Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:38, статья
Усыхание Арала. Проблемы Каспийского моря. Пути решения экологических проблем в РК. Основные направления и механизмы обеспечения экологической безопасности.
Волнующая меня экологическая проблема и пути его решения
Казахстан
относится к категории стран
с большим дефицитом водных ресурсов.
В настоящее время водные объекты
интенсивно загрязняются предприятиями
горнодобывающей, металлургической и
химической промышленности, коммунальными
службами городов и представляют
реальную экологическую угрозу. Наиболее
загрязнены реки Иртыш, Нура, Сырдарья,
Или, озеро Балхаш. Загрязнению подвержены
также подземные воды, являющиеся
основным источником питьевого водоснабжения
населения. Несбалансированность между
антропогенной нагрузкой на водные
объекты и их способностью к восстановлению
привела к тому, что экологическое
неблагополучие стало характерно практически
для всех крупных речных бассейнов,
а недостаточное финансирование
нужд водного хозяйства стало
причиной крайне неудовлетворительного
(местами аварийного) технического
состояния водохозяйственных
Усыхание Арала не является неожиданностью. Это, в частности, можно видеть из следующего: «Искусственное понижение уровня Аральского моря или его исчезновения как озера привело бы к осушению огромных болотистых массивов в дельте Амударья и Сырдарья, к понижению уровня грунтовых вод, а, следовательно, к улучшению мелиоративной обстановки. Эти земельные массивы смогли быть частично вовлечены в земледельческое использование». Высыхание дна Арала становится одним из основных поставщиков аэрозолей в атмосферу Земли. Эти частицы переносятся с Аральского дна на юг и на запад, легко преодолевая плато, Устюрт и, попадая в Каспий, они перемешиваются с вертикальными копьями поверхностного испарения. В результате этого смешивания образуются пыле-солевые облака, которые поднимаются на большие высоты и переносятся на большие расстояния. Высыхание моря продолжается, а это значит, что из-под воды освободятся еще более засоленные почво-грунты и тогда воздух Приаралья будет еще более насыщен ядовитой солью и пылью.Дефицит качественной питьевой воды в бассейне Аральского моря является одной из основных причин ухудшения здоровья проживающего здесь населения. Возможным путем решения этой проблемы является более широкое использование подземных вод. Вместе с тем необходимо отметить, что гидрогеологические условия в Приаралье достаточно сложны, а их изученность по территории крайне неравномерна. Горизонты пресных подземных вод граничат с комплексами, содержащими высокоминерализованные подземные воды. При интенсивном водоотборе возможно перетекание соленых вод в эксплуатируемые горизонты, что может привести к ухудшению их качества. При значительных понижениях уровней грунтовых вод возможно также высыхание некоторых видов растительности. Поэтому с целью оценки запасов подземных вод, прогнозирования возможных негативных процессов было выполнено геоинформационно математическое моделирование подземных водных ресурсов восточной части бассейна Арала.
Трагедия Арала -- это не только социальная и экономическая проблема, но и медицинская. Практически, все население близлежащих районов страдает различными заболеваниями. И не только вблизи катастрофы уже сегодня, мы живущие за тысячу километров от уходящего моря, ощущаем на себе изменение климата, усиление загрязнения воздуха. В немалой степени способствует тому и деятельность многочисленных мероприятий, выбрасывающих в атмосферу и водные источники тонны отходов. Конечно, остановить одним махом процесс загрязнения окружающей среды невозможно. Но сдержать его вполне по силам. Механизм этот давно отработан и успешно применяется в развитых странах. Это и внедрение наукоемких, безопасных технологий, замена старого оборудования, строгий спрос с тех, кто допускает нарушения законов о защите окружающей среды. И, конечно же, более требовательное отношение к собственной деятельности - ведь в конечном итоге за свое будущее в ответе сам человек.
Проблемы Каспийского моря
Залив Кара-Богаз-Гол играет исключительно важную роль в бытие Каспийского моря, оказывая огромное влияние на его водный и солевой балансы. Каждый кубический километр морской воды приносит в залив 13 15 млн. тонн различных солей. Проблема подъема уровня Каспийского моря. Потому рассматривать Каспийское море, как бессточный водоем, не совсем корректно. Проект «Регулирование оттока в залив Кара-Богаз-Гол» оказался в создавшейся обстановке несостоятельным. В настоящее время перемычка вскрыта, и вода вновь поступает в залив. Справедливости ради необходимо отметить, что проект предусматривал возможность регулирования оттока воды, однако по настоянию утверждающих инстанций щитовое хозяйство было изъято из проекта. Последнее еще раз подтверждает мысль о том, что ограничение материальных возможностей ведет к недостаточно глубокой изученности и неполноценности проектных решений. В данном случае проектировщики не смогли достаточно аргументировать свои решения.
По-моему мнению, большинство крупных водохозяйственных проектов страдает именно этим недостатком. Необходимо отметить, что явление нестабильности водного баланса характерно для Каспия. Были периоды, когда уровень моря был значительно ниже недавнего и поднимался значительно выше настоящего.
За восемь лет с 1985 по 1993 годы, уровень Каспийского моря поднялся на 1 м. В настоящее время уровень моря поднимается на 12,5 см. в год. Если этот темп сохранится, то за 25--30 лет уровень моря достигнет отметок 1929 года, что обернется катастрофой и много миллиардными убытками для обжитой прибрежной территории Каспийского моря
Пути
решения экологических проблем
в РК. Основные направления и механизмы
обеспечения экологической
1)Основными направлениями обеспечения экологической безопасности является экологизация экономики, законодательства и общества.
2)Экологизация экономики заключается в обеспечении устойчивого экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии.
3)Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.
4)Новые экономические механизмы природопользования предусматривают включение экологических характеристик в систему ценообразования, совершенствование системы платности природопользования и обязательное экологическое страхование.
5)Эффективность природоохранной деятельности природопользователей определяется созданием финансовых стимулов, а также внедрением экономических инструментов стимулирования охраны окружающей среды. Стимулирование природопользователей в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов должно проводиться с помощью экономического механизма природопользования, предусматривающего систему экологических платежей.
6)Платежи за загрязнение окружающей среды обеспечивают экономическое стимулирование снижения загрязнения окружающей среды через механизм повышения ставок за сверхнормативное использование ресурсов или сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
7)Экономические инструменты должны способствовать установлению жестких норм и стандартов на деятельность хозяйствующих субъектов с целью внедрения инноваций и рационального использования природных ресурсов, развитию и внедрению более эффективных и малоотходных технологий.
8)Ущерб, причиненный природной среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени загрязнения и причиненного вреда (ущерба), затрат на восстановление, воспроизводство и иных расходов и потерь.
9)Совершенствование системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования
10)Органы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должны обладать всеми полномочиями для принятия независимых и объективных решений в отношении любых вопросов, связанных с проведением инспекций или осуществлением правоприменительных действий. Развитие системы государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования должно быть направлено на: Создание модели, которая помогла бы государственным органам выявить ключевые характеристики эффективной системы правоприменения и стимулирования соблюдения законодательства Республики Казахстан и способствовала бы проведению институциональной реформы государственных органов контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования в долгосрочной перспективе; содействие сотрудничеству и обмену информацией между всеми участниками деятельности по обеспечению соблюдения экологического законодательства, включая государственные органы, промышленные предприятия, неправительственные организации и широкую общественность; обязательное осуществление производственного контроля как важного инструмента системы экологического менеджмента; четкое определение ответственности на всех уровнях деятельности за выполнение природоохранных мероприятий; предоставление правовых и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.