Экологические проблемы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

Особенности деятельности сухопутных войск в экологическом отношении заключаются в насыщенности и разнообразии В ВТ мотострелковых, воздушно-десантных, танковых, ракетных войск и артиллерии и специальных войск (инженерных войск, войск радиационной, химической и

Работа содержит 1 файл

Экологические проблемы ВС РФ.docx

— 45.97 Кб (Скачать)
Экологические проблемы ВС РФ
 
    Экологические проблемы сухопутных войск

    Особенности деятельности сухопутных войск в экологическом  отношении заключаются в насыщенности и разнообразии В ВТ мотострелковых, воздушно-десантных, танковых, ракетных войск и артиллерии и специальных войск (инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, войск связи и др.). В связи с этим деятельность сухопутных войск связана с наиболее негативным воздействием на природный и природно-антропогенный ландшафты. Степень негативного воздействия ВВТ на ОС зависит от качества образцов военной техники, от их экологической безопасности. В Вооруженных силах РФ действуют общие технические требования экологической безопасности (экологичности) к разрабатываемым образцам и системам ВВТ. По характеру негативного воздействия на ОС военные объекты могут быть стационарными и подвижными (позиционный район, гарнизон, военный городок, полигон, база, склад и т. д.). К подвижным объектам относится ВВТ.

    Если  образец ВВТ находится в пределах стационарных районов, то его воздействие  на ОС рассматривается как составная  часть воздействия стационарного  военного объекта. Источники возможного загрязнения ОС на военном объекте  достаточно многочисленны. К ним  относятся организованные источники, которые оборудованы специальными устройствами для выброса (сброса) загрязняющих веществ в ОС. Например, сопло реактивного двигателя, дымовая труба, канализационный выход, вентиляционные дефлекторы и т. п. При отсутствии специальных устройств источники будут считаться неорганизованными у например, стройплощадки, полигоны, железнодорожные станции, полевые трубопроводы и др. По режиму функционирования военного объекта источники загрязнения делятся на непрерывные или постоянно действующие (электростанции, очистные сооружения, атомные энергетические установки), периодические (транспортные средства, радиолокационные станции, артиллерийские орудия) и разовые (ракеты, фугасы).

    На  одном военном объекте могут  быть десятки одиночных и групповых, точечных и площадных, стационарных и подвижных источников загрязнений. Точечным источником загрязнения является автомобиль, самолет, ракета, корабль, труба котельной, отдельный агрегат, установка и т. д. К площадным  источникам загрязнений относятся  базы флота, стартовые площадки космодромов, аэродромы, автопарки, пункты наведения  и связи с комплексом обеспечивающих их технических средств, служебные  здания и сооружения, казарменные  и жилые городки. На каждом источнике  загрязнений всегда находится узел, устройство, элемент — источник образования загрязняющих веществ (ЗВ), например, технологическая установка, двигатель, емкость для хранения топлива, контейнер для отходов.

    Общими  и наиболее характерными для всех военных объектов источниками загрязнений являются котельные, пищеблоки, медицинские учреждения, банно-прачечные хозяйства, транспортные средства общего назначения, пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и спецтехники, пункты заправки топливом транспортных средств, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции, склады ГСМ, места сбора бытового мусора. Эти источники загрязнений обычно называют бытовыми источниками. Все остальные источники загрязнений на военных объектах относятся к специфическим источникам, характерным только для военной деятельности (радиотехнические средства, системы ВВТ, боеприпасы и т. д.). В сухопутных войсках наиболее характерные загрязнения связаны с топливом и горюче-смазочными материалами, с продуктами их сгорания. В войсках ведущее место по объемам загрязнения принадлежит проливам нефтепродуктов и, в первую очередь, котельного топлива. В зависимости от вида топлива и мощности котельной выброс ЗВ в атмосферу может достигать 300-1000 т в год и более.

    Физические  загрязнения ОС, в основном, проявляются  в виде повышенных уровней акустических излучений, ионизирующих излучений, электростатических полей, электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации. Ряд физических воздействий на ОС присущ только военной  деятельности, например, ударные волны, сильные акустические и электромагнитные воздействия, проявляющиеся в ходе испытаний оружия, боевой учебы, утилизации и уничтожения боеприпасов и  т. д.

    Различные преднамеренные изменения в ОС постоянно  происходят в процессе строительства  и эксплуатации военных объектов. К ним можно отнести осушение местности, вырубку лесов, строительство  плотин, углубление фарватеров и т. п. Экологические последствия этих изменений могут со временем выходить за допустимые пределы и наносить ущерб, превышающий первоначально  получаемый экономический или другой эффект.

    Природная среда, подверженная антропогенным  изменениям, в свою очередь, оказывает  ответное воздействие на военные  объекты, изменяя условия эксплуатации ВВТ, отрицательно влияя на здоровье личного состава и населения  в местах дислокации воинских частей и размещения военных объектов. Недооценка экологических факторов способна снизить  на треть эффективность боевого  применения оружия. И не только в  авиации и на флоте, где зависимость  от природных и экологических  условий очевидна. Например, массы  птиц, привлеченные избытком пищи на сельскохозяйственных предприятиях, в жилых городках, на свалках, существенно влияют на безопасность полетов самолетов на близлежащих  аэродромах. Но и наземные войска, в  том числе технически оснащенные, могут подвергаться воздействию  неблагоприятных экологических  факторов. К ним относятся изменение  электрофизических параметров атмосферы, увеличение коррозионной активности среды и частоты образования туманов, заболачивание и засоление земель, разрушение берегов водоемов и образование оврагов, подтопление фундаментов сооружений, рост заболеваемости и многие другие.

    Экологические требования для сухопутных войск заключаются в следующем.

    Обеспечение экологической безопасности хранения и эксплуатации ВВТ в местах постоянной дислокации путем оборудования парков для хранения ВВТ, пунктов технического обслуживания и ремонтных предприятий  с учетом нормативных требований по охране ОС, которые изложены в  общих технических требованиях  по экологической безопасности образцов и комплексов ВВТ.

    Пункты  технического обслуживания ВВТ и  ремонтные мастерские должны оборудоваться  приточно-вытяжной вентиляцией и  системами отвода отработавших газов  двигателей. Для очистки приточного воздуха устанавливаются фильтры. Подключение двигателей и подогревательных устройств к газоотводным системам должно осуществляться с помощью  гибких рукавов (шлангов).

    Контрольно-технический  пункт должен быть оснащен газоанализатором содержания окиси углерода в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания.

    Пункты  обслуживания и ремонта автотракторной и бронетанковой техники не должны размещаться ближе 200 м от водоемов и водоохранных зон.

    Пункты  заправки ГСМ должны оборудоваться  сборниками пролитых загрязненных вод  и нефтепродуктов. Места установки  резервуаров с нефтепродуктами  должны быть оборудованы устройствами, исключающими попадание нефтепродуктов в грунт при штатной ситуации и при аварии природного и техногенного характера.

    Пункты  чистки и мойки техники должны быть оснащены системами оборотного водоснабжения, исключающими загрязнение  грунтовых вод.

    Дорожная  сеть парков в местах постоянной дислокации должна иметь дренаж, входящий в  ливневую систему канализации.

    Территория  парка, свободная от зданий, сооружений и дорог, должна быть засажена деревьями  и озеленена.

    Наиболее  опасными в экологическом отношении  действиями войск являются оборудование позиций и передвижение подразделений  на технике.

    Оборудование  позиций и обустройство полевых  сооружений должно проводиться без  порубки деревьев и кустарников, с максимальным использованием табельных  средств маскировки. Снятый дерн должен сохраняться для последующего восстановления почвенного покрова. После завершения боевой подготовки необходимо привести местность в исходное состояние, засыпать углубления, восстановить растительный покров с помощью запасенного дерна.

    Места оборудования полевых туалетов и  сбора отходов и мусора запрещается  выбирать в водоохранных зонах, вблизи водоемов, на скатах местности. Перед  уходом с местности полевой туалет должен быть засыпан хлорной известью, грунтом и закрыт дерном.

    При движении воинских подразделений по местности следует обходить (объезжать) лесозащитные полосы, живые изгороди и рощи, открытые корни деревьев и береговые зоны небольших водоемов. Передвижение по полям разрешается  только в случае крайней необходимости  по согласованию с местными властями (частными владельцами).

    Запрещается колесную и гусеничную технику чистить  и мыть около водоемов, непосредственно  в лесных массивах, на полях. Для  этого рекомендуется использовать площадки и обочины дорог с  твердым покрытием. Образующиеся после  чистки и мойки техники отходы (ветошь, тряпки, бумага необходимо после  работы собирать и сжигать установленным  порядком.

    Заправку  техники ГСМ в полевых условиях необходимо проводить, по возможности, на дорогах с твердым покрытием, не допуская пролива ГСМ на грунт. В случае незначительного пролива  ГСМ на грунт необходимо собрать  загрязненный грунт и прожечь  его на открытой площадке с соблюдением  мер пожарной безопасности.

    При добыче и очистке (опреснении) воды инженерными войсками хлорсодержащие препараты, сернокислый алюминий и  другие вещества следует утилизировать  способами, исключающими загрязнение  почвы и водоносных горизонтов. Проведение инженерными войсками маскировочных  работ рекомендуется с использованием преимущественно искусственных  материалов на основе различных синтетических  смол и органических растворителей  с соблюдением мер, исключающих  загрязнение почвы.

    При проведении мероприятий радиационной, химической и биологической защиты необходимо соблюдение мер, исключающих (или максимально снижающих) загрязнения  атмосферного воздуха маскирующими и защитными аэрозолями, поверхностных  вод и почвы дегазирующими, дезинфицирующими и дезактивирующими растворами и  рецептурами.

    По  окончании боевой подготовки в местах проведения специальной обработки  вооружения, военной техники, армейского обмундирования необходимо осуществлять сбор, обезвреживание и утилизацию отработанных веществ, рецептур, контроль за состоянием окружающей среды.

    После проведения учений, стрельб, планового (безаварийного) расснаряжения и  уничтожения химических боеприпасов, утилизации ядерных реакторов кораблей и подводных лодок и т. п.), а  также после аварий и катастроф  на военных объектах мероприятия  обеспечения экологической безопасности должны проводиться в комплексе  с мероприятиями химического, инженерного и других видов обеспечения.

    В необходимых случаях возможности  войск РХБЗ по радиационной, химической и биологической разведке местности  используются в интересах оценки экологического состояния ОС на территории военных объектов, мест дислокации и действий войск.  

    Экологические проблемы военно-воздушных сил

    Особенности экологических проблем военно-воздушных  сил обусловлены спецификой современной  авиации и ее наземной инфраструктуры. Боевые и транспортные самолеты и  вертолеты, аэродромное хозяйство, склады авиационного горючего с заправочными средствами, радиолокационные системы, в целом военные городки авиационных  гарнизонов являются источниками загрязнения  ОС авиационным топливом и продуктами его сгорания, акустическим и радиолокационным излучениями.

    Загрязнение ОС авиационным топливом и продуктами его сгорания имеет некоторые  особенности. Авиационный керосин  содержит повышенное количество циклических  соединений, в том числе ароматических, вследствие чего он обладает повышенной токсичностью. Основными источниками  загрязнения ОС авиационным керосином  являются проливы при заправке и  обслуживании топливных систем летательных  аппаратов, потери его при транспортировании  и хранении, а также при сливе  невыработанного топлива из самолетов  в воздухе в аварийных ситуациях. Авиационные газотурбинные двигатели  характеризуются повышенным дымлением  только на режимах взлета и посадки, когда практически невозможно обеспечить благоприятные условия сгорания. Поэтому продукты сгорания авиатоплива  наиболее неблагоприятное воздействие  на ОС оказывают именно в районе аэродромов.

    С другой стороны, масштабы применения авиационного топлива и вероятность попадания  его в ОС очень велики. Масса  топлива, необходимого для обеспечения  полета, оставляет от 30 до 60% взлетной массы самолета. Общий запас топлива  на борту самолета должен обеспечить выполнение программ полета по заданному  маршруту, запуск и опробование двигателей, выруливание на земле и маневрирование в воздухе в зоне аэродрома, а  также необходимый резерв посадки. Для современных самолетов невырабатываемый и несливаемый остаток топлива  на борту достигает 3—4% от полной заправки. С еще большим экологическим  риском связаны режимы боевого маневрирования, взлет и посадка на авианесущие  корабли, дозаправка топливом в воздухе, воздушно-десантные операции и др.

    Экологическая безопасность авиационной техники  в целом во многом зависит от исправности  и надежности топливной системы. Важнейшим элементом топливных  систем самолетов являются баки. В  боевых самолетах применяются мягкие топливные баки, изготовленные из многослойных резиноподобных композиционных материалов. Между слоями оболочки бака размещен протектор из натурального каучука или сырой губчатой резины. В случае небольшого повреждения бака, например, пулей, протектор под действием топлива набухает, и пробоина затягивается. Основными недостатками мягких топливных баков с экологической точки зрения являются их повышенная пожароопасность.

    Эксплуатация  летательных аппаратов сопровождается акустическим и радиолокационным излучением высокой интенсивности.

    Шумовая обстановка на территории аэродрома  и прилегающих к нему районов  оказывает негативное воздействие  на личный состав, гражданский персонал и местное население.

    Длительное (более суток) воздействие на организм человека акустических колебаний с  интенсивностью от 80 до 135дБ, возникающее  при посадках и взлетах самолетов  и вертолетов, вызывает резкое понижение  слуха, а также уменьшает производительность труда на 10—30%. Шум интенсивностью 135дБ относится к 3-й группе — наиболее опасной. Такой шум создают самолеты всех родов авиации при полетах  на предельно малых высотах, а  также при запуске двигателей. Систематическое воздействие этого  шума (в течение 8—12 ч) приводит к  ухудшению состояния здоровья и  резкому снижению производительности труда. В связи с этим разработаны  экологические требования к авиационной  технике и аэродромам:

    — трассы полета на малой высоте, взлета и посадки самолетов (вертолетов) не должны проходить над населенными  пунктами;

    — площадки опробования двигателей должны располагаться таким образом, чтобы  во время пробы двигателей самолет  был ориентирован носовой частью в сторону жилой застройки;

    — должны применяться стационарные или  передвижные средства шумопоглощения;

    — создание на пути движения звуковых волн перед городками шумозащитных полос  из двух-трех рядов деревьев в сочетании  с кустарниками;

    — применение звукоизоляционных материалов в медицинских учреждениях, школах, детских садах и других общественных зданиях.

    Современные самолеты (вертолеты) расходуют большое  количество топлива, поэтому на аэродромах создаются склады авиационного топлива. Экологические проблемы складов  авиационного топлива возникли в  связи с потерей надежности складского оборудования. В годы «холодной войны» с целью повышения устойчивости складов авиационного топлива к  воздействию ядерных ударов противника часть емкостей для хранения топлива, а также система трубопроводов  размещались под землей. В период развала СССР и передела собственности  сократилось финансирование, необходимое  для поддержания в исправном  состоянии авиационной техники, в том числе, складов авиационного топлива. Поэтому со временем надежность оборудования складов снизилась, появились утечки авиационного керосина в грунт. В результате в ряде военных аэродромов, например, в Моздоке, в Энгельсе, в Чкаловском и др. образовались так называемые «керосиновые линзы», из которых топливо частично проникало в подземный водоносный слой, загрязняя питьевую воду в военных городках и близлежащих населенных пунктах.

    Для ликвидации «керосиновых линз» были предприняты необходимые меры, однако потенциальная опасность попадания  авиационного топлива в грунт  остается. В настоящее время в  Министерстве обороны РФ изыскиваются средства и способы снижения экологической  опасности складов авиационного топлива.  

    Экологические проблемы военно-морского флота

    Экологические проблемы ВМФ обусловлены их спецификой, большой энерговооруженностью и  запасом взрывчатых веществ и  топлива на надводных и подводных  кораблях.

    Загрязнение акваторий нефтепродуктами. Особое опасение в настоящее время вызывает все возрастающее загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, которое происходит при сливе, утечке или сбросах их с кораблей, судов, береговых объектов. Разлитая нефть постепенно растекается по поверхности воды и образует сплошные нефтяные поля, распространяющиеся под действием ветра и течений на сотни миль. В результате воздействия внешних условий (солнца, воздуха, воды, микроорганизмов и др.) нефть постепенно густеет и превращается в высоковязкую массу, которая загрязняет акватории портов, береговую черту, гидротехнические сооружения, корабли и суда.

    Обеспечение экологической безопасности кораблей ВМФ достигается оснащением их установками  сепарации и очистки загрязненных вод от нефтепродуктов. При этом перед сбросом очищенных вод  за борт должен проводиться их экологический  контроль. Содержание вредных веществ  в сбрасываемых водах не должно превышать  установленные нормы для морской  воды. На кораблях (судах) при стоянке  их в пунктах базирования и  во время плавания в особых районах  клапаны слива за борт очищенных  и неочищенных льяльных вод должны быть в закрытом положении и опломбированы.

    Любые корабли, находясь в районах, где  запрещается всякий сброс в море нефтесодержащих смесей, должны хранить  на борту все нефтяные остатки, грязную  воду и сдавать их в специальные  приемные устройства.

    Запрещается слив всех смесей с содержанием нефти  более 0,05 мг/л во внутренних и территориальных  водах. В этих случаях накопленные  нефтесодержащие воды должны сдаваться  на специальные суда-сборщики или  береговые емкости.

    В исключительных случаях запрещения могут не выполняться:

    — если это необходимо для спасения жизни на море и обеспечения безопасности корабля (судна);

    — если это вызвано непреднамеренными  повреждениями корабля (судна) или  его оборудования при условии, что  после такого повреждения или  обнаружения сброса будут приняты  все меры по ликвидации последствий  такого сброса.

    На  флоте, флотилии, в военно-морской  базе заблаговременно составляется план организационно-технических мероприятий  по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и оказанию помощи аварийному кораблю (судну). В нем предусматривается  взаимодействие с другими организациями  на случай аварийного разлива нефтепродуктов в море на удалении более 1 км от берега, вблизи берега на удалении менее 1 км, а  также на акватории военно-морской  базы.

    Основным  способом ликвидации последствий разливов нефти является сбор нефти механическими  нефтесборными устройствами, который  наиболее безопасен для морской  флоры и фауны. Применение для  этой цели химических препаратов допускается  в случаях невозможности собрать  нефть механическими средствами и угрозы нанесения ущерба береговым  объектам.

    Должны  приниматься безотлагательные меры для предотвращения попадания нефтяных полей на акватории баз, портов, закрытых бухт, в ковши заводов и на пляжи. Если это не удается, то рекомендуется  сбрасывать на урез воды и в прибойную  полосу материалы и предметы, способные  собирать нефть. Пропитанные нефтью материалы уничтожаются в отведенных местах на суше. Верхний слой загрязненного  песчаного или галечного берега сгребается бульдозерами, грейдерами и другими механическими средствами, вывозится в глубь суши и зарывается в землю.

    Конечной  целью сбора и транспортировки  собранной нефти является ее доставка на береговые или плавучие очистные станции. Неутилизированный нефтяной шлам и загрязненные нефтью материалы  сжигаются в специальных береговых  устройствах.

    Загрязнение акваторий сточными водами. Правила предотвращения загрязнения моря сточными водами распространяются на корабли (суда) валовой вместимостью более 200 тонн, а также на суда меньшей вместимости, но с экипажем 10 и более человек. На них для сбора и хранения сточных вод должны быть установлены цистерны, емкость которых должна рассчитываться по числу членов экипажа, при времени заполнения не менее 3 суток. Цистерны должны быть оборудованы устройствами и системами, обеспечивающими технологию сбора, хранения, дезинфекции и слива сточных вод в береговые приемные устройства или за борт в акватории моря. Запрещается выход корабля в море с заполненными цистернами сточных вод.

    Корабли с водоизмещением 1000 и более тонн, судна валовой вместимостью 800 регистровых тонн и более, кроме сборных цистерн, должны оборудоваться бортовой системой переработки сточных вод.

    Экологические требования к сбросу сточных вод  за борт в открытом море:

    — предварительно измельченные и обеззараженные сточные воды разрешается сбрасывать за борт на удалении более 4 миль от ближайшего берега при скорости корабля (судна) не менее 4 узлов;

    — предварительно не измельченные и не обеззараженные сточные воды разрешается  сбрасывать за борт на удалении более 12 миль от ближайшего берега при скорости движения корабля (судна) не менее 4 узлов;

    — предварительно прошедшие переработку  сточные воды разрешается сбрасывать за борт, при этом на море не должно появляться видимых плавающих твердых  частиц и изменений цвета окружающей воды.

    Во  внутренних и территориальных водах  России разрешается сброс необработанных сточных вод только для кораблей (судов) с числом людей на борту  не более 10 человек. Остальные корабли (суда) должны соблюдать следующие  экологические требования: отбросы  предварительно должны быть измельчены, сточные воды обеззаражены до коли-индекса  не более 2500 при движении корабля (судна) со скоростью не менее 4 узлов на удалении более 7 миль от ближайшего берега.

    В территориальных и внутренних водах, находящихся под юрисдикцией  других государств, сброс сточных  вод с кораблей (судов) производится в порядке, установленном этими  государствами. Запрещается сброс  сточных вод в озерах, реках  и закрытых водоемах для кораблей (судов) с числом людей на борту  более 10 человек.

    Как исключение, допускается сброс сточных  вод в любом районе моря:

    — в целях обеспечения безопасности корабля (судна) или спасения человеческой жизни на море;

    — при повреждении судна или  его оборудования при условии, что  до и после повреждения были приняты  все разумные меры по устранению или  сведению к минимуму такого сброса.

    Загрязнение акваторий мусором. На любом корабле (судне) в целях предупреждения загрязнения моря мусором выполняются следующие экологические требования:

    — запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические  тросы, рыболовные сети и пластиковые  мешки для мусора;

    — сброс мусора, обладающего плавучестью, сепарационных, обшивочных и упаковочных  материалов запрещается на удалении менее 25 миль от ближайшего берега;

    — сброс пищевых отходов, изделий  из бумаги, ветоши, стекла,

    металла, бутылок и т. п. запрещается на удалении менее 12 миль от ближайшего берега;

    —  сброс предварительно измельченного мусора до частиц размером 25 мм запрещается на удалении менее 3 миль от ближайшего берега;

    — сброс пищевых отходов должен производиться на удалении не менее 12 миль от ближайшего берега;

    — во внутренних и территориальных  водах России сброс всех видов  мусора запрещается;

    — во внутренних и территориальных  водах, находящихся под юрисдикцией  других государств, сброс мусора должен осуществляться в соответствии с  действующими экологическими требованиями, установленными этими государствами;

    — любой корабль (судно) должен быть оборудован помещением с герметичными контейнерами для сбора, хранения и дезинфекции  в них мусора, которые должны иметь  приспособления для их выгрузки на баржу или на берег;

    — пищевые отходы на корабле (судне) должны собираться в отдельные помещения  или контейнеры и не смешиваться  с другим мусором;

    — грязная промасленная ветошь должна собираться в специальные металлические  ящики и один раз в сутки  сжигаться в установленном месте;

    — емкость помещения и контейнеров  для мусора должна рассчитываться по числу членов экипажа, время ее заполнения должно быть не менее 3 суток;

    — устройствами для измельчения мусора до размера частиц 25 мм и его сжигания должны оснащаться корабли (суда) водоизмещением 600 т и более и каждое судно  валовой вместимостью 400 регистровых  тонн;

    — при подходе корабля (судна) к  районам, где сброс мусора запрещен, все устройства для сбора мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приема мусора;

    — при входе корабля (судна) в особые районы моря, где сброс мусора запрещен, экипаж оповещается об этом, и даются соответствующие распоряжения о  сборе и хранении мусора на борту.

    Экологические проблемы загрязнения  моря радиоактивными отходами связаны с эксплуатацией атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. При эксплуатации 228 российских кораблей и судов, оснащенных ядерными энергетическими установками, ежегодно образуется до 20 тысяч кубометров жидких и до 6 тысяч тонн твердых радиоактивных отходов. Требования экологической безопасности к радиоактивным отходам предусматривают:

    — наличие и функционирование системы  сбора, временного хранения и передачи радиоактивных отходов на кораблях с ядерными энергетическими установками  на специальные суда или береговые  емкости;

    — запрещение сбора радиоактивных  отходов в акватории пунктов  базирования с кораблей и специальных  судов;

    —  сброс в море жидких радиоактивных отходов допускается только в случае аварии, когда это оправдано обеспечением безопасности человеческой жизни или корабля (судна);

    — возможность захоронения в море радиоактивных отходов, отвечающих специальным экологическим требованиям (Россия приняла на себя обязательство  не производить сброс в море радиоактивных  отходов в целях захоронения);

    — сброс и удаление твердых радиоактивных  отходов производится отдельно от обычного мусора.

    Экологические проблемы при эксплуатации баз и складов  горючего ВМФ. Особенностью баз и складов горючего ВМФ является то, что они, как правило, располагаются на берегу моря, а подача и прием топлива осуществляются по подводным трубопроводам. Основными экологическими проблемами при этом являются:

    — установление между складом и  кораблем постоянной надежной связи;

    — установка табельных (или изготовленные  из подручных материалов) плавучих боновых заграждений вокруг кораблей (судов), находящихся у причала, для задержания разлитого топлива;

    — проверка герметичности системы  перекачки топлива, исправности  насосных станций, автоматики и противопожарного оборудования склада и корабля (судна);

    — установление постоянного контроля за соединениями надводных и подводных  трубопроводов и рукавов.

    В случае разлива топлива на территории склада принимаются срочные меры к его сбору, утилизации или уничтожению, чтобы исключить попадание топлива  в море. Перед сбросом в море стоки из систем спецканализации  подвергаются лабораторному анализу  согласно действующей методике.

    При разливе больших количеств спецтоплива  принимаются неотложные меры по его  сбору с помощью имеющихся  средств (эжекторы, мотопомпы и т. п.).

    Экологические проблемы в местах базирования сил  флота. При стоянке в пунктах базирования корабли (суда) сдают накопленный мусор или остатки его переработки в инсенираторах на берег или специальные баржи, которые выделяются по заявке корабля (судна). Мусор, накапливаемый на береговых объектах, должен ежедневно собираться и вывозиться на оборудованные мусорные свалки (полигоны) или перерабатывающие устройства. Емкость, в которой накапливался и хранился мусор, после каждого опорожнения должна подвергаться мойке.

    Пищевые отходы с кораблей (судов) при стоянке  в базе, береговых объектов собираются в отдельные контейнеры и вывозятся  на подсобные хозяйства воинских частей для скармливания животным.

    Все участки акватории в местах базирования  постоянно закреплены за соединениями и частями, командиры которых  несут ответственность за содержание их в чистоте. Личный состав кораблей (судов) должен ежедневно проверять  и, при необходимости, производить  очистку закрепленной за ним акватории  и причалов от нефти и мусора, используя для этого изготовленные  заблаговременно сачки, багры и  другие подручные средства. Разлитая на причале нефть собирается с  помощью ветоши, опилок, песка и  т. п., а затем уничтожается. Для  очистки акваторий также используются специальные плавучие сборщики загрязненных нефтью вод и мусора. При обнаружении  больших очагов загрязнения производится авральная приборка по специальному расписанию.

    Наблюдение  за состоянием загрязнения моря возлагается  на дежурного и вахтенную службу, оно производится один раз в сутки  в 12.00 местного времени. Результаты наблюдений докладываются оперативной и  дежурной службам объединений (соединений) кораблей. Информация включается в  ежедневную сводку об экологическом  состоянии акваторий и передается в гидрометеорологический центр  флота. Здесь по данным ежедневных донесений  оформляется карта экологической  обстановки, которая докладывается  начальнику штаба флота для принятия решения. Копии карты с указанием  начальника штаба направляются на тыловой  пункт управлении флота для принятия мер по ликвидации последствий загрязнения  моря и для осуществления контроля и учета.  

    Экологические проблемы ракетно-космической  деятельности

    Особенности ракетно-космической  деятельности. Несмотря на высокий уровень технического совершенства космических средств, они, как и любая другая сложная техническая система, оказывают определенное экологически неблагоприятное воздействие на ОС. Это воздействие присуще как космическим аппаратам, находящимся на околоземных орбитах, так и средствам их выведения в космическое пространство, включая ракеты-носители, разгонные блоки и межорбитальные буксиры.

    Очевидно, что полностью исключить антропогенное  воздействие космических средств  на ОС невозможно в принципе, но уменьшение этого воздействия возможно. Исключение наиболее опасных его проявлений — задача, посильная науке и  современному уровню технологий.

    Ракетно-космическая  деятельность России связана, в основном, с функционированием космодромов  «Байконур», «Плесецк» и «Свободный». В настоящее время ведутся  запуски космических аппаратов  по программам международного сотрудничества. За время существования космодромов  на них подготовлено и выведено на орбиты около 1500 космических аппаратов  военного научного и народно-хозяйственного назначения. Космодром «Байконур» — это насыщенный новейшей техникой научно-технический комплекс, центр которого расположен в пустынной местности на берегу реки Сыр-Дарья. Ежегодно с него запускается около 40 ракет-носителей. Космодром имеет стартовые комплексы с пусковыми установками, технические комплексы и заправочные станции для подготовки и пуска ракет-носителей, а также крупнейший в мире кислородно-азотный завод. Космодром «Свободный» — максимально приближен к экватору, расположен в дальневосточном регионе России. Он является экономически целесообразным при выведении полезных нагрузок на высокоэнергетические орбиты.

    Ракетно-космическая  деятельность включает работы по подготовке и проведению пусков баллистических ракет и космических аппаратов, а также их всестороннему обеспечению. Особенность ракетно-космической  деятельности связана с падением на землю отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧРН) с остатками токсичных компонентов  ракетного топлива (КРТ) во время  запуска ракет в штатном режиме. Кроме того, возможны аварийные пуски  ракет-носителей (РН). При аварии происходит разрушение частей РН или самой ракеты, и поступление фрагментов РН и  КРТ в объекты окружающей среды. С точки зрения возникновения  экологических последствий можно  выделить три основных типа аварий:

    - авария, при которой ракета разрушается  на стартовой позиции или немедленно  после пуска;

    - авария, при которой поверхности земли  достигает неразрушенная ракета  или ее неразрушенные ступени,  и их разрушение происходит  при ударе о землю;

    - авария, при которой РН разрушается  в процессе полета по траектории  или при сходе с траектории, и при этом поверхности земли  достигают только фрагменты ракеты.

    В первых двух типах аварий в ОС попадает значительное количество КРТ, но экологические  последствия имеют место на небольшой  территории, поскольку источники  загрязнения ОС сосредоточены на ограниченной поверхности. При этом на месте падения велика вероятность  возникновения пожаров.

    При последнем типе аварий экологические  последствия зависят от высоты, на которой произошла авария. Возможная  длина зоны загрязнения приведена  в таблице 2.2.

    Таблица 2.2 Возможная длина зоны загрязнения района падения ОЧРН 

    При всех типах аварий воздействие на ОС сводится:

    — к механическому нарушению природных  объектов при падении фрагментов РН (механическое разрушение, пожары);

    — к химическому загрязнению объектов ОС фрагментами РН, остаточными количествами КРТ, содержащимися во фрагментах при  их падении на поверхность земли;

    — к химическому загрязнению ОС КРТ, вылившихся при аварии РН.

    Химическое  загрязнение КРТ является достаточно стойким, и эти вещества обладают способностью к миграции, т. е. к распространению  за пределы участков, куда они попадают впервые. В некоторых случаях, за счет естественных физико-химических и биологических процессов, эти  вещества могут превращаться в другие, иногда токсичные вещества.

    Экологическими  последствиями химического загрязнения  ОС КРТ могут быть негативные изменения  местных растительных и животных экологических систем (биоценозов, фитоценозов), а также поражение  населения.

    В связи с социально-экономической  остротой проблемы обеспечения экологической  безопасности ракетно-космической  деятельности приняты соответствующие  постановления Правительства РФ, регламентирующие порядок использования  районов падения отделяющихся частей ракет (постановление Правительства РФ от 30 мая 1995, № 536. «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет»).

    Опытные и учебные пуски ракет-носителей  связаны с загрязнением обширных территорий по траектории полета. Существенный вред ОС наносится элементами ОЧРН и остатками невыработанных КРТ. В местах падения ОЧРН почва, водоемы  могут загрязняться КРТ, при этом жидкие компоненты и продукты их превращения  могут мигрировать с природными водами на сотни километров. Несоблюдение рациональных технологий использования  природных ресурсов, неполное соблюдение природоохранных мероприятий, нарушение  нормативных требований экологичности  образцов ВВТ может приводить  к техногенным авариям и катастрофам, которые сопровождаются загрязнением ОС.

    На  этапе наземной подготовки носителя и космического аппарата основным экологически неблагоприятным фактором следует  считать попадание КРТ в атмосферу  или почву при нештатных ситуациях. Особенно значим этот фактор для таких  токсических компонентов, как несимметричный диметилгидразин и окислители на основе оксидов азота и азотной  кислоты. Для большинства российских ракет-носителей и космических  аппаратов, использующих подобное топливо, системы предстартовой подготовки и заправки топливом работают на принципах  «замкнутого цикла», обеспечивающих утилизацию или уничтожение выделяемых токсичных веществ.

    В процессе выведения космического аппарата на рабочую орбиту спектр экологически неблагоприятных факторов расширяется. На начальном этапе полета ракеты-носителя происходит загрязнение приземного слоя атмосферы токсичными соединениями, выделяемыми при работе ракетных двигателей (табл. 2.3).

    Особое  место в ряду экологических проблем  ракетно-космической деятельности занимает проблема взаимодействия продуктов сгорания ракетного топлива с атмосферным озоном, который при этом гибнет, что, в свою очередь, приводит к истощению озонового экрана планеты.

    Токсические свойства компонентов  ракетного топлива

    Несимметричный  диметилгидразин (НДМГ, гептил) бесцветная жидкость с резким неприятным запахом, улавливаемым человеком при концентрации 0,01 мг/м3; при концентрации от 0,05 до 0,08 мг/мзапах воспринимается как сильный запах аммиака. Переносимой для человека в течение 10 минут считается концентрация 240 мг/м3.

    НДМГ - высокотоксичное соединение, которое  при острых отравлениях поражает центральную нервную систему (судорожный эффект) и печень. При хроническом  отравлении преобладают признаки поражения  печени, центральной нервной системы, кроветворной, выделительной и сердечно-сосудистой систем.

    Диметиламин (ДМА) при нормальных условиях — газ с характерным аммиачным запахом, обладает общетоксическим и раздражающим действием с выраженным влиянием на центральную нервную систему. Порог восприятия запаха для человека — от 0,03 до 2,5 мг/м3.

    Тетраметилтетразен (ТМТ) продукт разложения НДМГ -маслянистая жидкость светло-желтого цвета. При температуре 135 °С

    Таблица 2.3 Выброс продуктов сгорания ракетными двигателями российских и зарубежных ракет-носителей 

ии нормальном давлении разлагается со взрывом. Обладает неприятным запахом, порог восприятия которого для человека составляет 0,007 мг/м3. Обладает общетоксическим и наркотическим действием. При концентрации 15 мг/мвызывает головную боль, ощущение тяжести в голове, тошноту.

    Нитрозодиметиламин (Н ДМ А) — продукт разложения НДМГ, желтая гигроскопическая, чрезвычайно опасная высокотоксичная жидкость, обладающая неприятным запахом. Запах ощущается при концентрации 0,009 мг/м33. Проникает через неповрежденную кожу в организм. Является одним из самых активных канцерогенов.

    Углеводородное  горючее (РГ-1 и Т-1) — относятся к классу керосинов. Малотоксичные химические соединения, относящиеся к четвертому классу опасности. Обладают слабым наркотическим действием. Признаки воздействия — головная боль, головокружение, потеря аппетита, расстройство пищеварения, кожный зуд, жжение в глазах, боли в сердце и конечностях, кашель, одышка, чувство слабости и недомогания.

    Окислитель  АК-27 И — легкоподвижная жидкость оранжево-бурого цвета, хорошо растворяется в воде. Большинство органических веществ под действием окислителя разрушаются, самовоспламеняются или взрываются. Концентрация паров окислителя 0,94 мг/мвызывает у человека слабо выраженное раздражение глаз, носа, глотки. Максимальная переносимая концентрация 70 мг/м3, максимально допустимая концентрация при кратковременном воздействии (10 минут) составляет 54 мг/м3. При попадании на кожу развиваются глубокие очаги с некрозами, отторжением ткани.

    Азота тетраоксид (AT) — жидкость бурого или красного цвета с резким специфическим запахом. Обладает удушающим действием, которое проявляется сначала в раздражении дыхательных органов, затем в рефлекторном нарушении дыхания и деятельности сердечно-сосудистой системы, в отеке легких. Эти признаки отравления возникают при минимальной концентрации 0,94 мг/мпри кратковременном воздействии (10 минут).

    Перспективным решением проблем ракетно-космической  деятельности является использование  в ракетах нетоксичного топлива, такого, как жидкий водород, углеводородные горючие, жидкий кислород (как окислитель). Эти компоненты не представляют опасности  с точки зрения воздействия на ОС и дают возможность практически  полностью исключить загрязнение  топливом полей падения фрагментов РН.

    Экологические проблемы деятельности ракетных войск стратегического  назначения обусловлены их спецификой. Эксплуатация ракетных комплексов требует наличия наземных фортификационных сооружений (пусковых шахт, командных пунктов и других объектов; и развитой сети специальной инфраструктуры (дорог, объектов энергоснабжения и управления, кабельных линий, технических позиций, жилых городков). Под такие наземные комплексы требуется отчуждение обширных территорий, зачастую занятых до этого под лесные и сельскохозяйственные угодья.

    Пуски ракет при испытании, отработке  учебно-боевых задач и запусках космических  аппаратов сопровождаются выбросами  в атмосферу значительных количеств  долгоживущих активных продуктов сгорания ракетного топлива, временным разрушением  озонового слоя Земли, а также  сильными электромагнитными и акустическими  возмущениями, засорением околоземного космического пространства. Ядерные  энергетические установки и изотопные  источники космических аппаратов  могут являться причиной радиоактивного заражения участков поверхности  Земли.

    Особую  экологическую опасность представляют последствия транспортных аварий при  перевозке КРТ, происшествий на пусковых устройствах, нештатных запусков ракет. В этом случае в ОС попадает значительно  большее количество токсичных веществ, размеры зоны загрязнения при  неблагоприятных условиях увеличиваются  до нескольких километров.

    Острота экологических проблем в районах  падения отделяющихся частей ракет-носителей  и на испытательных полигонах  вызвала к жизни программу  ликвидации вредных для ОС последствий  ракетно-космической деятельности. Она предусматривает эвакуацию  с последующей утилизацией элементов  конструкций ракет, детоксикацию загрязненной КРТ почвы. мониторинга районов

    загрязнения на космодромах и полигонах созданы  экологические лаборатории. Снижение уровня загрязнения ОС в районах  падения ОЧРН может достигаться:

    -  принудительным сжиганием остатков КРТ на пассивном участке траектории полета ОЧРН;

    -  управляемым спуском ОЧРН и «мягким» приземлением;

    -  полным расходованием КРТ на активном участке траектории полета ракеты или заправкой строго расчетного количества топлива для выполнения конкретного полетного задания.

    Основными путями попадания КРТ в ОС являются его проливы при расстыковке  узлов заправочных систем и разгерметизации  емкостей при их хранении. В связи  со снятием с вооружения более 1500 устаревших ракетных комплексов масса  сливаемого РТ к 2005 году может составить  почти 100 тысяч тонн. На складах Минобороны РФ накопились десятки тысяч тонн КРТ, в том числе в аварийных  стационарных емкостях и железнодорожных  цистернах.

    Применяемый в настоящее время метод термического обезвреживания продуктов нейтрализации  жидких КРТ не в полной мере отвечает требованиям экологической безопасности, ввиду высоких остаточных концентраций паров КРТ в отходящих газах.

    Ликвидация  ракет на твердом топливе проводится методом сжигания последнего на открытом стенде, расположенном в 5 км от города Перми. При этом в атмосферу выбрасываются  сотни тонн хлористого водорода и  оксидов азота с образованием зоны загрязнения приземного слоя атмосферы  протяженностью 15— 20 километров.

    Основными мероприятиями по решению экологических  проблем при осуществлении деятельности РВСН являются:

    1) оперативный сбор и анализ  информации об экологической  обстановке в районах дислокации  объектов РВСН, подготовка докладов  командованию РВСН с предложениями  по обеспечению экологической  безопасности деятельности РВСН;

    2) организация и проведение экологического  контроля в районах дислокации  объектов РВСН и подтраекторных  районов падения ОЧРН;

    3) ликвидация загрязнений районов  падения ОЧРН, районов дислокации  объектов   РВСН  нефтепродуктами,   неочищенными сточными водами, бытовыми и производственными отходами и другими экотоксикантами. Обеспечение грамотной эксплуатации экологически опасных объектов, природоохранных сооружений и систем, поддержание их в рабочем состоянии, исключающем или сводящем к минимуму (в пределах установленных лимитов) загрязнение ОС;

    4) разработка нормативов предельно  допустимых воздействий объектов  РВСН на ОС;

    5) организация и проведение работ  по очистке и рекультивации  нарушенных и загрязненных земель (взорванные шахты пусковых устройств,  земли, загрязненные нефтепродуктами,  КРТ, несанкционированными свалками  отходов);

    6) выполнение мероприятий по обеспечению  экологической безопасности при  разработке, эксплуатации и утилизации  ракетного вооружения, военной техники  и военных объектов.  

    Выбросы, сбросы, отходы от деятельности войск (сил)

    Непосредственное  воздействие источника загрязнения  на ОС осуществляется путем выбросов ЗВ в атмосферу, сбросов ЗВ в водные объекты и образования промышленных и бытовых отходов.

    Выбросы — кратковременное (разовое) или за определенное время поступление в атмосферу ЗВ (в виде газов, паров, сажи, тумана, пыли), которые образуются при эксплуатации ВВТ в процессе:

    — боевой подготовки войск (сил);

    — в ходе войсковых и специальных  учений;

    — при проведении государственных  приемочных испытаний образцов ВВТ;

    — в процессе транспортировки и  хранения опасных химических веществ (ОХВ);

    — работы котельных и различных  отопительных систем;

    — работы двигателей ВВТ и др.

    Сбросы — кратковременное (разовое) или за определенное время поступление в поверхностные воды ЗВ в виде сточных вод, сбрасываемых из водоочистных сооружений, отстойников предприятий, надводных и подводных кораблей, станций нейтрализации компонентов жидких ракетных топлив, пунктов обслуживания и ремонта ВВТ и др.

    Отходы — кратковременное (разовое) или за определенное время поступление в почву ЗВ в виде остатков сырья и материалов, некондиционных и побочных продуктов народнохозяйственной и военной деятельности, а также бытовой мусор (например, пришедшая в негодность техника и оборудование, отходы строительных материалов, пищевая упаковка, стекло, полимерные материалы и др.).

    Загрязняющие  вещества представляют собой химические, биологические, радиоактивные вещества и физические (энергетические) излучения. Собственно выбросы, сбросы и отходы, непосредственно поступающие от источников загрязнения, образуют первичные загрязнения. По химической природе оно весьма разнообразно. Это продукты сгорания топлива (дымовые газы котельных, выхлопные газы транспортных средств и различных агрегатов), отработанные смазочные материалы и потери нефтепродуктов, различные специальные жидкости (тормозные, гидравлические, охлаждающие и др.), пищевые и неорганические вещества.

    Многие  из перечисленных отходов обладают токсичными свойствами. Другие содержат болезнетворные (патогенные) бактерии, вызывающие биологическое загрязнение. При разложении отходов в ОС могут  образовываться новые загрязнители, иногда более токсичные, чем исходные, вызывая вторичное загрязнение. Примером служит образование высокотоксичных  бенз(а)пиренов, бензофуранов и диоксинов  при горении бытового мусора, выпадение  кислотных дождей и т. п.

Информация о работе Экологические проблемы в РФ