Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:10, статья
Уровень развития теории и принципов маркетинга на сегодня достиг того уровня, который позволяет ему не только участвовать в решении экономических проблем общественной жизни, но и быть социально значимым. В последние годы в развитых странах на первый план выходит вопрос улучшения качества жизни, ему уделяется все больше внимания как со стороны государства, так и общественных организаций.
Экологический маркетинг как инструмент выхода из кризисной ситуации
Студент 4 курса: Красильников Д.Н.
Томский Политехнический Университет
E-mail: davidjob2009@yandex.ru
Научный руководитель: Кащук И.В.
Уровень развития теории и
принципов маркетинга на сегодня
достиг того уровня, который позволяет
ему не только участвовать в решении
экономических проблем
Антропогенное воздействие на природу обусловило необходимость принятия неотложных, всеобъемлющих, рассчитанных на долгосрочную перспективу мер для разрешения проблемы выживания человека как, выживания, не ущемляющего интересы других видов и будущих поколений. Человеку свойственно искать и находить пути выхода из любых проблемных ситуаций, и задача выживания имеет множество решений. Одно из них – так называемая “концепция золотого миллиарда”. В сжатом виде она выглядит так: наиболее индустриально развитые страны имеют шанс выжить за счет накопления в своих стратегических резервах максимального количества ресурсов. Их население (общей численностью приблизительно в один миллиард человек) будет процветать, в то время как остальное человечество будет поставлено на грань физического выживания. К сожалению, подобная теория развития, несмотря на свою откровенную циничность и мерзость, находит свое отражение во внешней политике ряда стран. Подоплека практически всех войн нашего столетия (да и не только нашего) становятся более очевидной, если взглянуть на историю с этой точки зрения. Последние конфликты в бассейне Персидского залива и война в Югославии не являются исключением.
Уходит в прошлое модель общества старого с его духовной и материальной культурой. Несмотря на порожденные ею прекрасные сказки, вроде коммунизма или американской мечты, жизнь в обществе была и остается непрерывной борьбой за существование; материальный прогресс может быть достигнут лишь за счет экономического и технологического роста, а истощение природных ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды – неизменные спутники экономического роста (все еще остающиеся неизменными).Двадцатый век убедительно показал, что положения эти не являются универсальными и вечными, но нуждаются в пересмотре. Постепенно меняется восприятие природы, человека, общества, производства.
Возникает очевидная необходимость в создании экологически обоснованной системы рыночного управления и контроля, экономического механизма рационального природопользования. Именно эта необходимость достижения паритета между экономическими интересами предприятия и эколого-социальными потребностями социума, породила новый концептуальный подход к производственной деятельности – систему экологического менеджмента. То есть, сегодня приоритеты расставлены таким образом, что экологическая проблема никого не оставляет равнодушным. И чтобы быть успешным, бизнес должен выявлять и удовлетворять нужды потребителей – таково классическое определение маркетинга. Для достижения долговременного успеха маркетинг должен быть социально значимым. В данном случае, быть социально значимым значит откликнуться на эту потребность. Поэтому все больше предприятий стремятся как можно шире раскрыть экологическую тему при позиционировании своего производства и продукции. Экономия энергии, а значит, природного топлива в производственном цикле, налаженный и безопасный процесс утилизации отходов производства, отчисление части прибыли в экологические исследования – вот те факторы, на которые сегодня чутко реагирует общество, уставшее от экологических катастроф, то есть факторы, способные выделить предприятие из ряда подобных и обеспечить его высокую конкурентоспособность. Таким образом, экологический маркетинг сегодня становится не просто важным, а жизненно необходимым для ведения успешного бизнеса.
Экологический маркетинг представляет собой не просто новый концептуальный подход: он реально позволяет продумать и разработать структуру системы выживания и ее рабочие механизмы. Экологический маркетинг дает возможность не только по-новому осуществлять процесс стратегического целеполагания, но и дает направления разрешения многие трудностей, связанных с возникновением экологического риска. А восприятие экологического риска социумом - реальность, во многом определяющая отношение к конкретному предприятию (или виду технологии, продукции, услуг) не в меньшей степени, чем собственно характеристики воздействия производственного процесса.
Первый шаг, который предлагает
экологический маркетинг в
Сделайте процесс производства прозрачным: покажите, как разумно мало природного топлива используется при выпуске единицы продукции, как четко налажен процесс обращения с отходами, продемонстрируйте, что часть доходов от продажи ваших товаров действительно направляется на поддержку фундаментальных исследований в области ресурсосберегающих технологий. Докажите на деле, что ваш взгляд на проблему и новые пути решения является чистыми – и тогда для всех станет очевидным, что вы обладаете конкурентными преимуществами (уникальными), что ваш товар лучше других.
На сегодняшний день международное сообщество проявляет пристальное внимание к расширению рынка обоснованно экологически маркированной продукции, например, в соответствии с международными стандартами группы ISO 14030. Обоснование достигается серьезными исследованиями, демонстрацией достижений во внедрении систем экологического менеджмента, детальным анализом жизненного цикла продукции. Лидирующие компании берут на себя ответственность за судьбу выпускаемой продукции, создавая сеть услуг по информированию потребителей, оказанию им помощи в обслуживании, модернизации, наконец, в утилизации отходов потребления. Чем глубже включается страна в мирохозяйственные связи, чем более открытой становится ее экономика, тем больше благ с меньшими затратами национальных факторов производства получает ее население.
Будем надеяться, что новый
концептуальный подход станет решением
очередной задачи, поставленной перед
человечеством глобальными
К примеру всеми известные компании Procter & Gamble, Coca-Cola продемонстрировали своё отношение к данной проблеме. Procter & Gamble планирует полностью перевести производство на альтернативные источники энергии и для всех продуктов и упаковок использовать только переработанные или возобновляемые материалы. Кроме того, компания исключит потребительские и производственные отходы, нуждающиеся в депонировании и займется разработкой продуктов, которые будут удовлетворять требования потребителей, максимально сохраняя при этом природные ресурсы.
А Coca-Cola на выставке Shanghai Expo 2010 представила «зеленую» бутылку для напитка, при производстве и транспортировки новой тары объем выбрасываемого в атмосферу CO2 снижается на 16 400 тонн — такого ж эффекта можно добиться, если убрать с мировых дорог 2 788 машин или высадить 408 747 квадратных метров лесных массивов. И если все покупатели будут скручивать использованные бутылки, то получится сэкономить 410 000 кв. метра пространства, отведенного под пластиковые отходы.
Как мы видим, все “крупные гиганты” рынка незамедлительно реагируют на проблему экологического загрязнения. На сегодняшний день на всех крупных производственных предприятиях существует специальный отдел, занимающийся экологическим продвижением компании и это обнадёживает, поскольку благодаря их работе мы наконец сможем сдвинуть с места эту глобальную проблему экологического кризиса.
Список литературы:
Информация о работе Экологический маркетинг как инструмент выхода из кризисной ситуации