Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:58, реферат
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Для ликвидации экологического беспорядка необходимо активизировать деятельность городских и районных комитетов по охране окружающей природной среды и служб охраны природы.
1. Введение…………………………………………………………………………………..3
II. Основные проблемы………………………………………………………………….4
1. Автотранспорт как основной источник загрязнения
атмосферного воздуха………………………………………………………….4
2. Загрязнение придорожных земель…………………………………………….6
3. Загрязнение водоемов. Очистка стоков……………………………………….8
4. Транспортный шум и другие физические воздействия…………………….11
5. Защита от транспортных загрязнений……………………………………….13
III. Экономическая оценка экологического ущерба от выбросов АТ………..16
IV. Заключение…………………………………………………………………………………..18
V. Список литературы………………………………………………………………………. 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра прикладной экологии
Реферат
по экологии
«Экологические проблемы автомобильного
транспорта»
Выполнил: студент гр. АТ-05-01 _________ / Васяев В.В. /
Проверил: доцент _________ / Балакирева С.В. /
УФА, 2008
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Основные проблемы…………………………………………………………
1. Автотранспорт как основной источник загрязнения
атмосферного воздуха………………………………………………………….
2. Загрязнение придорожных земель…………………………………………….6
3. Загрязнение водоемов. Очистка стоков……………………………………….8
4. Транспортный шум и другие
физические воздействия……………………
5. Защита от транспортных загрязнений……………………………………….13
III. Экономическая оценка экологического ущерба от выбросов АТ………..16
IV. Заключение……………………………………………………
V. Список литературы……………………………………………………
I. Введение.
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Выбросы от автомобильного транспорта в России составляют около 22 млн.т в год. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ, в т.ч. канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.
Трудно представить себе сегодня человеческую цивилизацию без автомобиля. В нашей жизни он стал не только основным транспортным средством, но и частью быта. Естественное стремление человека к свободе передвижения, усложнение функций в производственной деятельности и сфере услуг, наконец, сама жизнь в больших городах, городских агломерациях - все это обуславливает рост числа легковых автомобилей индивидуального пользования и увеличение объема грузовых перевозок. Уровень автомобилизации уже давно стал одним из основных показателей экономического развития страны, качества жизни населения. При этом в понятие «автомобилизация» включают комплекс технических средств, обеспечивающих движение: автомобиль и дорогу.
Однако достижения научно-технического прогресса приносят людям не только пользу, но и вред. «За все надо платить», - говорит древняя мудрость. Плата за автомобиль - наше здоровье, наша жизнь. Это вероятность дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев. Это неизбежность вреда от загрязнения окружающей среды выбросами отработавших газов, транспортного шума, иных физических воздействий. От них приходится страдать всем людям, даже тем, кто никогда не пользуется автомобилем. И не только людям - всей природе. Создает эти вредные воздействия на среду, конечно не дорога, а автомобиль. Дорога защищает среду от автомобиля. Долг инженера-проектировщика, строителя, эксплуатационника в том, чтобы сделать эту защиту эффективнее и дешевле.
Мы не призываем жить без автомобиля. Хотелось бы только, чтобы наша плата за это достижение ХХI-го века была более адекватной его полезности.
.
II. Основные проблемы.
1.Автотранспорт как основной источник загрязнения атмосферного воздуха.
К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели.
В таблице №1 указаны выбросы от мобильных источников.
Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников.
ТИП ДВИГАТЕЛЯ |
ТОПЛИВО |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ |
ПРИМЕРЫ |
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания |
Бензин |
Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота |
Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания |
Бензин (с добавлением масла) |
Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества |
Мотоциклы вспомогательные моторы |
Дизель |
Лигроин |
Оксиды азота, твердые вещества |
Автобусы, трактора, машины, поезда |
Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.
В таблице №2 приведены значения концентрации основных примесей карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.
Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя
Режим работы двигателя |
Оксид углерода, % по объёму |
Углеводороды, мг/л |
Оксиды азота, мг/л |
Холостой ход |
4-12 |
2-6 |
— |
Принудительный холостой ход |
2-4 |
8-12 |
— |
Средние нагрузки |
0-1 |
0,8-1,5 |
2,5-4,0 |
Полные нагрузки |
2 |
0,7-0,8 |
4-8 |
Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1. Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. В таблице №3 показаны выбросы ряда вредных веществ карбюраторного и дизельного двигателей.
Выбросы (% по объёму) веществ
при работе дизельных и карбюраторных
ВЕЩЕСТВО |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Карбюраторный |
Дизельный | |
Оксид углерода |
0,5-12,0 |
0,01-0,5 |
Оксид азота |
0,005-0,8 |
0,002-0,5 |
Углеводороды |
0,2-0,3 |
0,009-0,5 |
Бенз(а)пирен |
До 20 мкг/м3 |
До 10 мкг/м3 |
Как видно из данных таблицы №3, выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.
В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей.
2. Загрязнение придорожных земель.
Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы.
Загрязнение поверхности
земли транспортными и
Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков.
Исследований загрязнений
Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. Он относится к распространенным элементам: его среднемировой кларк (фоновое содержание) в почве считается 10 мг/кг. Примерно такого же уровня достигает содержание свинца в растениях (на сухую массу). Общесанитарный показатель ПДК свинца в почве с учетом фона - 32 мг/кг.
По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище.
В США были опубликованы данные исследований, свидетельствующие, что в каждом погонном метре защитной полосы шириной 100 м дороги с интенсивностью движения 90 тыс. авт./сут за 10 лет эксплуатации аккумулировалось 3 кг свинца. Это послужило действенным аргументом в пользу ограничения применения свинцовых добавок. По данным, полученным в Голландии, при общем фоновом содержании свинца в траве 5 мг/кг сухого веса, на обочинах его оказалось в 40 раз, а на разделительной полосе - в 100 раз больше. Эти данные дали основание запретить использование дня фуража травы в полосе 150 м от автомагистралей.
Согласно выполненных латвийскими учеными замеров концентрация металлов в почве на глубине 5-10 см вдвое меньше, чем в поверхностном слое до 5 см. Наибольшее количество отложений обнаружено на расстоянии 7-15 м от края проезжей части. Установлено, что через 25 м концентрация снижается примерно вдвое и через 100 м приближается к фоновой. Учитывая, однако, что до половины свинцовых частиц не выпадает сразу на землю, разносится с аэрозолями, выбросы свинца, хоть и в меньшей концентрации, могут откладываться на больших расстояниях от дороги.
Выше было отмечено, что контроль за отложениями выбросов других металлов, вследствие их не токсичности (железо, медь) или малого содержания нормативными документами, не установлен. При необходимости, имея данные об эмиссии, можно без большой ошибки использовать изложенную методику и для других тяжелых металлов. Реальное распределение загрязнений в основном подтверждает возможность применения упрощенных способов расчета, основанных на статистической обработке натурных замеров. Но из-за неучета многих влияющих факторов объективная точность таких расчетов невелика и для случаев, когда назначение защитной полосы или строительство специальных защитных сооружений связано со значительными затратами; следовало бы применять более надежные методы.
По данным ряда наблюдений из общего количества выбросов твердых частиц, включая металлы, примерно 25 % остается до смыва на проезжей части, 75 % распределяется на поверхности прилегающей территории, включая обочины. В зависимости от конструктивного профиля и площади покрытия в сточные дождевые или смывные воды попадает от 25 % до 50 % твердых частиц.
Информация о работе Экологические проблемы автомобильного транспорта