-
С начала спада промышленного производства прошло 10 лет. За это время оборудование на предприятиях заметно устарело, что привело к росту ресурсоемкости, удельных выбросов, аварийных ситуаций. В то же время спад производства меньше всего коснулся экологоемких отраслей, таких как энергетика и добывающая промышленность.
-
Не уменьшилось количество и не улучшилось качество городских сточных вод, сбрасываемых в водоем.
-
За последние годы в крае резко возросло количество автомобилей и сегодня автотранспорт стал главным источником, загрязняющим атмосферный воздух крупных городов края и Черноморского побережья.
-
В крае не налажен должный контроль над рыбными запасами и их охраной.
-
Вызывает беспокойство пожарная обстановка в лесах края.
- Продолжает оставаться напряженной
экологическая обстановка в промышленных
городах края: Краснодаре, Армавире,
Белореченске, Кропоткине; в портах Новороссийск,
Туапсе, Ейск, Кавказ, Темрюк.
- Не произошло существенного улучшения
экологической обстановки в зоне рисосеяния
(Крымский, Абинский, Калининский, Красноармейский,
Славянский и Темрюкский районы).
Благоприятной сохраняется экологическая
обстановка на курортах Черноморского
побережья: в Сочи и Геленджике. В остальных
районах края экологическая обстановка
за последние годы остается стабильной.
В крае ведется крупномасштабное строительство
экологически опасных объектов нефтепроводной
системы Каспийского Трубопроводного
Консорциума и газопровода «Россия-Турция»,
требующее осуществления постоянного
государственного экологического контроля.
В целях улучшения и стабилизации экологической
обстановки в крае комитету природных
ресурсов необходимо сосредоточить основное
внимание на решении приоритетных экологических
проблем для чего необходимо:
-
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разграничение функций и полномочий в области охраны окружающей среды с другими специально уполномоченными органами;
-
совершенствование природно-ресурсного и природоохранительного законодательства;
-
создание экономических механизмов и стимулов;
-
разработка и внедрение экологического страхования и экологического аудита;
- оптимизация границ существующих
особо охраняемых природных территорий;
-
привлечение дополнительных ассигнований, развитие материально-технической и научной базы особо охраняемых природных территорий .для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, мониторинга окружающей среды, в том числе мониторинга биоты;
-
развитие экологического туризма в целях экологического просвещения населения;
-
разработка, создание и обеспечение функционирования Единой государственной системы комплексного мониторинга Краснодарского края;
-
расширение содержания вопросов, касающихся охраны окружающей среды, в уставах местного самоуправления и правовых актах органов и глав местного самоуправления;
-
разработка администрациями городов и районов программы экологического оздоровления городов и поселков края с привлечением природоохранных служб;
-
организация стационарных экологических постов;
-
внедрение безгербицидных технологий выращивания риса и других . сельскохозяйственных культур, выполнение мероприятий по ликвидации накопившихся в крае пестицидов, пришедших в негодность.
-
предупреждение техногенных аварий на экологически опасных предприятиях, особенно в зонах, подверженных стихийным бедствиям;
-
ликвидация чрезвычайных ситуаций, способных вызвать экологическое бедствие;
- строительство городских очистных
сооружений и прекращение сбросанеочищенных
сточных вод в водные объекты;
-
сокращение выбросов веществ от автотранспорта за счет использования неэтилированных бензинов; прекращение использования этилированных бензинов на всей территории края;
-
использование новых современных технологий очистки сточных вод при строительстве канализационных очистных сооружений;
-
реконструкция глубоководных выпусков сточных вод в Черное море;
-
внедрение прогрессивных отечественных технологий утилизации, обезвреживания и складирования токсичных промышленных отходов;
-
прекращение эксплуатации несанкционированных свалок, оборудование полигонов для бытовых отходов;
-
запрещение сжигания растительных остатков на сельскохозяйственных полях края;
-
усиление контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, включая выполнение обязательств в рамках конвенций и соглашений по сохранению биологического разнообразия;
-
перевод сельского хозяйства на эколого-ландшафтную организацию территории с внедрением почвозащитной системы земледелия;
-
недопущение сокращения площадей лесопокрытых территорий;
внедрение системы управления комплексным
развитием прибрежных зон морей;
-
предупреждение и прекращение эрозионных процессов, особенно в прибрежных зонах морей;
-
проведение специализированного гидроэкологического исследования районов нефтяного загрязнения, обоснование зон санитарной охраны;
- обеспечение радиационного контроля
трансграничных грузов, в том
числе металлолома;
- освоение полного объема расчетной лесосеки;
-
залесение прибрежных зон малых степных рек;
-
недопущение строительства и реконструкции объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- освещение экологических проблем
и путей их решения в средствах
массовой информации, экологическое
воспитание и образование населения;
- выполнение комплекса мероприятий по
устранению негативного влияния Краснодарского
водохранилища на экологию прибрежных
районов.
Указанные рекомендации направлены на
рациональное использование природных
ресурсов, решение приоритетных экологических
проблем Краснодарского края; их выполнение
позволит снизить или полностью устранить
негативное влияние антропогенных факторов
на окружающую природную среду и повысить
бюджетную эффективность освоения природных
ресурсов.