Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа
Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения.
1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан
В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.
Введение
1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан
2. Проблемы воды и продуктов питания в бассейне Аральского моря
2.1 Проблема Арала
2.2 Возникновение и развитие экологической трагедии Арала
2.3 Принятие неотложных мер по спасению Арала
3 "Ядерная трагедия Казахстана"
3.1 Семипалатинский полигон - зона экологического бедствия
3.2 История СИЯП
3.3 Экономическое решение охраны здоровья населения,
пострадавшего от ядерных испытаний
3.4 Воздействие ядерных испытаний на окружающую среду
4 Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне
4.1 “Стратегии-2030” Республики Казахстан “Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии”
4.2 Международные экологические конвенции
Заключение
Список использованных источников
Бывший Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположен в северо-восточной части Казахстана, в степной и полупустынной зоне, с общей площадью 18500 кв. км. Полигон занимает площади Восточно-Казахстанской (54%), Павлодарской (39%) и Карагандинской (7%) областей. Периметр административной границы СИЯП - около 600 км. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 172 от 07.02.1996 года земли бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона переведены в состав земель запаса: Карагандинской области – 131,7 тыс.га, Павлодарской – 706 тыс.га, Восточно-Казахстанской – 978,9 тыс.га.
Первый ядерный взрыв на СИЯП был произведен 29 августа 1949 года. 12 августа 1953 года на полигоне было испытано первое термоядерное устройство, а 22 ноября 1955 года - водородная бомба. За время функционирования полигона (1949-1989 годы) на его территории было проведено в общей сложности 468 ядерных взрывов, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Испытания проводились с устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных горных породах. По оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в атмосфере и над землей СИЯП, (в населенной местности), в 2,5 тысячи раз превышает мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в 1945 году. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана. Сорокалетние испытания ядерного оружия создали экстремальное морально-стрессовое состояние населения региона и нанесли непоправимый ущерб здоровью людей.
С 1989 года ядерные испытания не проводятся.
29 августа 1991года
Указом Президента Республики
Казахстан Семипалатинский
В 1992 году Казахстан,
уже как независимое
В 1993 году Казахстан одним из первых в СНГ присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, и в декабре 1994 года ядерными державами мира был подписан Меморандум о гарантиях безопасности нашей стране.
В 1994 году был завершен вывод с территории страны всего ядерного оружия.
В 1995 году уничтожен последний ядерный заряд на бывшем Семипалатинском полигоне.
1996 год – Казахстан
стал участником Договора о
всеобъемлющем запрещении
1997 год – Генеральная
Ассамблея ООН приняла
В 2000 году была уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
3.3 Экономическое
решение охраны здоровья
Последствия ядерных
испытаний трагичны. Здоровью населения
районов, прилегающих к Семипалатинскому
региону, нанесен непоправимый вред.
Средняя продолжительность
В настоящее время отмечается тенденция ухудшения показателей здоровья населения, проживающего в зоне влияния СИЯП.
Так, по Каркаралинскому району Карагандинской области произошло снижение численности населения с 70800 человек в 1990 году до 47026 человек в 2004 (снижение на 66,4 %); рождаемость на 1000 человек снизилась с 26,23 в 1990 году, до 11,6 в 2004 году (44%); наблюдается рост числа детей с врожденными пороками - от 3 случаев за 1990 г до 12 за 2004 г , показатель врожденных аномалий составляет за 2004 г 80,8 на 100 тыс.населения при областных показателях – 67,7; возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями: от 122, 1 на 100000 населения в 1990 году до 129,7- в 2004.
В связи с повсеместной, и продолжающейся до сих пор оптимизацией здравоохранения, количество койко- мест с 770 в 1990 году снизилось до 120- в 2004.
По Лебяженскому району Павлодарской области рождаемость на 1000 человек снизилась с 25, 3 в 1990 г . до 13,1 в 2004 году (на 52 %), а количество онкологических больных возрастает. Если в 1990 г . зарегистрировано 131,5 случая то в 2004 – 194,3. И при этом снижается обеспеченность населения района больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками.
По Восточно-Казахстанской области: согласно статистки количество детей рожденных с врожденной патологией увеличился с 187,7 в 1990 году, до 326,4 в 2004 году ( 58%), рождаемость на 1000 населения с 17,1 человек в 1990 снизилась до 13,3 в 2004 году (27%). Обеспеченность региона больничными койками, врачами и средними медицинскими работниками, квалифицированным медицинским обслуживанием, так же как и в других регионах СИЯП, остается открытой.
Принятая государственная
Программа медицинской
Этой же Программой предусмотрено создание Межрегионального медицинского реабилитационного центра в г. Семипалатинске, и его филиалов, на базе областных больниц. Однако, финансирование должно осуществляется за счет внебюджетных средств (инвестиции, гранты, спонсорские благотворительные гранты).
3.4 Воздействие
ядерных испытаний на
С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапа ядерных испытаний:
1 этап – проведение ядерных взрывов в атмосфере в период с 1949 по 1962 гг.
2 этап – проведение подземных ядерных взрывов в период с 1961 по 1989 гг.
Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать следующим образом:
- наземные взрывы
– характеризуются выпадением
активности на территории
- воздушные взрывы
– характеризуются выносом
- подземные взрывы
– характеризуются
Наземные ядерные взрывы сформировали на местности долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.
После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (в космосе, воздухе и воде), подписанного 10 октября 1963 в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.
На сегодняшний
день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная,
горнодобывающая и
Население имеет
свободный доступ на территорию бывшего
полигона, включая особо опасные
с радиологической точки зрения
участки- эпицентры ядерных взрывов на
испытательных площадках полигона. Министерства
и ведомства, ответственные за территорию
бывшего СИЯП, не располагают данными
о пригодности к использованию земель
полигона. Государственные органы, проводящие
радиоэкологические исследования на СИЯП,
никогда не предоставляли исполнительным
органам и населению информацию о расположении
непригодных к использованию загрязненных
территорий полигона.
4. Рассмотрение
экологических проблем на
4.1 “Стратегии-2030”
Республики Казахстан “
Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение возведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетных направлений. С 1998 года началась реализация долгосрочной стратегии Республики Казахстан до 2030 года – “Экология и природные ресурсы”. Ее первый этап - Стратегический план развития республики на 1998-2000 гг. - уже практически получил свое осуществление.
Постановлением Правительства Республики Казахстан в марте 1999 г. одобрена концепция зонтичного проекта “Улучшение окружающей среды для устойчивого развития Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областей и города Астаны. Разработан зонтичный проект “Улучшение окружающей среды вдоль шелкового пути для устойчивого развития южного региона республики Казахстан”. Проекты, его составляющие, предусматривают приоритетные действия на всех уровнях, включая международный, национальный и местный, по обеспечению жизнедеятельности населения, транспортных инфраструктур, развитию производства, торговли, туризма. Ведется работа по подготовке международной экологической программы Каспийского региона.
В соответствии с инициативой Республики Казахстан и решением 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, идет реализация Программы реабилитации Семипалатинского региона, пострадавшего от ядерных испытаний. Согласно Программе, предполагается осуществление ряда проектов экологической, медицинской, гуманитарной, экономической и информационной направленности, в том числе, создание международного центра по изучению последствий деятельности Семипалатинского полигона на здоровье населения и природную среду, разработка устойчивой стратегии землепользования, гуманитарной помощи населению региона. Это будет способствовать консолидации всех здоровых интеллектуальных и антивоенных сил всего мирового сообщества.
Казахстан активно входит в процессы международного сотрудничества, Страна стала участницей 12 международных договоров и других соглашений в области окружающей среды, ведется подготовка по присоединению и ратификации к ряду приоритетных для нее конвенций. Началось выполнение обязательств страны по многим международным договорам, в том числе по Рамочной конвенции по изменению климата, Венской конвенции и Монреальскому протоколу в отношении озоноразрушающих веществ, Конвенциям по биоразнообразию и опустыниванию.
Координацию деятельности в области экологии осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. В тесном контакте с ним работает Национальный экологический центр устойчивого развития Республики Казахстан, в структуру которого входит Комитет международных экологических конвенций, Комитет подготовки проектов, Комитет мониторинга проектов, Комитет по проблемам Каспия и нефтегазовых загрязнений.
Комитетом подготовки проектов ведется большая работа по проектам национального уровня, в частности, по проектам “Трансграничное управление бассейном реки Иртыш”, “Управление водными ресурсами бассейна рек Нура - Ишим”, “Развитие возможностей для более эффективного использования энергии в снабжении теплом и горячей водой в Казахстане”, “Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря” и многих других проектов. Комитетом мониторинга проектов сформирована база данных программ и проектов, регулярно проводится анализ и оценка программ и проектов по критериям соответствия приоритетам Стратегического плана.
Остро стоят проблемы Каспия и нефтегазовых загрязнений в связи с продолжающимся подъемом уровня Каспийского моря и затоплением нефтепромыслов и других объектов. Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) совместно со Всемирным Банком, ПРООН и ЮНЕП разработана и реализуется Каспийская экологическая программа (КЭП) при поддержке ГЭФ, ЮНЕП, ТАСИС. Приоритет действий в рамках КЭП направлен на обеспечение устойчивого проживания населения и хозяйственной деятельности в условиях изменения уровня Каспийского моря; ликвидацию загрязнения и улучшение качества окружающей среды Каспия и его биоресурсов; оздоровление и восстановление экосистем Каспийского моря и сохранение биоразнообразия; обеспечение экологической безопасности в регионе и сохранение качества окружающей среды для устойчивого человеческого развития.