Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной
опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
2.1 Основные загрязняющие вещества
2.2 Аэрозольное загрязнение
2.3 Фотохимический туман (смог)
2.4 Контроль за выбросами загрязнений в атмосферу (ПДК)
3. ЗАГРЯЗНЕИЕ АТМОСФЕРЫ ОТ ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
3.1 Автотранспорт
Самолеты
Ракетоносители
Шумы
4. ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ЧЕЛОВЕКА, РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
4.1 Оксид углерода
4.2 Диоксид серы и серный ангидрид
4.3 Оксиды азота и некоторые другие вещества
4.4 Влияние радиоактивных веществ на растительный и животный мир
5. Литература
ногенной пыли приведены
ниже:
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
11. Сжигание
каменного угля
12. Выплавка
чугуна
13. Выплавка
меди (без очистки)
14. Выплавка
цинка
15. Выплавка
олова (без очистки)
16. Выплавка
свинца
17. Производство
цемента
Основными
источниками искусственных
кремния, кальция и углерода, реже - оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предриятиях. Постоянными источниками аэрозольного загрязнения являются про-
мышленные отвалы
- искусственные насыпи из переотложенного
материала, преимущественно вскрышных
пород, образуемых придобыче
полезных ископаемых или же из отходов
предприятий перерабатывающей промышленности,
ТЭС. Источником пыли и ядовитых газов
служат массовые взрывные работы. Так,
в результате одного среднего по
массе взрыва ( 1250-3000 тонн взрывчатых
веществ) в атмосферу выбрасывается
около 12 тыс.куб.м. условного
оксида углерода и более 1150 т. пыли.
Производство цемента и других
строительных материалов также является
источником загрязнения атмосферы
пылью. Основные технологические
процессы этих производств -
измельчение и химическая обработка
шихт, полуфабрикатов и получаемых
продуктов в потоках горячих
газов всегда сопровождается выбросами
пыли и других вредных веществ
в атмосферу. К атмосферным
загрязнителям относятся
зультате этих реакций образуются перекисные соединения, свободные радикалы, соединения углеводородов с оксидами азота и серы часто в виде аэрозольных частиц. При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха.
Обычно это
происходит в тех случаях,
Фотохимический
туман представляет собой
многокомпонентную смесь
2.4 Проблема контролирования выброса в атмосферу
загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК)
Приоритет
в области разработки
предельно допустимых концентраций
в воздухе принадлежит СССР.
ПДК - такие концентрации, которые
на человека и его потомство
прямого или косвенного
воздействия, не ухудшают их
работоспособности,
Обобщение всей
информации по ПДК , получаемой
всеми ведомствами,
веществ с
помощью несложных расчетов
приводят к величине концентраций
сернистого ангидрида, а затем
суммируют. Максимальные
ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
В последние
десятилетия в связи с быстрым
развитием автотранспорта и авиации
существенно увеличилась доля выбросов,
поступающих в атмосферу
от подвижных источников:
грузовых и легковых автомобилей,
тракторов, тепловозов и
самолетов. Согласно оценкам, в городах
на долю автотранспорта приходится
(в зависимости т развития в
данном городе промышленности и
числа автомобилей) от 30 до 70 % общей
массы выбросов. В США в целом
по стране по крайней мере 40 % общей
массы пяти основных загрязняющих веществ
составляют выбросы подвижных источников.
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (в США на их долю приходится около 75 %), затем самолеты (примерно 5 % ), автомобили с дизельными двигателями (около 4 %), тракторы и другие сельскохозяйственные машины (около 4 % ), железнодорожный и водный транспорт (примерно 2 %). К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные источники (общее число таких веществ превышает 40), относятся оксид углерода (в США его доля в общей массе составляет около 70 %), углеводороды (примерно 19 % ) и оксиды азота (около 9 % ). Оксид углерода (CO) и оксиды азота (N0x) поступают в атмосферу только с выхлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды (HnСm ) поступают как вместе с выхлопными газами (что составляет примерно 60 % от общей массы выбрасываемых углеводородов), так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора (примерно 10 %); твердые примеси поступают в основном с выхлопными газами (90 %) и из картера (10 %).
Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля, собенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из диапазона аиболее экономичных). Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.
Создаваемые
в городах системы движения в
режиме "зеленой волны", существенно
сокращающие число остановок
транспорта на перекрестках, призваны
сократить загрязнение
Несмотря
на то что дизельные двигатели
более экономичны, таких веществ,
как СО, HnCm, NОx, выбрасывают не более,
чем бензиновые, они существенно больше
выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего
углерода), который к тому же обладает
неприятным запахом создаваемым некоторыми
несгоревшими углеводородами). В сочетании
же с создаваемым шумом дизельные двигатели
не только сильнее загрязняют среду,
но и воздействуют на здоровье человека
гораздо в большей степени, чем бензиновые
Хотя суммарный
выброс загрязняющих веществ
двигателями самолетов
В
аэропорту Лос-Анджелеса в
1970 г эмиссия от самолетов и наземных средств
составила:
Вещество
Эмиссия,
Самолеты
наземные
средства
8980
1235
750
80
Согласно полученным оценкам, в среднем около 42 % общего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин). При этом доля несгоревшего и выброшенного в атмосферу топлива при рулении намного больше, чем в полете. Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива, обогащение смеси в зоне горения, использование присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного уменьшения выбросов можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле и числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).
В последние
10 - 15 лет большое внимание уделяется
исследованию тех эффектов, которые
могут возникнуть в связи с
полетами сверхзвуковых самолетов
и космических кораблей. Эти
полеты сопровождаются загрязнением
стратосферы оксидами азота и
серной кислотой (сверхзвуковые самолеты),
а также частицами оксида алюминия
(транспортные космические корабли).
Поскольку эти загрязняющие вещества
разрушают озон, то первоначально
создалось мнение (подкрепленное
соответствующими модельными расчетами),
что планируемый рост числа полетов
сверхзвуковых самолетов и