Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия экологического и биологического мониторинга.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Определение понятия экологического мониторинга;
2. Определение понятия биологического мониторинга;
3. Рассмотрение мониторинга рекреационного нагруза;
4. Анализ реализации системы мониторинга в Крыму.
Особую тревогу вызывают участившееся появление на поверхности морей и океанов нефтяных пленок, которые нарушают энерго- и газообмен между океаном и атмосферой, а также накопление тяжелых металлов, например ртути, в Балтийском море и прибрежных районах Японии.
2.3 Мониторинг почвы
Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
-- сельскохозяйственного
-- населенных пунктов;
-- промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики
и космического обеспечения,
-- природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного
и историко-культурного
-- лесного фонда;
-- водного фонда;
-- запаса.
В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. В соответствии с международными научно-техническими программами Российская Федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:
-- эволюционные (связанные с естественно-
-- цикличные (связанные с
-- антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
-- чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями). Основными задачами мониторинга земель являются:
-- своевременное выявление
-- информационное обеспечение
Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
-- состояния землепользовании, угодий, полей, участков;
-- процессов, связанных с
-- состояния береговых линий
рек, морей, озер, заливов, водохранилищ,
лиманов, гидротехнических
-- процессов, вызванных
-- состояния земель населенных
пунктов, объектов нефте- и
газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ,
свалок, складов горюче-смазочных
материалов, удобрений, стоянок
Оценка состояния земель выполняется
путем анализа ряда последовательных
наблюдений (периодических, сезонных,
суточных), направленности и интенсивности
изменений и сравнения
Мониторинг земель ведется с
соблюдением принципа совместимости
разнородных данных, основанного
на применении единых классификаторов,
кодов, системы единиц, стандартных
форматов данных и нормативно-технической
базы, государственной системы
Для получения необходимой
Главное назначение съемок и наблюдений
с космических аппаратов и
самолетов -- получение характеристик
состояния земель на глобальном и
региональном уровнях. Съемки и наблюдения
с помощью малой авиации
В зависимости от сроков и периодичности
проведения осуществляются три группы
наблюдений за состоянием земель: базовые
(исходные, фиксирующие состояние
объектов наблюдений на момент начала
ведения мониторинга земель), периодические
(через год и более), оперативные
(фиксирующие текущие
Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и по Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
Комитеты Предприятия, организации
и учреждения, граждане, международные
организации и иностранные
3. Мониторинг рекреационного нагруза
Рекреация (с лат. - восстановление) -- это:
1. праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее);
2. помещение для отдыха в
3. отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Исследованием данного явления
занимаются специалисты различных
отраслей знания -- географы, биологи, психологи,
экологи, медики, социологи, экономисты.
В связи с этим, следует отметить
большую трудность в
Определение основных понятий, связанных
с явлением рекреации, оказывается
в высшей степени сложным. Это
объясняется рядом причин. Во-первых,
тем, что не существует единого международного
терминологического стандарта по данной
тематике. В разных странах господствует
существенно различное
Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация, соответственно, это восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном, в советской) литературе.
4. Реализация системы мониторинга в Крыму
В системе управления социально-экономическим развитием можно выделить 4 группы функций:
сбор данных о состоянии объектов управления;
контроль особенностей использования
и соблюдения требований законодательства
по отношению к различным
координация деятельности ведомств и
организаций в части
организация использования объектов территориального управления.
Функция наблюдения за состоянием различных
видов природно-ресурсных
К системе экологического мониторинга относится лишь часть данных, получаемых в ведомственных информационных сетях:
о состоянии природно-ресурсных объектов;
о воздействии наблюдаемых
о воздействии окружающей среды на наблюдаемый объект.
К блоку сбора данных системы территориального управления, наряду с экологическим мониторингом, относятся также государственные кадастры и системы сбора статистической информации. Уровень информационного и методического взаимодействия перечисленных блоков системы управления территориального развития в настоящее время недостаточен. Поэтому, важнейшей тенденцией развития экологического мониторинга является его интеграция с другими блоками сбора данных системы территориального управления.
В настоящее время действующим
законодательством Украины
В системе сбора Государственной статистической отчетности, наряду с социально-экономическими данными о деятельности субъектов хозяйствования, учитывается также экологически значимая информация:
по экономическим аспектам платы за использование и загрязнение природных ресурсов;
о воздействии отдельных видов производства на окружающую среду (использование пестицидов и удобрений, 2ТП-воздух, 2ТП-водхоз и т.д.);
о деятельности автомобильного и других видов транспорта (пробег, затраты топлива);
о естественном движении и состоянии здоровья населения.
В систему госстатотчетности не
входит значительная по объему санитарная
статистика (санитарные паспорта, сертификаты
качества и т.д.), а также экологические
паспорта промышленных, рекреационных
и горнодобывающих предприятий,
разработанные Госкомприроды
Изложенное выше показывает, что
из социально-экономических
Важным условием интеграции ведомственных информационных систем в межведомственный территориальный банк данных является взаимный доступ к первичным (а не обобщенным) данным в рамках законодательно закрепленными за субъектами управления функциями.
Система экологического мониторинга
(в данном контексте используется
как синоним мониторинга
Основными проблемами функционирования ведомственных систем экомониторинга, в 1996 г., как и ранее, были:
недостаточный уровень автоматизации и информатизации;
низкий уровень
Система государственного мониторинга окружающей природной среды была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины N 785 от 23.09.93 г. Данное постановление определило перечень и условия интеграции ведомств и органов исполнительной власти в систему территориального экологического мониторинга.
Основные задачи системы территориального экологического мониторинга:
интеграция и первичное