Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:17, контрольная работа
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с
окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное
общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось,
расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и
сейчас грозит стать глобальной
опасностью для человечества.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
2.1 Основные загрязняющие вещества
2.2 Аэрозольное загрязнение
2.3 Фотохимический туман (смог)
2.4 Контроль за выбросами загрязнений
в атмосферу (ПДК)
3. ЗАГРЯЗНЕИЕ АТМОСФЕРЫ ОТ ПОДВИЖНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
3.1 Автотранспорт
2. Самолеты
3. Ракетоносители
4. Шумы
4. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ
НА ЧЕЛОВЕКА, РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
4.1 Оксид углерода
4.2 Диоксид серы и серный ангидрид
4.3 Оксиды азота и некоторые другие вещества
4.4 Влияние радиоактивных веществ на расти-
тельный и животный мир
5. Литература
3.3 Ракетоносители
Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными
установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при
взлете и посадке, при наземных испытаниях в процессе их производства и
после ремонта, при хранении и транспортировке топлива, а так же при
заправке топливом летательных аппаратов. Работа жидкостного ракетного
двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и неполного сгорания
топлива, состоящих из O, NOx, OH и др.
При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются H2O,
CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1
мкм (иногда до 10 мкм).
В двигателях космического корабля «Шатл» сжигается как жидкое так и
твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удаления корабля от
Земли проникают в различные слои атмосферы (табл. 2.2), но большей частью в
тропосферу.
|Атмосферный |Высота,|Продукты сгорания, кг |
|слой
|км |
| |HCl |Cl |NO |CO |CO2 |H2O (пар) |Al2O3 | |Приземный слой |0 – 0,5
|24666 |2741 |1697 |131 |55075 |46674 |39284 | |Тропосфера |0,5 – 13 |78517
|9657 |4618 |839 |172570 |152677 |26385 | |Стратосфера |13 – 50 |59732
|11727 |239 |2189 |147684 |146393 |110304 | |Нижняя мезосфера |50 – 67 |0
|0 |0 |0 |0 |15542 |0 | |Мезосфера - термосфера |67 |0 |0 |0 |0 |0 |119045
|0 | |
В условиях запуска у пусковой системы образуется облако продуктов
сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли. Объем
продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы
установки на стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко
температурное облако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под
действием ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может рассеятся, но может
стать и причиной кислотных дождей.
При старте и возвращении на Землю Ракетные двигатели неблагоприятно
воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и на космическое
пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового
слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов
сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР и
позднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По
прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту
будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этом выброс
продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.
Согласно ГОСТ 17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферу классифицируют:
1) по агрегатному состоянию вредных веществ в выбросах, это –
газообразные и парообразные (SO2, CO, NOx углеводороды и др.);
жидкие (кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и
жидких металлов); твердые (свинец иего соединения, органическая и
неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и др.);
2) по массовому выбросу, выделяя шесть групп, т/сут:
1) менее 0,01 вкл.;
2) свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
3) свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
4) свыше 1,0 до 10 вкл.;
5) свыше 10 до 100 вкл.;
6) свыше 100.
В связи
с развитием авиации и
использованием авиационных и ракетных двигателей в других отраслях
народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредных примесей в
атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более 5%
токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всех
типов.
Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмомсферы.
Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его
интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы
со сплощными спектарми менее раздражительны, чем шумы узкого интервала
частот. Наибельшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000
Гц.
Работа в условиях повышенного шума на первых порях вызывает быструю
утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает,
начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и
глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких
тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность
превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног,
появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при
уровне шума свыше 160 дБ модет произойти разрыв барабанных перепонок.
Однако шум губительно
действует не только на
центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих
других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются
вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.
При тех высоких
требованиях к точности и
современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного
аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на
работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы,
создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные
явления у работников наземных служб аэропортоа, а также у жителей
населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное
воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума,
создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия,
общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность
шума и площадь
метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры
воздуха по высоте, облака и осадки.
Особенно острый
характер проблема шума
сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы,звуковой удар и вибрация жилищ
вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы,
интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.
4. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ЧЕЛОВЕКА,
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей
степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества
попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы
дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц
примеси радиусом 0,01-0.1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.
Проникающие в
организм частицы вызывают
они: а токсичны (ядовиты) по своей химической или физической природе; б)
служат помехой для одного или нескольких механизмов, с помощью которых
нормально очищается респираторный (дыхательный) тракт; в) служат носителем
поглощенного организмом ядовитого вещества.
В некоторых случаях
воздействие одни из
комбинации с другими
приводят к более серьезным
воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль играет
продолжительность воздействия.
Статистический анализ позволил достаточно надежно установить зависимость
между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение
верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма,
пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение
концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает
смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых
заболеваний. В декабре 1930 г. в долине реки Маас (Бельгия) отмечалось
сильное загрязнение воздуха в течение 3 дней; в результате сотни людей
заболели, а 60 человек скончались - это более чем в 10 раз выше средней
смертности. В январе 1931 г. в районе Манчестера (Великобритания) в течение
9 дней наблюдалось сильное
задымление воздуха, которое
смерти 592 человек. Широкую известность получили случаи сильного
загрязнения атмосферы Лондона, сопровождавшиеся многочисленными
смертельными исходами. В 1873 г. в Лондоне было отмечено 268 непредвиденных
смертей. Сильное задымление в сочетании с туманом в период с 5 по 8 декабря
1852 г. привело к гибели более 4000 жителей Большого Лондона. В январе 1956
г. около 1000 лондонцев погибли в результате продолжительного задымления.
Большая часть тех, кто умер неожиданно, страдали от бронхита, эмфиземы
легких или сердечно-
Концентрация СО, превышающая предельно допустимую, приводит к
физиологическим изменениям в организме человека, а концентрация более 750
млн к смерти. Объясняется это тем, что СО - исключительно агрессивный
газ,, легко соединяющийся с гемоглобином ( красными кровяными тельцами).
При соединении образуется карбоксигемоглобин, повышение (сверх нормы,
равной 0.4%) содержание которого в крови сопровождается:
а) ухудшением остроты
зрения и способности
интервалов времени,
б) нарушением некоторых
психомоторных функций
содержании 2-5%),
в) изменениями деятельности сердца и легких ( при содержании более 5%),
г) головными болями, сонливостью, спазмами, нарушениями дыхания и
смертностью ( при содержании 10-80%).
Степень воздействия оксида углерода на организм зависят не только от его
концентрации, но и от времени пребывания (экспозиции) человека в
загазованном СО воздухе. Так, при концентрации СО равной 10-50 млн (нередко
наблюдаемой в атмосфере площадей и улиц больших городов), при экспозиции 50-
60 мин отмечаютcя нарушения, приведенные в п. "а", 8-12 ч - 6 недель -
наблюдаются изменения, указанные в п.. "в". Нарушение дыхания, спазмы.
Потеря сознания наблюдаются при концентрации СО, равной 200 млн, и
экспозиции 1-2 ч при тяжелой работе и 3-6 ч - в покое. К счастью,
образование карбоксигемоглобина в крови - процесс обратимый: после
прекращения вдыхания СО начинается его постепенный вывод из крови; у
здорового человека содержание СО в крови каждые 3-4 ч и уменьшается в два
раза. Оксид углерода - очень стабильное вещество, время его жизни в
атмосфере составляет 2-4 мес. При ежегодном поступлении 350 млн. т
концентрация СО в атмосфере должна была бы увеличиваться примерно на 0,03
млн-1/год. Однако этого, к счастью, не наблюдается, чем мы обязаны в
основном почвенным грибам, очень активно разлагающим СО (некоторую роль
играет также переход СО в СО2).
4.2 Диоксид серы и серный ангидрид
Диоксид серы (SO2) и серный ангидрид (SO3) в комбинации со взвешенными
частицами и влагой оказывают наиболее вредной воздействие на человека,
живые организмы и материальные ценности SO2 - бесцветный и негорючий газ,
запах которого начинает ощущаться при его концентрации в воздухе 0,3-1,0
млн, а при концентрации свыше 3 млн SO2 имеет острый раздражающий запах.
Диоксид серы в смеси с твердыми частицами и серной кислотой (раздражитель
более сильный, чем SO2) уже при среднегодовом содержании 9,04-0,09 млн. и
концентрации дыма 150-200 мкг/м3 приводит к увеличению симптомов
затрудненного дыхания и болезней лугких, а при среднесуточном содержании
SO2 0,2-0,5 млн и концентрации дыма 500-750 мкг/м3 наблюдается резкое
увеличение числа больных и смертельных исходов. При концентрации SO2 0,3-
0,5 млн в течение нескольких дней наступает хроническое поражение листьев
растений (особенно шпината, салата, хлопка и люцерны), а также иголок
сосны.
4.3 Оксиды азота и некоторые другие вещества
Оксиды азота (прежде всего, ядовиты диоксид азота NO2), соединяющиеся
при участии ультрафиолетовой солнечной радиации с углеводородами (среди
наибольшей реакционной способностью обладают олеофины), образуют
пероксилацетилнитрат (ПАН) и другие фотохимические окислители, в том числе
пероксибензоилнитрат (ПБН), озон (О3), перекись водорода (Н 2О2), диоксид
азота. Эти окислители- основные составляющие фотохимического смога,
повторяемость которого велика в сильно загрязненных городах, расположенных
в низких широтах северного и южного полушария (Лос-Анджелес, в котором
около 200 дней в году отмечается смог, Чикаго, Нью-Йорк и другие города
США; ряд городов Японии, Турции, Франции, Испании , Италии, Африки и Южной