Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 22:08, доклад
Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами.
2
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Уральская государственная архитектурно-художественная академия (УралГАХА)
ДОКЛАД ПО ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема: Экологическое аудирование
Факультет экономики и управления Исполнители: Ю.М. Акишева Специальность Экономика и А.А. Закирова управление на предприятии Группа: ЗИУ – 22 Кафедра экономики и управления Руководитель: Н.Я. Поддубная городским хозяйством Дата защиты____________________ Оценка ________________________
Екатеринбург2008 |
Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием.
Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.
Экологичекое аудирование – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель – приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов.
Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.
Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:
1. выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;
2. заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей;
3. оценка воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о
наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
4. оценка потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;
5. заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;
6. информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.
На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (например, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависимости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и работой средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последующим перепрофилированием.
ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь руководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которыми их сокрытие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб.
Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т. е. давать полную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей природной среды зарегистрированным лицом.
Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:
1. страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды);
2. конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);
3. приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);
4. законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами).
Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита (финансовый, технический, управленческий), который завершается формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого объекта.
Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).
Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функциональных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекомендаций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического аудита недостатков в работе фирмы.
Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутреннего аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объекта для того, чтобы избежать “экологической ошибки” и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе аудитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или варианты альтернативных решений.
Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.
Общая модель экологического аудита:
Предмет — экономические, экологические, информационные, организационные и другие системы.
Функции — проверка экономико-экологической отчётности; оценка природоохранной деятельности предприятия; оказание аудиторских услуг, в том числе выдача рекомендаций по повышению эффективности природоохранной деятельности.
Стадии — постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка информационных материалов, услуги.
Документы — информационные, организационно-функциональные, корреспонденция аудитора, предприятия — клиента, государственных служб по охране окружающей среды, управления статистики и др.
Методы — системный анализ и системный подход, экономико-экологический анализ; сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; логический анализ, метод экспертных оценок и пр.
Приёмы — определение состояния объектов и его экологических подразделений; сопоставление; оценка.
Виды — внутренний (зависимый) и внешний (независимый).
Риск — собственный; риск контроля; риск выявления.
Нормативы — национальные (внутренние, внешние); международные (внутренние и внешние).
Элементы — цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика, контрольная информация.
Экологический аудит, как и всякий вид деятельности, следует рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба.
Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами.
Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской "команды", куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.
Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью.
Планирование — определение целей и задач экологического аудита, выбор стратегий; разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и выполнению действий); определение тактики, политики правил и приёмов, формирование бюджета.
Организация — формирование организационной структуры службы (фирмы), подбор и подготовка кадров; создание информационно-нормативной и материально-технической базы.
Операционная функция — охватывает процесс проведения экологического аудита, его технику и технологию.
Контроль — реализация определённых правил, процедур по отношению к материальным и природным ресурсам; определение показателей результативности; сравнение результатов со стандартными действия. Неотъемлемым этапом любой деятельности является контроль её хода и оценка полученных результатов. В процессе контроля экологической аудиторской деятельности используются стандарты, нормативы, измерения фактически достигнутых результатов, базовые показатели и корректировки, если полученные результаты существенно отличаются от стандартов. Контроль является фундаментальным элементом управления. В управлении экологической аудиторской деятельностью целесообразно использовать три основные вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Процедура контроля включает сопоставление полученных результатов со стандартами, нормативами, критериями и принятие соответствующих корректирующих действий. Затем осуществляется сравнительная оценка результатов со стандартами. Именно здесь фиксируются возможные отклонения, измеряются результаты, оценивается информация.
Эффективность контроля определяется не только поведением аудитора, который может по результатам проделанной работы выбрать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарт. Однако для достижения целей организации необходима ориентация на результативность, стратегическую направленность, простоту и экономичность.
Мотивация как элемент управления — это процесс организации коллектива на достижение поставленных целей. Побудительными мотивами здесь должны выступать такие факторы мотивации как высокая ответственность, материальное вознаграждение, успех, реализация творческого потенциала и делового роста.
Ещё один аспект совершенствования организации экологического аудита состоит в документировании аудиторских проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологической аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет определить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного подхода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологического аудита.
В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление развития функций внутреннего и внешнего прогнозного экоаудита, как средства оптимизации и активизации предпринимательской деятельности на основе соблюдения принципов экологической безопасности. Одновременно с контрольными функциями экоаудит и хозяйственный аудит должны выполнять экономическую и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инвестиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических издержек и т.д.