Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:48, доклад
Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-3 - «Экологический кодекс» разрабатывался сотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами - юристами и правоведами, работающими на крупных предприятиях Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ
Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 N 212-3 - «Экологический кодекс» разрабатывался сотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами - юристами и правоведами, работающими на крупных предприятиях Казахстана. Предыстория создания Президент нашей страны поставил перед Министерством окружающей среды задачу создания к 2010 году основных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом в этом направлении явилось принятие в январе 2007 года Экологического кодекса Республики Казахстан. Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи: · обобщение и систематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды; · поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия; · внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране. При разработке Экологического кодекса было использовано около 20 руководящих и рекомендательных документов различных международных организаций, 18 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств, проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства. Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и 50 иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора. В случае противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащими нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяются положения настоящего Кодекса. Отношения в области охраны и использования объектов окружающей среды и особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Кодексом. Экологический Кодекс
регулирует отношения в области
охраны, восстановления и сохранения
окружающей среды, использования и
воспроизводства природных Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица, государство, а также государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов. природопользование
экологический законодательство 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА 1.1 Основные принципы
экологического Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются: 1) обеспечение
устойчивого развития 2) обеспечение экологической безопасности; 3) экосистемный
подход при регулировании 4) государственное
регулирование в области 5) обязательность
превентивных мер по 6) неотвратимость
ответственности за нарушение
экологического 7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде; 8) платность и
разрешительный порядок 9) применение наилучших
экологически чистых и 10) взаимодействие,
координация и гласность 11) стимулирование
природопользователей к 12) доступность экологической информации; 13) обеспечение
национальных интересов при 14) гармонизация
экологического 15) презумпция экологической
опасности планируемой 1.2 Основные положения государственного регулирования в области охраны окружающей среды и государственного управления в области использования природных ресурсов Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя: 1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды; 2) экологическое нормирование; 3) техническое
регулирование в области 4) государственную экологическую экспертизу; 5) выдачу экологических разрешений; 6) государственный экологический контроль; 7) систему экономического регулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучших экологически чистых технологий, систему финансирования природоохранных мероприятий; 8) государственный экологический мониторинг; 9) государственный учет природопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды; 10) экологическое образование и просвещение. Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя: 1) государственное
планирование в области 2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов; 3) выдачу лицензий,
разрешений и заключение 4) организацию
восстановления и 5) ведение мониторинга
и кадастров природных 6) установление
лимитов и распределение квот
на использование природных 7) управление государственными юридическими лицами, осуществляющими использование, восстановление и воспроизводство природных ресурсов; 8) организацию охраны природных ресурсов. 1.3 Основные понятия экономического характера В Экологическом Кодексе используются следующие основные понятия экономического характера: ущерб окружающей среде — загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленных нормативов, вызвавшее или вызывающее деградацию и истощение природных ресурсов или гибель живых организмов; квота на эмиссии в окружающую среду — часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемая конкретному природопользователю на определенный срок; лимиты на эмиссии в окружающую среду — нормативный объем эмиссий в окружающую среду, устанавливаемый на определенный срок; нормативы качества окружающей среды — показатели, характеризующие благоприятное для жизни и здоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов; целевые показатели качества окружающей среды — показатели, характеризующие предельный уровень нормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетом необходимости постепенного улучшения качества окружающей среды; охрана окружающей
среды — система устойчивая модель
производства и потребления —
социально-экономическая реализация объекта экспертизы — начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидации промышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственный оборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотренными предплановой, предпроектной и проектной документацией, а также введение в действие нормативного правового акта, иного фактического осуществления объекта экспертизы; экологически опасный вид хозяйственной и иной деятельности — деятельность физических и (или) юридических лиц, в результате которой происходит или может произойти аварийное загрязнение окружающей среды; экологический аудит — независимая проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов, направленная на выявление и оценку экологических рисков и разработку рекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности; экологический менеджмент — административное управление охраной окружающей среды, которое включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержания экологической политики предприятия; экологический мониторинг — систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействия на нее; экологическое нормирование — система правил (норм) и содержащихся в них количественных и качественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степени воздействия на нее; экологическое разрешение
— документ, удостоверяющий право
физических и юридических лиц
на осуществление эмиссий в экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий; знак экологически
чистой продукции — зарегистрированный
знак, который подтверждает соответствие
маркированной продукции экологические требования
— ограничения и запреты экологическая маркировка — присвоение продукции знака экологически чистой продукции, прошедшей подтверждение соответствия в порядке, установленном 50 законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; нормативы эмиссий — показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды; 1.4 Понятие и виды природопользования Природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее и специальное. Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование.Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами Республики Казахстан. Специальное природопользование — деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан. К видам природопользования относятся: 1) землепользование; 2) водопользование; 3) лесопользование; 4) недропользование; 5) пользование животным миром; 6) пользование растительным миром; 7) эмиссии в окружающую среду; 8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан. Особенности возникновения права специального природопользования по видам природопользования определяются законами Республики Казахстан. Специальное природопользование может включать один либо несколько видов природопользования в их совокупности. Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан. Природопользователи могут быть: 1) постоянными
(право природопользования 2) первичными (право
природопользования получено Природопользователи
обязаны соблюдать требования, установленные
настоящим Кодексом и иными нормативными
правовыми актами Республики Казахстан. 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ 2.1 Механизмы экономического
регулирования охраны Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования: 1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; 2) плата за эмиссии в окружающую среду; 3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов; 4) экономическое
стимулирование охраны 5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду; 6) экологическое страхование; 7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде. 2.2 Мероприятия по охране окружающей среды Мероприятием по охране окружающей среды является комплекс технологических, технических, организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрану окружающей среды и улучшение ее качества. К мероприятиям по охране окружающей среды относятся мероприятия: 1) направленные на обеспечение экологической безопасности; 2) улучшающие состояние
компонентов окружающей среды
посредством повышения 3) способствующие
стабилизации и улучшению 4) предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровью населения; 5) совершенствующие
методы и технологии, направленные
на охрану окружающей среды,
рациональное 6) развивающие производственный экологический контроль; 7) формирующие
информационные системы в 8) способствующие
пропаганде экологических К мероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционные экологические проекты, включающие мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. Типовой перечень мероприятий по охране окружающей среды утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. 2.3 Финансирование
мероприятий по охране Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются за счет: 1) бюджетных средств; 2) собственных средств природопользователей; 3) иных источников,
не запрещенных Мероприятия по охране
окружающей среды, финансируемые из
бюджетов различных уровней, определяются
в соответствии с направлениями,
устанавливаемыми государственными, отраслевыми
(секторальными) и региональными программами,
а также решениями Президента Республики
Казахстан, Правительства Республики
Казахстан и местных представительных
органов. Порядок разработки экологических
программ, планов, финансируемых за счет
бюджетных средств, устанавливается бюджетным
законодательством Республики Казахстан.
Мероприятия по охране окружающей среды
включаются в программы, планы социально-экономического
развития Республики Казахстан, административно- Региональные экологические программы, планы и программы, планы социально-экономического развития соответствующей территории до их утверждения подлежат согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды инвестиционные экологические проекты (программы) в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан. Для разработки экологических программ могут проводиться открытые конкурсы проектов в области охраны окружающей среды, порядок проведения которых определяется Правительством Республики Казахстан. Мероприятия по охране
окружающей среды, финансируемые за счет
собственных средств природопользователя,
планируются природопользователем самостоятельно.
Мероприятия по охране окружающей среды
включаются в план мероприятий по охране
окружающей среды, разрабатываемый природопользователем
для получения экологических разрешений.
Планирование мероприятий по охране окружающей
среды, финансируемых за счет иных источников,
осуществляется в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан. 2.4 Плата за эмиссии в окружающую среду Плата за эмиссии
в окружающую среду устанавливается
налоговым законодательством 2.5 Обязательные
платежи в бюджет за Обязательные платежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов устанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан. В целях экономического стимулирования эффективного осуществления природопользователями мероприятий по охране окружающей среды Правительство Республики Казахстан может утвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду. В целях сокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могут быть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии в окружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами на сокращение эмиссии в окружающую среду. Природопользователь получает право на годовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот. 2.6 Торговля квотами на международном уровне В случае, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращению эмиссий в окружающую среду, природопользователи могут вступать в соответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Договор о торговле квотами, заключенный резидентом Республики Казахстан с иностранными физическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченном органе, определяемом Правительством Республики Казахстан. 2.7 Экологическое страхование Целью экологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ее аварийного загрязнения. Обязательное экологическое страхование осуществляется в соответствии с законом Республики Казахстан об обязательном экологическом страховании. Экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности определяются настоящим Кодексом и Правительством Республики Казахстан. Добровольное экологическое страхование осуществляется физическими и юридическими лицами в силу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологического страхования определяются договорами между страховщиками и страхователями. 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ 3.1 Порядок экономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде Экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде, - стоимостное выражение затрат, необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойств природных ресурсов. Должностные лица уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в месячный срок с даты установления факта нанесения ущерба окружающей среде проводят сбор и анализ необходимых материалов и устанавливают экономическую оценку нанесенного ущерба. Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов сверх установленных нормативов, а также от размещения отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, сверх установленных нормативов определяется прямым или косвенным методами согласно правил, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. 3.2 Прямой метод экономической оценки ущерба Прямой метод экономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат, необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболее эффективных инженерных, организационно-технических и технологических мероприятий. Должностными лицами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в первую очередь рассматривается возможность осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды лицом, нанесшим ущерб окружающей среде. Соответствующие обязательства по проведению мероприятий по восстановлению окружающей среды излагаются в гарантийном письме лица, нанесшего ущерб окружающей среде, с указанием конкретных мероприятий и сроков их проведения. При экономической оценке ущерба прямым методом должностные лица уполномоченного органа в области охраны окружающей среды могут привлекать независимых экспертов. В качестве экспертов могут выступать экологические аудиторы, специалисты проектных, инженерных и научных организаций. Обязанность по оплате работы независимых экспертов возлагается на лицо, нанесшее ущерб окружающей среде. 3.3 Косвенный метод экономической оценки ущерба Косвенный метод
экономической оценки ущерба применяется
в случаях, когда не может быть
применен прямой метод экономической
оценки ущерба. Экономическая оценка ущерба
косвенным методом определяется в зависимости
от видов воздействия на окружающую среду
путем суммирования ущерба по каждому
ингредиенту. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экологический кодекс призван решить следующие важнейшие задачи: · обобщение и систематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды; · поднятие статуса экологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямого действия; · внедрение международных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашей стране. Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Экологического Кодекса и 50 иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Экологический Кодекс регулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории Республики Казахстан. Участниками регулируемых
настоящим Кодексом отношений являются
физические и юридические лица, государство,
а также государственные К видам природопользования относятся: 1) землепользование; 2) водопользование; 3) лесопользование; 4) недропользование; 5) пользование животным миром; 6) пользование растительным миром; 7) эмиссии в окружающую среду; 8) иные виды природопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан. Особенности возникновения права специального природопользования по видам природопользования определяются законами Республики Казахстан. Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования: 1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; 2) плата за эмиссии в окружающую среду; 3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов; 4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды; 5) рыночные механизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду; 6) экологическое страхование; 7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются за счет: 1) бюджетных средств; 2) собственных средств природопользователей; 3) иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан. 23 июня 2009 года
был принят Закон РК «О |
Информация о работе Экологический кодекс Республики Казахстан