Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:21, реферат
Анализ реальной экологической ситуации в Узбекистане показывает, что в среднесрочной перспективе - 10-15 лет - здесь в связи с этим может возникнуть комплекс новых экологических проблем; имеющиеся же - Аральский кризис, дефицит воды, деградация земель, дефляция и эрозии почв, последствия нерационального использования природных ресурсов и другие - будут усугубляться.
Трансграничные
экологические проблемы
В Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан в разделе экологии в качестве важнейшего приоритета названо формирование Центральноазиатской региональной системы экологической безопасности, способной обеспечить локализацию и комплексное восстановление экосистемы в районах повышенного экологического риска, особенно Арала.
Деградация Арала негативно воздействует на экологическую ситуацию в соседних государствах. И по сей день после каждого "удачного" взлета космических аппаратов с полигона в Байконуре на территории Узбекистана выпадают кислые дожди.
В зоне повышенной экологической угрозы находятся водные ресурсы верховьев реки Сырдарьи, на восточной границе Узбекистана с Кыргызстаном. В районе поселка Майлуу-Суу расположены отвалы забалансовых урановых руд. В результате оползневых процессов вскрылись склады отходов, которые попадают в реку Нарын, а затем в Карасу, протекающую по территории Ферганской долины.
Не менее опасны склады радиоактивных отходов, расположенные вблизи поселков в Кадамжае, Сумсаре, Шекафтаре, Дегмае.
Воды Амударьи загрязняются сельскохозяйственными стоками и нефтепродуктами с территории Туркменистана и Афганистана. В районе г. Термеза минерализация воды доходит до 600 мг/л, содержание фенола в ней превышает ПДК в 2-3 раза.
Воздушный
бассейн северной части Сурхандарьинской
области загрязняется выбросами алюминиевого
завода, расположенного на территории
Республики Таджикистан в г. Турсунзаде.
Согласно данным Госкомприроды Республики
Узбекистан, ежегодно в атмосферу выбрасывается
более 40 тысяч тонн загрязняющих веществ,
в том числе 300-400 тонн фтористого водорода
и диоксидов серы. Уровень загрязнения
воздушного бассейна Сариасийского, Денауского
районов и в настоящее время столь значителен,
что окружающая среда деградирует. Население,
проживающее в радиусе 20 километров от
завода, жалуется на постоянные головные
боли, онемение конечностей, болезни верхних
дыхательных путей.
Социально-экономические
последствия воздействия экологических
угроз
Своевременное решение экологических проблем содействует выявлению и предупреждению возможных социальных, экономических, политических конфликтов, которые могут привести к возникновению напряженности в обществе или к конфликтам между государствами.
На
Душанбинском водном форуме, проходившем
в августе 2003 г., президентом ННО "Перзент"
Орал Атаниязовой был поднят вопрос о
социальном и экономическом характере
воздействия высыхания Арала на население.
В самом деле, деградация окружающей среды
на этих территориях, как известно, привела
к резкому снижению уровня здоровья населения.
В этой связи хотелось бы предложить ввести
единый стандарт оценки уровня здоровья
населения в зонах экологической напряженности.
Очевидно, в качестве параметров характеристики
здоровья населения было бы разумно брать
среднюю продолжительность жизни и уровень
смертности (дифференцированно по полу
и возрасту). Другие показатели могут быть
определены и сопоставлены только при
сплошном обследовании населения по единой
методике. При отсутствии же этого очень
часто реальная картина воздействия загрязненной
окружающей среды на здоровье населения
остается неизвестной.
Приоритеты
экологической политики
Итак, в плане экологии конфликтный потенциал на территории Узбекистана довольно высокий. Остро выражен дефицит плодородных поливных земель, стоят вопросы перераспределения энергетических и водных ресурсов, сказываются особенности демографической ситуации, в связи с которой, скажем, в Ферганской долине на 1 кв. км в среднем приходится 500-600 человек, что сравнимо с ситуацией в Китае или Бангладеш.
Приоритетом на ближайшие годы должна стать ликвидация угрозы нестабильности, что требует разработки четких процедур и механизмов интеграции. Экологические же угрозы могут стать источником конфликтов социального, экономического и политического характера. Поэтому при разработке стратегии экологической безопасности необходимо учитывать политическую ситуацию в Центральной Азии.
Как отмечено, на сегодняшний день республики Центральной Азии переживают процесс дезинтеграции. Наблюдается тенденция недоверия и отдаления друг от друга. Фактически территория Центральной Азии разделена на сферы влияния сверхдержав.
Исходя из итогов региональных консультаций, проведенных в рамках программы ЮНЕП, ПРООН и ОБСЕ "Инициатива по окружающей среде и безопасности. Преобразование риска в сотрудничество" в Белграде (Сербия и Черногория) в декабре 2002 г. и в Ашгабате (Туркменистан) в январе 2003 г., были определены основные проблемы в области окружающей среды и экологической безопасности стран Юго-Восточной Европы и Центральной Азии.
Вопросы приоритетов экологической политики Узбекистана были подняты и участниками семинара, проведенного в рамках этой программы в Ташкенте в сентябре 2003 г.
Открытый характер дискуссий и тот интерес, с которым участники семинара обменивались предложениями, развивали новые идеи, - все это позволило разработать подходы к стратегии экологической безопасности и пути реализации инициативы в Узбекистане. Были предложены варианты перспективной модели развития экологического пространства территории Узбекистана, с классификацией основных экологических угроз.
Выявление источников экологических угроз социального, экономического, политического характера возможно только при наличии всестороннего и объективного материала по мониторингу. С нашей точки зрения, создание надежной системы непрерывного мониторинга экологической ситуации в Центральной Азии, со своевременным оповещением населения и прогнозированием ее возможных чрезвычайных изменений, - важнейшая задача на данном этапе. Причем, согласно Национальному плану действий по охране природы Республики Узбекистан, основными направлениями экологической политики являются:
* создание благоприятных условий для проживания населения;
* рациональное использование и управление природными ресурсами;
* сохранение биоразнообразия на территории Узбекистана.
Реализация намеченного плана действий возможна только при наличии в республике сети станций по мониторингу, входящих в Единую сеть станций Центральной Азии, проводящих постоянные наблюдения за уровнем загрязнения воды, почвы, воздуха и предоставляющих фактические данные об изменении экологических параметров.
Необходимо создать информационное пространство, с обменом сведений между участниками и пользователями системы экологического мониторинга.
Следует отметить, что наиболее слабым звеном в Национальной программе действий по охране окружающей среды представляются вопросы, регулирующие участие общественности в природоохранной деятельности в соответсвие с рхусской конвенцией. Между тем, немыслимо решать глобальные экологические проблемы без участия общественности. Необходимо ее вовлечение в природоохранную деятельность, и первыми шагами к этому должны стать:
* ликвидация информационного вакуума;
* внедрение механизма общественного контроля, в том числе над расходами бюджетных средств, выделяемых на охрану природы, а также над распределением и расходами иностранных инвестиций;
* экологизация государственных программ по устойчивому развитию;
* развитие систем передачи, хранения и обработки экологической информации;
* оперативное информационное взаимодействие с использованием телекоммуникационных средств.