Экологические проблемы энергетического обеспечения прогресса человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Экологическая проблема.
2. Потенциальные экологические опасности.
3. Энергетика и защита окружающей среды.
4. Экономия топливно-энергетических ресурсов – важнейшее
направление рационального природопользования.
5. Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СТАСЕНКО.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

       На  ТЭС при выработке электроэнергии полезно используется лишь 30—40% тепловой энергии, остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами, подогретой водой. Немаловажное значение в экономии минеральных топливно-энергетических ресурсов играет снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии.

       Таким образом, основными направлениями  экономии энергоресурсов являются: совершенствование технологических процессов, совершенствование оборудования, снижение прямых потерь топливно-энергетических ресурсов, структурные изменения в технологии производства, структурные изменения в производимой продукции, улучшение качества топлива и энергии, организационно-технические мероприятия. Проведение этих мероприятий вызывается не только необходимостью экономии энергетических ресурсов, но и важностью учета вопросов охраны окружающей среды при решении энергетических проблем.

       Большое значение имеет замена ископаемого топлива другими источниками (солнечной энергией, энергией волн, прилива, земли, ветров). Эти источники энергетических ресурсов являются экологически чистыми. Заменяя ими ископаемое топливо, мы снижаем вредное воздействие на природу и экономим органические энергоресурсы. Специалисты в области энергетики считают наиболее перспективным для нашей страны освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий и реализацию программы энергосбережения. Правда, самым радикальным выходом стало бы строительство в Беларуси АЭС. Однако по этому поводу пока нет единого мнения ни в среде энергетиков, ни в правительстве. Сторонники АЭС утверждают, что введение станции в строй позволит обеспечить до 30% энергопотребностей страны. Противники ссылаются на то, что создание АЭС небезопасно и не может считаться панацей от всех бед.

       Частично  сократить поставки топлива из-за рубежа позволит расширение использования местных топливных ресурсов РБ, таких как нефть, попутный газ, бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства. (Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,5-2 раза.) Но расчеты показывают, что намеченные меры по энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38-40%.

       Из  анализа ретроспективы развития природоохранной деятельности и ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует, что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов.

       Основной  причиной значительного ухудшения  экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, учитывающего уровень превышения ПДК и ПДВ. Это отражается на экономике источников, загрязняющих окружающую среду, а также базовых (стартовых) эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального наказания или поощрения.

       Одной из основополагающих посылок при  формировании эколого-экономических  нормативов является определение "пропорций" между возможными направлениями использования природных ресурсов в границах конкретной территории. Расчет нормативов должен осуществляться с учетом следующих положений:

- для каждого  природного комплекса существует  определенная величина максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами самовосстановления;

       - при антропогенной нагрузке, более  высокой, чем допустимое значение, но не превышающей конкретный для каждой природной системы предельный уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные действием антропогенного фактора, могут быть устранены в результате ликвидации нагрузки и проведения природоохранных мероприятий;

- если антропогенная  нагрузка на природную среду  превысила предельный уровень, то развиваются процессы необратимой деградации.

       На  современном уровне развития производственных сил в оборот вовлечены практически все территориальные элементы и компоненты окружающей среды, поэтому они подвергаются отрицательному воздействию загрязняющих веществ и физических факторов. Уровень и состав загрязнения дифференцируются по территории Белоруссии и определяются отраслевой спецификой производства, явлениями переноса загрязняющих веществ через атмосферный воздух, воду и другие носители загрязнения окружающей среды. Поэтому, целесообразно пересмотреть сложившиеся технологические процессы, наносящие ущерб окружающей среде. 

           Экономический обозреватель РИА Новости Нина Куликова.  
 
   Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса и прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты. Существует множество аспектов энергетической безопасности, однако единого принятого во всем мире определения этого понятия пока не существует. Его только предстоит выработать. При этом разногласия разных стран в сфере энергетики усугубляются, поскольку страны-потребители и страны-производители энергии демонстрируют разные подходы к пониманию того, что это понятие означает. Учитывая актуальность данной проблемы, Россия заявила глобальную энергетическую безопасность основной темой в рамках своего председательства.  
  До сих пор энергетическая безопасность понималась многими как энергетическая независимость отдельной страны. Такой подход привел к тому, что конкурентная борьба за ресурсы в мире постоянно усиливается и вызывает множество конфликтов. Хотя немалое количество угроз в области энергетической безопасности, которые уже давно стали глобальными, должно бы заставить стороны перейти к выработке концепции глобальной энергобезопасности.  
   В последнее время глобальный спрос на энергоресурсы растет темпами, опережающими возможности предложения энергии. Большинство прогнозов в области энергетики предсказывает продолжение роста глобального спроса на энергоресурсы, поддерживаемого ростом экономики в развивающихся странах и продолжающимся, хотя и гораздо более медленными темпами, ростом спроса на энергоресурсы со стороны промышленных стран. Например, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году совокупный спрос на энергоресурсы в мире вырастет более чем на 50%. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, может возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (прирост 42%); газа - на 1,7 трлн. куб. м в год (прирост 60%).  
  В то же время, замедляется рост предложения энергии в мире. Это обусловлено сильно возросшими размерами производства, существенным усложнением и удорожанием используемых технологий при освоении всё более труднодоступных энергоресурсов.  
  В результате возникшего диспаритета спроса и предложения цены на углеводороды в последние годы растут очень быстрыми темпами. Растущие и неустойчивые цены на энергоносители представляют угрозу мировой экономике в целом и каждой стране в отдельности.  
  На протяжении двух последних десятилетий ХХ века достижения научно-технического прогресса в разведке и бурении компенсировал ухудшение горно-геологических, региональных условий при быстром росте добычи нефти, что давало устойчивое снижение цен. Однако в ХХI веке рост общего и душевого спроса на моторные топлива продолжается, а прогресс в добыче нефти и политическая напряженность в главных традиционных районах ее добычи не позволяют обеспечивать его при ценах, адекватных издержкам добычи.  
  Цены на нефть стали быстро расти, создавая реальную опасность, во-первых, замедления темпов роста развитых экономик и, во-вторых, финансового кризиса зависимых от импорта нефти развивающихся экономик. Неопределенность и широкий разброс в результатах прогнозов будущих цен на нефть в свою очередь усугубляет ситуацию - ведь долгосрочный прогноз цен на нефть является важным элементом принятия многих решений об инвестировании в энергетические проекты с длительным реализационным циклом и чрезвычайно медленным оборотом капитала.  
   Кроме того, увеличиваются региональные энергетические диспропорции - множится количество стран и крупных регионов, развитие которых не обеспечено собственными энергоресурсами. Если в 1990 г. такие страны производили 87% мирового ВВП, то в начале ХХI века - уже 90%. При этом стремительный рост зависимости от импорта энергии демонстрируют наиболее быстро развивающиеся страны (Китай, Индия и др.), которые пока не могут гарантировать себе устойчивость энергетического импорта.  
В то же время производство доминирующего в современной энергетике углеводородного сырья все больше концентрируется в районах наибольшей социальной и политической неустойчивости.  
Нарастает и проблема энергетической бедности. По данным ОПЕК, в настоящее время около 2 млрд. человек на планете испытывают энергетический голод, и вопрос борьбы с энергетической бедностью становится одним из наиболее актуальных. Кроме того, экологические проблемы, терроризм, климатические изменения, наконец, проблема исчерпаемости ресурсов только увеличивают вызовы энергетической безопасности.  
  Становится очевидно, что необходимо создание такой глобальной энергетической системы, которая бы минимизировала риски нарастания этих угроз. Обеспечение глобальной энергетической безопасности требует совместных действий со стороны всего международного сообщества. Для противодействия угрозам необходимо выработать и последовательно проводить на межгосударственном уровне согласованный набор стратегических направлений энергетической политики.  
Одним из направлений этой политики может быть экономное и экологически ответственное использование энергии. Уже принятые развитыми странами меры по рационализации своего энергопотребления привели к тому, что за 30 лет (1973-2002 гг.) нетто-импорт нефти странами ОЭСР снизился на 14%, а количество нефти, необходимое для получения одного доллара ВВП, сократилось вдвое.  
Также необходим ускоренный рост предложения коммерчески эффективных энергоресурсов. В мире имеется достаточно природных топливно-энергетических ресурсов для обеспечения потребностей в них человечества на обозримый период. Основная проблема состоит не столько в их физическом дефиците, сколько в необходимости создания совместными усилиями условий реализации этого потенциала.  
  Очень важно обеспечить увеличение инвестиций в энергоснабжение. Для создания эффективной, устойчивой к потрясениям системы глобального энергообеспечения, по оценке МЭА, может потребоваться до 17 трлн. долл. мировых инвестиционных ресурсов в 2004-2030 годах. Речь идет об инвестировании в расширение углеводородной ресурсной базы; добычу углеводородов, создание новой и модернизацию существующей инфраструктуры по транспортировке и хранению углеводородных энергоносителей; внедрение перспективных технологий и более широкое использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии; развитие безопасных технологий производства ядерной энергии и др.  
  Для повышения устойчивости системы энергоснабжения, противодействия напряженности нефтеснабжения и нарастанию региональных энергетических диспропорций необходима диверсификация видов энергии. В осуществлении данной стратегии можно выделить несколько направлений:  
1. Расширение потребления природного газа. Экологические факторы и технологический прогресс уже позволили снизить стоимость строительства газопроводов и привели к появлению такого продукта, как сжиженный газ, тем самым, способствуя увеличению доли природного газа. Главный фактор дальнейшего расширения этого рынка связан как с совершенствованием технологий добычи и транспортировки природного газа, так и с развитием регионального и (или) двустороннего сотрудничества, что позволит снизить уровень неопределенности и рисков реализации капиталоемких проектов с длительным проектным циклом.  
2. Поддержка экологически чистых технологий сжигания угля, которые могут оказать решающее влияние на обеспечение чистой окружающей среды в будущем. До сих пор не выдерживали конкуренции с другими видами топлива.  
3. Ускорение развития возобновляемых источников энергии и распределенной энергетики. Огромные возможности для диверсификации представляет развитие гидроэнергетики. Помимо возможного вклада в развитие экологически чистой энергетики, гидроэнергетика представляет собой очень гибкий способ производства энергии, допускающий оперативное реагирование на изменение нагрузок и спроса. Вместе с тем, производство электроэнергии из возобновляемых источников, например, ветра и солнца, или за счет использования микро-гидроэлектростанций может иногда быть самым дешевым способом обеспечения электричеством сельского населения.  
4. Широкомасштабное развитие атомной энергетики. Для долгосрочной и экологически приемлемой диверсификации энергоснабжения особое значение имеет развитие безопасной атомной энергетики, которое способно не только укрепить национальные системы энергоснабжения, оно также существенно увеличит объем предлагаемой на мировых рынках энергии и сделает его структуру более гибкой. Опыт некоторых стран ЕС, Японии, Кореи, демонстрирует, что АЭС могут способствовать обеспечению энергобезопасности страны за счет снижения зависимости от ископаемых видов топлива.  
5. Замещение нефтяных моторных топлив на транспорте.  
6. В долгосрочной перспективе развитие таких перспективных технологий, как водородная и термоядерная энергия, способно при создании соответствующих условий заметно расширить энергообеспечение, придать ему большую устойчивость и новое экологическое качество.  
  Стремясь к достижению глобальной энергобезопасности, международное сообщество должно развивать и инфраструктуру глобального энергетического рынка. Конечной целью развития энергетических рынков должно стать формирование глобального энергетического пространства с едиными правилами.  
  Уже сейчас значительная доля поставок энергоресурсов осуществляется через международные границы, а в перспективе эта доля будет возрастать.   Можно утверждать, что глобальный рынок нефти уже существует. В настоящее время, когда речь идет о создании глобальной энергетической инфраструктуры, подразумевается поэтапное формирование межстрановых, континентальных и трансконтинентальных энергообъединений, работающих по единым технологическим стандартам и правилам управления.  
  Роль государств заключается в том, чтобы оказывать постоянное содействие развитию международной торговли энергоресурсами и инвестиционной деятельности в этом секторе за счет создания благоприятных условий (технических, экологических, политических и юридических) для международной доставки энергоресурсов от мест их производства до потребителей.  
  Обеспокоенность человечества проблемой энергетической безопасности должна привести к выработке совместных, взвешенных подходов и разработке глобальной программы. Это, безусловно, непростой процесс, требующий диалога и взаимной открытости. Однако глобальный характер возникающих в настоящее время угроз энергетической безопасности делает попытки их решения только на уровне отдельных стран неэффективными.  
  В настоящее время Россия объективно занимает ведущие позиции в мировой энергетике, обладая одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Это позволяет ей взять на себя определенные обязательства в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Россия в рамках своего председательства в G8 выступает с позиций, что энергетическая безопасность - это не только безопасность потребителя от поставщика, но и взаимосвязанность интересов, которая обеспечивает стабильное сотрудничество сторон.  
   По словам президента РФ Владимира Путина, Россия выступает за объединение усилий всего международного сообщества для решения целого ряда задач в энергетической сфере. Среди них - преодоление дисбаланса спроса и предложения; принятие всеми странами на себя общих обязательств на энергетической арене с добровольным разделением прибылей и рисков; а также необходимость строительства мировой энергетической структуры, не допускающей возникновения конфликтных ситуаций. В основу глобальной энергетической безопасности должны быть заложены принципы долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, - считает Путин.  
  На саммите G8, прошедшем в июле в Санкт-Петербурге, по словам президента РФ, страны-участники выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности. «Наша совместная стратегия строится на едином понимании того, что у человечества общее энергетическое будущее. Будущее, за которое все мы несем солидарную ответственность», - сказал он. (газета 
Ведомости”) 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение

 

В последнее  десятилетие все большее признание  получало существование взаимного влияния здоровой окружающей среды и устойчивого экономического развития. В это же время в мире происходили крупные политические, социальные и экономические изменения, по мере того, как многие страны начинали осуществление программ радикальной структурной перестройки своей экономики. Таким образом, изучение влияния на окружающую среду общеэкономических мероприятий стало проблемой, имеющей серьезное значение и требующей скорейшего решения.

       В данной работе сделана попытка рассмотреть  экологические проблемы при развитии промышленного производства и в частности энергетической отрасли, а также в других смежных областях, в том числе в области ограничения вредных выбросов, рационального пользования природными ресурсами, стоимостной оценки объектов окружающей среды и показателей состояния окружающей среды, национальных планов действий в области охраны окружающей среды и социальной политики.

Следует также  сказать, что общеэкономические  реформы иногда приводят к непредвиденному ущербу для окружающей среды. Существование отжившей политики, несовершенство рынка и организационных структур где-либо в экономике могут непредусмотренным образом взаимодействовать с более общими экономическими реформами и создавать стимулы для чрезмерного использования природных ресурсов и деградации окружающей среды. Исправление такого положения обычно не требует отказа от первоначальной экономической политики. Вместо этого требуются определенные дополнительные меры, устраняющие несовершенство рынка, организационных структур или отжившую политику. Такие меры обычно не только благоприятно сказываются на окружающей среде, но и являются решающим компонентом успеха общеэкономических реформ.

Хотя общеэкономические  мероприятия не направлены на то, чтобы  целенаправленно влиять на состояние природы и окружающей среды, но они могут повлиять на нее, как в лучшую, так и в худшую сторону. К числу таких мероприятий относятся: изменение обменных курсов или ставок процента, сокращение дефицита государственного бюджета, освобождение рынков, либерализация торговли, усиление роли частного сектора и укрепление организационной базы. Они часто сопровождаются реформами цен и другими реформами в основных секторах экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство и энергетика. Изучение связей между общеэкономическими мероприятиями и окружающей средой в настоящее время основано на эмпирическом анализе материалов  по конкретным странам (т.е. ориентировано на разбор конкретных примеров). При проведении исследований для выявления таких связей применяется набор аналитических методов и подходов. Анализ показывает трудность разработки общей методологии для выявления всех воздействий реформ общеэкономической политики на окружающую среду. Однако он также свидетельствует о том, что тщательная проработка конкретных случаев существенных воздействий на окружающую среду может помочь найти более эффективные способы справляться с ними и дает несколько практических рекомендаций для применения его результатов в работе.

Что же касается энергетики, то из изложенного в  настоящей работе следует:

на внутреннем и мировом рынках в неограниченном количестве можно приобрести оборудование для удаления 80-90% токсичных энергетических выбросов или очистки мазута от серы. Энергетики располагают кадрами и строительно-монтажной базой для ввода в строй такого оборудования и его эксплуатации;

действующие в  Белоруссии стандарты качества воздуха, ПДК многократно жестче мировых, экономически не достижимы и являются источником экологического субъективизма;

существующий  уровень выплат за выбросы и система штрафов за превышение ПДВ не имеют научно-экономического обоснования и непрерывно меняются. По сути дела это дополнительный налог с не вполне ясным получателем, а это является серьезным препятствием для инвесторов;

замыкание эколого-инвестиционной проблемы внутри отрасли, в том числе и в энергетике, не более чем дань традиционному мышлению, включая управленческое. С прагматических позиций более рационально введение экологического налога с последующим инвестированием в те отрасли и технологии, где это даст значительное улучшение качества жизни.

Охрана природы  – задача нашего века, проблема, ставшая  социальной. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся  целенаправленные и продуманные действия.  Ответственная и действенная политика по отношению к  окружающей  среде  будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды,  обоснованные знания о  взаимодействии важных экологических факторов,  если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком. 
 
 
 
 
 

 

         Список использованной литературы

 
 
    1. В.Ф. Протасов. <<Экология, здоровье и охрана окружающей

                 среды в России>>.г.Москва 2001г.

            

    1. В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова

         <<Охрана труда и промышленная экология >>.г.Москва 2006г. 

    1. www/yandex.ru <<Энергетическая безопасность:

                                        Дорога в будущее.>>  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Информация о работе Экологические проблемы энергетического обеспечения прогресса человечества