Экологические проблемы при добычи нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Мировой рынок нефти в современном его виде достаточно молод, но при этом нефть начали использовать в различных целях уже очень давно. Здесь специально употребляется слово использовать, потому как люди, которые жили в таком временном отдалении, не утруждали себя в каких-то определённых действиях, связанных с добычей и уж тем более переработкой данного сырья. Если обратиться к истории нефти и её первом применении, то нам придётся затронуть античный период.

Содержание

1. Историческая справка о нефти. Первая добыча.
2. Возникновение нефти
3. Добыча нефти и газа
4. Современная технология добычи нефти
5. На сколько хватит нефти
6. Влияние нефтедобычи на природу
7. Опасный промысел
8. Авария в Мексиканском заливе – человек или природа?
9. Итог
10. Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 407.13 Кб (Скачать)

   4. Ежегодно под бурение нефтяных  скважин, прокладку трубопроводов  и автомобильных дорог отводится  более 1000 га земель, из них большая  часть возвращается после рекультивации.  Однако, несмотря на проведение  ре-культивационных работ, часть  земель возвращается с ухудшенной  агрохимической структурой или  вовсе становятся непригодной  для выращивания сельскохозяйственных  культур. Вышеизложенное показывает, что нефть и нефтепродукты  относятся к загрязняющим веществам,  вступающим в химическое взаимодействие  с компонентами природной среды.

   5. При переработке нефти возникают  так же экологические проблемы, связанные прежде всего с первичной  очисткой нефти и её обессериванием. В 1996 году при первичной переработке  нефти в окружающую среду поступило 91,8 тысяч тонн газо-образованных загрязняющих веществ.

Опасный промысел

Нефтяной  промысел всегда был  и остается делом  рискованным, а добыча на континентальном  шельфе — опасна вдвойне. Иногда добывающие платформы тонут: какой бы ни была тяжелой и устойчивой конструкция, на нее  всегда найдется свой «девятый вал». Другая причина — взрыв  газа, и как следствие  — пожар. И хотя крупные аварии редки, в среднем раз  в десятилетие (сказываются  более жесткие  по сравнению с  сухопутной добычей  меры безопасности и  дисциплина), но от этого  они еще более  трагичны. С пылающего  или тонущего стального  острова людям  попросту некуда деться — вокруг море, а  помощь не всегда приходит вовремя. Особенно на Севере. Одна из крупнейших аварий произошла 15 февраля 1982 году в 315 км от берегов Ньюфаундленда. Построенная в  Японии «Оушен Рейнджер»  была самой большой  полупогруженной  платформой того времени, благодаря своим  большим размерам она слыла непотопляемой, а потому ее использовали для работы в самых  тяжелых условиях. В канадских водах  «Оушен Рейнджер»  стояла уже два  года, и люди не ожидали  сюрпризов. Вдруг  начался сильнейший шторм, огромные волны  заливали палубу, срывали  оборудование. Вода проникла в балластные цистерны, накренив платформу. Команда  попыталась исправить  положение, но не смогла — платформа тонула. Некоторые люди прыгали  за борт, не думая  о том, что продержаться в ледяной воде без спецкостюмов им удастся лишь несколько  минут. Спасательные вертолеты не смогли вылететь из-за шторма, а команда пришедшего на помощь судна безуспешно пыталась снять нефтяников с единственной шлюпки. Не помогли ни веревка, ни плот, ни длинные  шесты с крюками  — так высоки были волны. Все 84 работавших на платформе человека погибли. Совсем недавняя трагедия на море вызвана  ураганами «Катрина»  и «Рита», бушевавшими  в августе—сентябре 2005 года на восточном  побережье США. Стихия прошлась по Мексиканскому  заливу, где работают 4 000 добывающих платформ. В итоге было уничтожено 115 сооружений, 52 повреждено и нарушено 535 сегментов  трубопроводов, что  полностью парализовало добычу на заливе. К  счастью, обошлось без  человеческих жертв, но это самый большой  урон, когда-либо нанесенный нефтегазовой отрасли  этого района.

 

Авария  в Мексиканском заливе – человек или  природа?

Авария  в Мексиканском заливе, где после взрыва и затопления буровой  платформы на воде образовалось огромное нефтяное пятно, стала  первой подобной катастрофой  в истории человечества. Для ее ликвидации, как отмечают эксперты, возможно, придется применить экстраординарные средства, а последствия  ЧП могут заставить  пересмотреть планы  развития нефтедобычи  на морском шельфе.

   Управляемая компанией BP нефтяная платформа в  Мексиканском заливе затонула 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом. Нефть на этой платформе добывалась с рекордной  глубины в 1,5 тысячи метров. Сейчас нефтяное пятно достигло побережья штата  Луизиана и приближается к берегам  двух других штатов США – Флориды  и Алабамы. Специалисты опасаются, что пострадают животные и птицы  национального заповедника в  Луизиане и окрестных национальных парках. Под угрозой биологические  ресурсы залива.

   Береговая охрана и Служба управления минеральными ресурсами США ведут расследование  причин взрыва буровой платформы.  

   Кто виноват

   О причинах аварии и методах ее решения  российские эксперты говорили во вторник  на пресс-конференции в РИА Новости  «Экологическая ситуация в Мексиканском заливе: как не допустить подобного  в России?».

   Причиной  аварии мог стать внезапный выброс нефти из-за подвижки платформ земной коры, считает ведущий научный  сотрудник лаборатории углеродистых веществ биосферы географического  факультета МГУ Юрий Пиковский.

   По  мнению эксперта, в данной ситуации целиком на человеческий и технологический  факторы опираться нельзя – основной причиной аварии могло стать воздействие  всех недропользователей на земную кору в этом районе, что могло привести к внезапному выбросу нефти под  высоким давлением.

   Структура земной коры в заливе имеет блоковое строение и очень большое количество нефтяных платформ находится на стыке  блоков, при этом на них оказывается  сильное воздействие буровыми и  разведочными работами. Стыки же являются наиболее проницаемыми местами, где  создается большое напряжение и  формируется аномально высокое  давление.

   При бурении в таких местах, есть большая  вероятность получить внезапный  выброс. Платформа, на которой произошла  авария, расположена на месте стыков двух крупных блоков.

 

      

   Космос  нам поможет?

   http://eco.rian.ru/ecoinfogr/20100504/230334250.html

   Согласно  статистике, разливы нефти с судов  и при транспортировке в совокупности наносят окружающей среде больший  вред, чем крупные катастрофы, сказал гендиректор Инженерно-технологического центра «СканЭкс» Владимир Гершензон.

   Если  посмотреть на статистику таких крупных  аварий, то статистика загрязнений  при перевозке, транспортировке  нефтепродуктов гораздо выше, чем  даже при таких крупных катастрофах, отметил эксперт. Он привел в пример ситуацию в Новороссийске, где спутниковый  мониторинг позволил выявить пять судов, сбрасывающих нефтепродукты прямо  на рейде морского порта. По словам Гершензона, привлечение к ответственности  капитанов судов, загрязняющих акваторию, в России очень затруднено, для  этого необходимо согласованное  участие целого ряда ведомств.

   Однако, по мнению эксперта, даже ужесточение  санкций за загрязнение может  не дать эффекта, поскольку суда будут  сбрасывать нефтепродукты в международных  водах, поэтому необходимо ввести международные регуляции и необходима система международного контроля.

   Технологии, которые есть в России, позволяют  вести мониторинг освоения месторождений  в Арктике, экосистема которой особенно чувствительна к воздействию  человека. Оно должно сопровождаться внедрением современных спутниковых  систем мониторинга.

   «Там, где есть заинтересованные стороны  и общественный контроль, информация об авариях распространяется очень  быстро, а сами они устраняются  оперативно. В то же время, например, в малонаселенных районах Западной Сибири разработка нефтяных месторождений  сопровождалась значительным загрязнением окружающей среды», – сказал эксперт, добавив, что нужно быть особенно корректными и развивать заранее  соответствующие системы мониторинга.

   «Космос является хорошим помощником (для) того, чтобы все население планеты  умело, могло и следило за тем, что происходит на территории», –  заключил Гершензон.

 

      

   Итог

   Уменьшить негативные последствия деятельности нефтяных компаний вполне возможно

   Неблагоприятные условия нефтедобычи негативно  влияют и на людей, и на материал, и на окружающую среду.

   Общеизвестно, что нефтедобыча приносит огромный вред окружающей среде. Сточные воды и буровые растворы при их неполной очистке могут сделать водоемы, куда они сбрасываются, полностью  непригодными для обитания флоры  и фауны и даже для технических  целей. Значительный ущерб экологии наносят и выбросы в атмосферу. В последнее время Росприроднадзор  активно проверяет деятельность нефтегазовых компаний под углом  зрения сохранения окружающей среды  и направляет свои заключения об отзыве лицензий у тех фирм, которые нарушают экологию на территориях своей деятельности. Эти нарушения, к сожалению, многообразны. В последнем опубликованном на сегодня Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году» отмечается, что наибольший суммарный объем выбросов в атмосферу зафиксирован для предприятий по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа – 4,1 млн. т (пятая часть общего выброса от стационарных источников по России в целом). Добывающими предприятиями суммарно используется около 2000 млн. куб. м свежей воды, в том числе при добыче сырой нефти и природного газа – 701,5 млн. куб. м.

   В структуре сброса в водные объекты  превалируют загрязненные (51,2%) и  нормативно чистые (40,5%) сточные воды. Доля нормативно очищенных сточных  вод незначительна – около 8%. Конечно, такие меры, как введение пылеулавливающих установок и утилизация попутного нефтяного газа, резко  снижают выбросы в атмосферу. Вместе с тем именно рациональное использование воды и проведение водоохранных мероприятий позволяет  не только уменьшить основные объемы воды, которые используются предприятиями  нефтедобычи в основном для нужд поддержания пластового давления, но и предотвратить загрязнение  водных объектов сточными водами. В  этом плане наиболее эффективными оказываются  строительство очистных сооружений и вторичное использование воды.

   Однако  при разработке нефтяных месторождений, особенно в условиях вечной мерзлоты, происходят негативные процессы, которые  еще не всегда находят отражение  в существующей статистике. В то же время последними исследованиями установлено, что это негативное воздействие нефтедобычи при  некоторых условиях можно смягчить.  

   Начнем  с того, что химико-физические свойства нефти по-разному (и не только негативно) воздействуют на экологию. Дело в том, что нефть отличается высокой  температурой замерзания и вязкостью. Чтобы нефть текла по трубопроводам  с необходимой скоростью, ее подогревают. Для этого трубы изолируют, так  как в противном случае из-за больших  тепловых потерь придется слишком часто  строить пункты подогрева. Кроме  того, высокая теплоотдача приводит к протаиванию верхнего слоя вечномерзлых грунтов, что ведет к увеличению вегетационного периода у растений и благоприятно сказывается на численности  животных (особенно в годы с экстремальными условиями).

   Изменение состояния вечной мерзлоты приводит к изменению газового состояния  атмосферы. Увеличение глубины протаивания  меняет соотношение между аэробной зоной почвы, расположенной выше уровня грунтовых вод, и зоной, находящейся  ниже анаэробной (безкислородной). Аэробная зона – источник выделения углекислого  газа, образующегося при разложении органики в кислородной среде, а  анаэробная зона продуцирует метан. Парниковый эффект метана превышает  действие равного количества углекислого  газа примерно в 20 раз. Таким образом, разрушение верхнего слоя вечномерзлых пород ведет к уменьшению метана в атмосфере, что стабилизирует  климат на планете. Выделение углекислого  газа, содержащегося в верхних  слоях вечномерзлых пород и поглощаемого при таянии мерзлоты растительностью  и планктоном, намного снижает  эффект глобального потепления климата, возникающего при поступлении в атмосферу газа, не усваиваемого биотой, – метана.

   На  поврежденных тяжелыми вездеходами  участках за счет интенсификации микробиологических процессов отмечается возрастание  продуктивности вторичных (производных) растительных сообществ. В этих местах производные вторичные травянистые  сообщества как минимум в четыре раза превышают коренные тундровые  сообщества по величине годового прироста надземной биомассы, а их корневые системы обладают выраженной почвоукрепляющей и противоэрозионной способностью.

   Нефтепромыслы – один из основных источников лесных пожаров в зоне притундровых редколесий, когда погибает до 20–40% деревьев. На выгоревших участках леса изменяется растительный покров, хвойные породы сменяются, к примеру, мелколиственными. Однако огонь оказывает и стимулирующее  действие на развитие биоты.

   На  восстановление животного мира регионов, где ведется интенсивная нефтедобыча, может оказать влияние изменение  режима увлажненности осваиваемой  территории. Подпруженные водоемы, образующиеся вдоль автодорог, насыпей и трубопроводных трасс, заселяются водными беспозвоночными  и рыбой. Они становятся местом обитания околоводных и водоплавающих  птиц, плотность которых в антропогенно измененных условиях иногда превышает  аналогичную в естественных условиях. Обнаружено, что на сухих супесчаных междуречных водоразделах Западной Сибири, на которых произрастают сосново-мелколиственные  леса, техногенные насыпи более чем  вдвое повышают увлажненность почв и их трофность (т.е. плодородие и  биопродуктивность). Именно к таким  местам обитания приурочено огромное количество западносибирских нефтепромыслов.

Информация о работе Экологические проблемы при добычи нефти