Экологическое аудирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Человеческое общество на рубеже нового тысячелетия, подталкиваемое усугубляющимся экологическим кризисом, вынуждено пересматривать систему своих взаимоотношений с природой. Это, прежде всего выражается в постепенном переходе от концепции « неограниченного потребления природных ресурсов» через промежуточную концепцию «экономически устойчивого и экологически безопасного развития» к «ноосферной» концепции коэволюции природы и общества, в рамках которой человечеству определяется ведущая роль «управляющей» геоэкологическими процессами рациональной силы.

Содержание

1. Система природоохранного управления и роль аудита в этой системе.
2. Программа проведения экологического аудита
3. Методы экологического мониторинга
4. Методы анализа экологического аудита
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

В ряду глобаль.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

“Казанский  Государственный Технологический  Университет” 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По экологии

На тему

«Экологическое  аудирование». 
 
 

                   Выполнила

Студентка заочного отделения

                     Группы №327382

                                   Ахматгараева Алина

                                    
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

     Казань 2010.

 

      Содержание:

  1. Система  природоохранного управления и  роль аудита в этой системе.

  2. Программа проведения экологического аудита

  3. Методы экологического мониторинга

  4. Методы  анализа экологического аудита

     5. Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Система природоохранного управления

     и роль аудита в этой системе. 

    В ряду глобальных проблем современности промышленная безопасность и защита от природных стихийных бедствий занимают особое место. Оно определяется состоянием взаимоотношений в системе «человек-общество-природа» и последствиями антропогенной деятельности человека.

    Человеческое общество на рубеже нового тысячелетия, подталкиваемое усугубляющимся экологическим кризисом, вынуждено пересматривать систему своих взаимоотношений с природой. Это, прежде всего выражается в постепенном переходе от концепции « неограниченного потребления природных ресурсов» через промежуточную концепцию «экономически устойчивого и экологически безопасного развития» к «ноосферной» концепции коэволюции природы и общества, в рамках которой человечеству определяется ведущая роль «управляющей» геоэкологическими процессами рациональной силы.

    Однако  в настоящее время рано говорить о разумном управлении человеком  биосферными процессами. Скорее, пока можно вести речь лишь об экологически ориентированном самоуправлении общества, т.е. об управлении процессами собственной жизнедеятельности в рамках законов биосферы. Именно в этих рамках сегодня нужно рассматривать понятие «экологическое управление» (экоменеджмент) как вид социального управления в экологической сфере деятельности, одним из направлений которого является управление окружающей средой (управления качеством окружающей среды). Данное направление в настоящее время можно считать одним из наиболее проработанных и официально закрепленных в международных и отечественных документах – стандартах ГОСТ  РИСО серии 14000.

    В условиях рынка, самостоятельности  народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях – загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач. Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления. Во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

    В последнее десятилетие в мировой  практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем  охраны природных ресурсов и экосистем  для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.

    Еще недавно был незыблем постулат о  том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы «зеленый имидж» вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы «смотреть далеко вперед». Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осознали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окружающей среде.

    Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит – инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать  информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.

    Исходя  из опыта экологического аудирования  в России и за рубежом, основываясь на установленном нормативно-правовыми актами РФ общем определении аудита, под экологическим аудированием понимается:

       - независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

    Понятие «аудит» первоначально подразумевало проверку хозяйственной деятельности путем ревизии годовых отчетов. Позднее это понятие стали использовать и в системах экоменоджмента качества ISO 9000 (аудит качества), а теперь – и для контроля эффективности природоохранной деятельности предприятий (экоаудит).

    Цель  экологического аудирования – приведение природоохранной деятельности в  соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования  природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита (финансовый, технический, управленческий), который завершается формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого объекта.

    Основные  задачи экоаудита – сбор достоверной  выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологическо оценки оборудования и технологий, качества продукции).

Помимо основного, экологический аудит может и  должен решать ряд функциональных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекомендаций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического аудита недостатков в работе проверяемого объекта.

    Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного. Внутреннего аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объекта для того. Чтобы избежать «экологической ошибки» и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе аудитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или варианты альтернативных решений.

    Стратегические  задачи экологического аудита лежат  в сфере обоснования экологизированной  стратегии развития предприятия (его  политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.

     Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природой среды, повысит эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.

    В широком понимании экологический  аудит – это инструмент управления, который базируется на системном  подходе и с помощью которого оценивается эколого-экономическая эффективность.

    Экологический аудит отличается своей омплексностью с выполнением исследовательских и инжиниринговых процедур. Он применяется в значительной мере на прединвестиционной стадии. Но также может эффективно использоваться при разработке программ реструктуризации для аудирования предприятий, которые выводятся из эксплуатации. Для сложных инвестиционных программ и проектов экологический аудит может проводиться до процедуры экологической экспертизы. Это можно сравнить с финансовым аудитом, который большие фирмы осуществляют перед проверкой своей финансовой деятельности налоговой инспекцией.

    Таким образом, экологическое аудирование занимает особое место в силу ряда причин, к которым в числе важнейших относятся:

    - комплексных характер экоаудита, одновременно сочетающего в себе административные признаки, коммерческую и ВТО же время экономическую направленность и информационную методологию;

    - широкий перечень требующихся операций (анализ бухучта по экологическим показателям, расчеты и прогнозы экологических рисков и ущербов, фактически инструментальные измерения проверяемых экологических параметров деятельности аудируемого объекта и окружающей его среды, натурные и модельные исследования причин неблагоприятных ситуаций в экологической сфере деятельности объекта, разработка соответствующих рекомендаций по их установлению и др.);

   - рыночная направленность мероприятий экоаудита, представляющего собой вид предпринимательской деятельности в экологической сфере, которая способствует саморегулированию экономических отношений участвующих в ней субъектов на рынке экологических услуг, работ и товаров;

   -относительная новизна данного инструмента для российской системы экоуправления, в которой он еще только находит свое место, будучи реализуемым de-facto, не имея при этом достаточного уровня правового регулирования de-ure. 

2. Программа проведения экологического аудита 

   Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить  программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.

   Спецификой  программы экоаудита является включение  в ее состав материалов, содержащих информацию экологического, правового, экономического, финансового, научно-технического характера, и необходимость увязки этих материалов в рамках единой концепции экологического аудирования. Указанная специфика обусловлена сущности и сложностью процедур экологического аудита, к проведению которой в составе «аудиторской команды» могут и должны привлекаться специалисты в области охраны окружающей среды, экологического и природоресурсного права, законодательство о безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, финансового права, по бухгалтерскому учету и отчетности, по экологическому менеджменту, а также специалисты, владеющие аналитическими и инструментальными методами экологического мониторинга.

Информация о работе Экологическое аудирование