мы состоим».
Каждый представитель животного и растительного мира имеет особенности внешнего и внутреннего строения: у деревьев есть ствол, а у кустарников - нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство зверей - шерстью и т.д.
От внутреннего строения
зависит жизнь живых
Все системы живого организма взаимосвязаны. Например, при заболеваниях дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…
Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего состояния организма - здоровья.
В природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения. Вспомни об этом, прежде, чем сорвать листок с куста или словить бабочку.
«Я расту».
Все живые организмы имеют сходную линию жизни: рождаются, растут, взрослеют, стареют, умирают. Все представители живой природы изменяются во времени. По этим изменениям можно определить возраст. У человека со временем изменяется качество ума, увеличивается объём знаний. Но это зависит не от возраста, а от обучения.
Природой определена продолжительность
жизни для представителей каждого
класса живых объектов. Люди для
защиты от посягательства на жизнь
придумали законы и наказания. Природные
объекты не всегда умеют постоять
за себя. Но когда насилие над
природой проявляется особенно сильно,
случаются экологические
«Если хочешь быть здоров».
Общее состояние живого организма называется здоровьем. Здоровье бывает хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют не только люди, но и животные, и растения, только у них свои особенные болезни. О состоянии здоровья можно судить по внешнему виду.
Растения и животные умеют лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья - смолой. Люди научились не только исцелять многие свои недуги, но и ухаживать за больными объектами живой природы.
Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное питание, чистые вода и воздух, благоприятный климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт.
Факторы, противоположные по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, вредные микробы, курение, алкоголь, наркотики и пр.), здоровье подрывают.
Пища по происхождению
бывает растительной и животной. Её
качество зависит от того, в каких
условиях она выросла: состав почвы,
уровень химического и
Полноценное питание человека можно обеспечить, если употреблять здоровую (полезную) пищу: каши, овощи, фрукты, орехи и т.д. Продукты синтетического (искусственного) происхождения, очень сладкая и жирная пища вредна для здоровья.
Загрязнённый воздух, табачный дым отрицательно действуют на органы дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно туберкулёзом. Животные и растения тоже не выносят табачного дыма.
Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Важно уметь распознавать вредные условия окружающей среды и исправлять их.
Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы.
ЧАСТЬ 3. «Неживая природа».
Цель: систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
· Учить детей ориентироваться в мире физических явлений.
· Систематизировать знания
детей о таких явлениях и объектах
как свет, воздух, вода, почва, температура.
Формировать основы понимания необходимости
бережного отношения к
· Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
· Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
Содержание части
Все живые организмы существуют и развиваются только при наличии соответствующих условий. Им нужна вода, воздух, определённая температура, свет, плодородная почва.
Для растений все названные факторы имеют значение в равной степени: почва и вода нужны как источник жизни и питания, свет как условия процессов обмена, температура и воздух как условие жизни.
Представителям животного воздух, вода, свет и определённая температура обеспечивают функционирование организма и комфортные условия существования. Почва является источником многих продуктов питания.
Человек, благодаря своим знаниям, опыту и разуму, научился выживанию при отсутствии некоторых факторов: изобрёл электричество, обогревающие устройства и пр. Но обеспечивать полноценное здоровье в искусственных условиях не умеет никто.
Помни:
В природе всё взаимосвязано. Если «теряет» неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!
ЧАСТЬ 4. «Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём»
Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.
Задачи:
· Обобщить и систематизировать
представления детей
· УУпражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.
· Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.
· Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
· Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
Содержание части
Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.
На нашей планете есть
водное пространство (океаны, моря, реки,
озёра…) и суша (материки и острова).
На Земле есть территории с различными
климатическими условиями: жаркие и
холодный края, умеренный климат. В
Зависимости от климата на разных
территориях проживают
На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
держание
Информация о работе Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста