Экологические проблемы Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.

1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан

В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая.

Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.

Содержание

Введение

1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан

2. Проблемы воды и продуктов питания в бассейне Аральского моря

2.1 Проблема Арала

2.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала

2.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала

3 "Ядерная трагедия Казахстана"

3.1 Семипалатинский полигон - зона экологического бедствия

3.2 История СИЯП

3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения,

пострадавшего от ядерных испытаний

3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду

4 Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне

4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”

4.2 Международные экологические конвенции

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.81 Кб (Скачать)

Бывший Семипалатинский  испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположен в северо-восточной части  Казахстана, в степной и полупустынной  зоне, с общей площадью 18500 кв. км. Полигон занимает площади Восточно-Казахстанской (54%), Павлодарской (39%) и Карагандинской (7%) областей. Периметр административной границы СИЯП - около 600 км. Постановлением Правительства Республики Казахстан  № 172 от 07.02.1996 года земли бывшего  Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в состав земель запаса: Карагандинской области – 131,7 тыс.га, Павлодарской – 706 тыс.га, Восточно-Казахстанской – 978,9 тыс.га.

Первый ядерный  взрыв на СИЯП был произведен 29 августа 1949 года. 12 августа 1953 года на полигоне было испытано первое термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года - водородная бомба. За время функционирования полигона (1949-1989 годы) на его территории было проведено в общей сложности 468 ядерных взрывов, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных  взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Испытания проводились  с устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных  горных породах. По оценкам института  высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей СИЯП, (в населенной местности), в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетние испытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населения региона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей.

С 1989 года ядерные  испытания не проводятся.

29 августа 1991года  Указом Президента Республики  Казахстан Семипалатинский испытательный  ядерный полигон (СИЯП) был официально  закрыт. Ровно через 42 года после  проведения первого ядерного  взрыва в СССР, ядерные испытания  были прекращены навсегда. Последовал  международный мораторий на испытания  ядерного оружия: остановились остальные  полигоны — Новая Земля (Россия), Невада (США), атолл Мурурод (Франция), Лоб-Нор (Китай).

В 1992 году Казахстан, уже как независимое государство, подписал Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, в котором зафиксировал свои обязательства о нераспространении  ядерного оружия.

В 1993 году Казахстан  одним из первых в СНГ присоединился  к Договору о нераспространении  ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мира был подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.

В 1994 году был  завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.

В 1995 году уничтожен  последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.

1996 год – Казахстан  стал участником Договора о  всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний.

1997 год – Генеральная  Ассамблея ООН приняла резолюцию  об оказании помощи регионам  Казахстана, пострадавшим от ядерных  испытаний.

В 2000 году была уничтожена последняя штольня для ядерных  испытаний на Семипалатинском полигоне.

3.3 Экономическое  решение охраны здоровья населения  пострадавшего от ядерных испытаний

Последствия ядерных  испытаний трагичны. Здоровью населения  районов, прилегающих к Семипалатинскому региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность жизни  здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому  ослаблению иммунитета, что увеличивает  количество заболеваний, обостряет  течение и длительность болезней. У пострадавших от радиоактивного облучения  значительно чаще встречаются злокачественные  образования. Анемия, необычные поражения  кожного покрова, нарушения артериального  давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические  заболевания, суициды – все это  печальное наследие полигона.

В настоящее  время отмечается тенденция ухудшения  показателей здоровья населения, проживающего в зоне влияния СИЯП.

Так, по Каркаралинскому району Карагандинской области произошло снижение численности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижение на 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в 2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками - от 3 случаев за 1990 г до 12 за 2004 г , показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г 80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7- в 2004.

В связи с  повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения, количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось до 120- в 2004.

По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость на 1000 человек снизилась с 25, 3 в 1990 г . до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологических больных возрастает. Если в 1990 г . зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками.

По Восточно-Казахстанской  области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.

Принятая государственная  Программа медицинской реабилитации населения, пострадавшего вследствие ядерных испытаний на бывшем СИЯП в 1949-1990 годах, практически не реализована. Установленные сроки, по созданию Единого Государственного медицинского регистра Казахстана (1997 - 1999 г .), продлены на неопределенный срок. Одной из причин является отсутствие должного финансирования.

Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).

3.4 Воздействие  ядерных испытаний на окружающую  среду

С точки зрения воздействия на окружающую среду  выделяются два этапа ядерных  испытаний:

1 этап – проведение  ядерных взрывов в атмосфере  в период с 1949 по 1962 гг.

2 этап – проведение  подземных ядерных взрывов в  период с 1961 по 1989 гг.

Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать  следующим образом:

- наземные взрывы  – характеризуются выпадением  активности на территории полигона;

- воздушные взрывы  – характеризуются выносом активности  за пределы полигона, её разбавлением  в атмосфере и вкладом в  глобальные атмосферные выпадения;

- подземные взрывы  – характеризуются сосредоточением  активности в котловых полостях. Исключением являются взрывы  на выброс и взрывы с нештатной  радиационной ситуацией, которые  приводят к загрязнению поверхности.

Наземные ядерные  взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в  виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.

После вступления в силу Международного договора о  запрещении ядерных испытаний в  трех средах (в космосе, воздухе и  воде), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

На сегодняшний  день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огорожена и не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих  об опасности.

Население имеет  свободный доступ на территорию бывшего  полигона, включая особо опасные  с радиологической точки зрения участки- эпицентры ядерных взрывов на испытательных площадках полигона. Министерства и ведомства, ответственные за территорию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земель полигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования на СИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположении непригодных к использованию загрязненных территорий полигона. 

4. Рассмотрение  экологических проблем на государственном  уровне

 

4.1 “Стратегии-2030”  Республики Казахстан “Улучшение  питания, чистоты окружающей среды  и экологии”

Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и  большинство государств, столкнулась с  серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение  возведено в ранг государственной  политики. В “Стратегии-2030”  Республики Казахстан  “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”  является одним из приоритетных направлений. С 1998 года началась реализация долгосрочной стратегии  Республики Казахстан  до 2030 года – “Экология  и природные ресурсы”. Ее первый этап - Стратегический план развития республики на 1998-2000 гг. - уже  практически получил  свое осуществление.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан в марте 1999 г. одобрена концепция  зонтичного проекта  “Улучшение окружающей среды для устойчивого  развития Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и города Астаны. Разработан зонтичный проект “Улучшение окружающей среды вдоль шелкового пути для устойчивого развития южного региона республики Казахстан”. Проекты, его составляющие, предусматривают приоритетные действия на всех уровнях, включая международный, национальный и местный, по обеспечению жизнедеятельности населения, транспортных инфраструктур, развитию производства, торговли, туризма. Ведется работа по подготовке международной экологической программы Каспийского региона.

В соответствии с инициативой  Республики Казахстан  и решением 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, идет реализация Программы реабилитации Семипалатинского региона, пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно Программе, предполагается осуществление ряда проектов экологической, медицинской, гуманитарной, экономической и информационной направленности, в том числе, создание международного центра по изучению последствий деятельности Семипалатинского полигона на здоровье населения и природную среду, разработка устойчивой стратегии землепользования, гуманитарной помощи населению региона. Это будет способствовать консолидации всех здоровых интеллектуальных и антивоенных сил всего мирового сообщества.

Казахстан активно входит в  процессы международного сотрудничества, Страна стала участницей 12 международных договоров  и других соглашений в области окружающей среды, ведется подготовка по присоединению  и ратификации  к ряду приоритетных для нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международным договорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенции и Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразию и опустыниванию.

Координацию деятельности в области  экологии осуществляет Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Казахстан. В тесном контакте с ним работает Национальный экологический  центр устойчивого  развития Республики Казахстан, в структуру которого входит Комитет международных экологических конвенций, Комитет подготовки проектов, Комитет мониторинга проектов, Комитет по проблемам Каспия и нефтегазовых загрязнений.

Комитетом подготовки проектов ведется большая  работа по проектам национального уровня, в частности, по проектам “Трансграничное  управление бассейном  реки Иртыш”, “Управление  водными ресурсами  бассейна рек Нура - Ишим”, “Развитие  возможностей для  более эффективного использования энергии  в снабжении теплом и горячей водой  в Казахстане”, “Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части  Аральского моря”  и многих других проектов. Комитетом мониторинга проектов сформирована база данных программ и проектов, регулярно проводится анализ и оценка программ и проектов по критериям соответствия приоритетам Стратегического плана.

Остро стоят проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений  в связи с продолжающимся подъемом уровня Каспийского  моря и затоплением  нефтепромыслов и  других объектов. Правительствами  пяти прикаспийских  государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) совместно  со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуется Каспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритет действий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населения и хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидацию загрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровление и восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечение экологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды для устойчивого человеческого развития.

Информация о работе Экологические проблемы Казахстана