Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:43, реферат
Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992г., подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства» (Earth Summit’92.
The United Nations Conference on Environment and Development).
В самом общем виде и экологическое управление, и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
Введение …………………………………………………………………………………………3
I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.1 Что такое менеджмент ………………………………………………………………………4
1.2 Экологический менеджмент ………………………………………………………………..5
1.3 Функции, инфраструктура и принципы экологического менеджмента ………………..11
1.4 Система экологического менеджмента …………………………………………………..12
1.5 Стандарты в области систем экологического менеджмента ……………………………14
II Выводы ……………………………………………………………………………………….16
III Заключение ………………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы ……………………………………………………………19
Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение воздействия на окружающую среду. В своих отдельных проявлениях подобная деятельность хорошо знакома любому предприятию. К ее характерным направлениям относятся:
Для
создания основ экологического менеджмента
предприятию необходимо самостоятельно
определять приоритеты, планировать, оценивать
и демонстрировать достигнутые результаты,
развивать и совершенствовать из года
в год деятельность по предотвращению
воздействия на окружающую среду во всех
направлениях, где это практически достижимо.
1.3 ФУНКЦИИ, ИНФРАСТУРКТУРА И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
К основным функциям экологического менеджмента относятся:
Инфраструктура экологического менеджмента включает основные факторы, определяющие благоприятную обстановку для его осуществления:
Принципы экологического менеджмента:
1.4 СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Само понятие «система экологического менеджмента» впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 году.
Система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.
На
рисунке 2 этапы внедрения и
Рисунок 2. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента.
Формирование системы экологического менеджмента начинается с разработки, утверждения и публичного декларирования предприятием экологической политики и целей. В качестве основополагающих принципов экологическая политика должна включать «последовательное улучшение» и «предотвращение воздействия на окружающую среду». Дальнейшая последовательность взаимосвязанных действий в системе менеджмента включает планирование, организацию и практическую реализацию, внутренний мониторинг и контроль деятельности, осуществляемой в соответствии с принятой экологической политикой и целями. Обязательной составной частью любой системы экологического менеджмента является независимая оценка достигнутых результатов (аудит), периодический анализ и пересмотр системы менеджмента в целом с участием руководства предприятия. Следует подчеркнуть, что отсутствие или недостаточная развитость какого-либо из элементов делает всю систему менеджмента неэффективной.
На рисунке 3 представлена обобщенная модель системы экологического менеджмента, иллюстрирующая ее развитие и совершенствование «по спирали».
Рис. 3. Обобщенная модель системы экологического менеджмента
Экологический менеджмент представляет собой не столько выполнение определенных формальных требований, сколько разнообразную активную практическую деятельность, понятную и доступную для всех специалистов и персонала предприятия в целом.
Инициативная
деятельность по перечисленным направлениям
на сегодня практически не осуществляется
российскими предприятиями. При этом подобная
деятельность за немногими исключениями
вполне доступна для российских предприятий,
независимо от их экономического положения
и характера стоящих перед ними экологических
проблем, и требует не столько существенных
дополнительных затрат, сколько качественных
изменений в мотивации, планировании,
организации деятельности и использовании
достигнутых результатов. Деятельность
в области экологического менеджмента
должна начинаться с простейших целей
и задач, постепенно развиваясь и усложняясь.
Каждое предприятие может внести в нее
свои характерные особенности и новые
элементы. На двух сходных предприятиях
могут существовать различные и, в то же
время, эффективные системы экологического
менеджмента.
1.5 СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Стандарты системы менеджмента качества возникли изначально как процедурные стандарты системы контроля качества. Первым принятым стандартом такого типа был Британский стандарт BS 5750, состоявший из трех частей и утвержденный в 1979г. Идея создания такого стандарта лежала в обеспечении единых общепринятых подходов к контролю качества в использующих стандарт организациях; в значительной степени он основывался на стандартах оборонной отрасли Великобритании. Международная организация по стандартизации вскоре заимствовала опыт Британской организации по стандартизации и на основе BS 5750 в 1987г. Была разработана первая версия стандартов ИСО серии 9000 – систем качества. Результаты применения ISO 9001:1987 и других стандартов серии и практический опыт функционирования системы экологического менеджмента были использованы в 1992г. Британской организацией по стандартизации для разработки стандарта BS 7750 Спецификации систем экологического менеджмента – первого стандарта систем экологического менеджмента.
В 1991г. Международной организацией по стандартизации была создана Стратегическая рекомендательная группа по окружающей среде, которая подготовила обоснование целесообразности работ по стандартизации в области экологического менеджмента, а в 1993г. ИСО был создан Технический комитет 207 «Экологический менеджмент». В результате работы ИСО/ТК 207 на основании BS 7750 был разработан и в 1996г. Принят первый международный стандарт системы экологического менеджмента – ISO 14001:1996. Одновременно завершилась работа комитета и над рядом «вспомогательных» стандартов серии 1400: общим руководством по системе экологического менеджмента в соответствии с ISO 14001 и стандартами, посвященными вопросам системы экологического менеджмента.
Повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды со стороны бизнеса на волне осознания им своей роли в устойчивом развитии определило его активное участие в разработке и повышенную популярность стандартов системы экологического менеджмента: несколько предприятия сертифицировали систему экологического менеджмента ISO 14001 еще на этапе проекта стандарта.
Стандарты
систем менеджмента находят
С
появлением ISO 14001 развитие стандартов
системы менеджмента не окончилось. В
1994г. ИСО завершила первый пересмотр стандартов
серии 9000, в 2000г. завершился второй их пересмотр,
в результате которого система экологического
менеджмента приобрела преимущественную
ориентацию на требования к системе менеджмента,
принцип последовательного улучшения.
II ВЫВОДЫ: