Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:04, реферат
До начала первых космических полетов все околоземное космическое пространство (ОКП), а тем более „далекий” космос, Вселенная, считались чем-то неведомым. И лишь позже стали признавать, что между Землей - мельчайшей частицей Вселенной и самой Вселенной существуют неразрывная взаимосвязь и единство. Земляне стали считать себя участниками всех процессов, происходящих в космическом пространстве.
Следует заметить, что уже при зарождении основ теоретической космонавтики экологические аспекты играли важную роль, и, прежде всего в работах К.Э. Циолковского.
1Экологические проблемы космической деятельности: воздействие ракетно-космической техники на окружающую природную среду 2
2«КОСМИЧЕСКИЙ «ЧЕЛНОК» 10
3. Координатно-временное обеспечение 18
Вся поверхность «Бурана» покрыта теплозащитными плитками, изготовленными из материала на основе кварцевого волокна. Нижняя часть корабля покрыта высокотемпературными плитками черного цвета, а наиболее нагруженные передние кромки крыла, киля и носок фюзеляжа - плитками из композиционного материала на основе углерода. Белый цвет плиток соответствует зонам с меньшим нагревом.
С созданием ракетно-космического комплекса «Буран» - «Энергия»открываются новые возможности применения космической техники. Не следует рассматривать его как транспортную систему, аналогичную одноразовым ракетам - при таком подходе «Буран», конечно, окажется в проигрыше. Но он же является уникальной космической платформой для проведения всевозможных экспериментов и операций с крупногабаритной неотделяемой научной аппаратурой. С его помощью возможно осуществление экспериментов с развертыванием в космосе тросовых систем (в том числе зондирование привязным спутником верхних слоев атмосферы), сборка из модулей и ферм крупногабаритных конструкций и проведение ремонтно-восстановительных операций на орбите с возможной доставкой космических аппаратов на Землю. Используемый во взаимодействии с грузовым вариантом транспортной системы «Энергия» и одноразовыми ракетами-носителями, многоразовый орбитальный корабль «Буран» позволит эффективно решать многие задачи современной космонавтики.
А. НАБИУЛИН, инженер
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «БУРАН» - «ЭНЕРГИЯ»
(ПО ДАННЫМ, ОПУБЛИКОВАННЫМ НА 38-М
МЕЖДУНАРОДНОМ АВИАСАЛОНЕ ЛЕ-
Стартовая масса - до 2400 т
РН «ЭНЕРГИЯ»:
Суммарная тяга ЖРД 1-й и 2-й ступеней на старте - 3550 тс
Начальная перегрузка - 1,48
Тяга ЖРД РД-170:
на Земле - 740 тс
в пустоте - 806 тс
Тяга ЖРД 1-й ступени:
на Земле - 148 тс
в пустоте - 200 тс
Масса конструкции - около 300 т
ОК «БУРАН»:
Стартовая масса - 105 т
Посадочная масса - до 82 т
Масса конструкции - 62 т
Масса полезного груза:
на орбите Н-250 км - до 30 т
на орбите Н-450 км - до 27 т
Масса груза, возвращаемого на Землю - до 13 т
Масса топлива ОДУ:
штатная - 8 т
максимальная - 14 т
Максимальная высота орбиты (при максимальной заправке ОДУ) - 800-1000 км
Тяга ЖРД орбитального маневрирования - 2X83 тс
Количество и тяга ЖРД РСУ - 38Х387 кгс, 8Х20 кгс
Площадь несущей поверхности ОК - 260 м2
Объем кабины экипажа - 73 м3
Посадочная скорость - 340 км/ч
3. Координатно-временное обеспечение
Можно однозначно утверждать, что наиболее весомый вклад со стороны космической деятельности в глобальную информатизацию вносит спутниковая навигация.
Сегодня основным средством координатно-
Директивой Президента США в 2004г. определены особенности разработки, приобретения, использования, эксплуатации и модернизации GPS и расширяющих навигационных систем, разрабатываемых в США. В качества основных целей систем КВО, в том числе, установлено:
обеспечение непрерывного доступа к национальным средствам в рамках задач национальной и внутренней безопасности без зависимости от иностранных средств;
бесплатный доступ гражданских пользователей к навигационным сигналам GPS и дополняющих средств;
совершенствование способов воспрещения
враждебного использования
поощрение разработки иностранных средств КВО и их сопряжения системами США
В России продолжается создание системы ГЛОНАСС, которая в мировой практике наиболее продвинута после GPS.
С 2003г. создается европейская
В Китае ведется разработка спутниковой
системы «Бейдоу» («Компас») на базе
геостационарных и
Основными потребителями спутниковой
навигации, в том числе и с
включением расширяющих навигационных
систем, кроме военных, являются: морской,
воздушный и наземный транспорт,
поиско - спасательные и инвентаризационные
операции. Спутниковая навигация
лежит в основе глобальных, региональных,
локальных сетей
Судьба ГЛОНАСС, с позиции системного подхода, весьма примечательна для космической деятельности в России.
Навигационные спутниковые системы начали создаваться в США и Советском Союзе в период жесткого противостояния в 1960-е гг. прошлого столетия. Необходимо было поддержать паритет ядерного оружия и систем, обеспечивающих его применение. В 70-е гг. в этих же целях развернулись работы по программам глобальных спутниковых радионавигационных систем второго поколения «Новстар» (GPS) и «Ураган» (ГЛОНАСС).
Не смотря на технологическое отставание от США в области радиоэлектроники и наступившую «перестройку», стратегически важная для страны ГЛОНАСС начала функционировать в 1995г. в полном составе.
Это был мировой успех
Однако, социальная обстановка в стране и, как следствие, прекращение финансирования ГЛОНАСС привели вскоре к деградации системы.
Полученный опыт и приобретенные технологии спутниковой навигации позволили возобновить работы по ГЛОНАСС в соответствии с Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система на 2002-2011гг.».
С надеждой финансовой поддержки со стороны ЕКА было прорекламировано, что первоочередной задачей ГЛОНАСС является обслуживание гражданских потребителей. Предполагалось создание на базе ГЛОНАСС совместной с Европой спутниковой системы. Однако, совместный проект лопнул, и ЕКА приступило к самостоятельному созданию ГСНС «Galileo».
В России же в результате была принижена роль и снята ответственность за создание и эксплуатацию ГЛОНАСС с Минобороны, которое представляет одно из наиболее организованных звеньев Государственного аппарата. В США до настоящего времени управление GPS продолжает осуществлять Минобороны.
Новый импульс работам по ГЛОНАСС был дан в 2005-2006гг многочисленными решениями, направленными на возрождение в 2010г орбитальной группировки в составе 24 КА. Позже появилась идея довести ее в2011г. до 30КА.
Задача задействования ГЛОНАСС для гражданских и военных потребителей в глобальном масштабе была объявлена приоритетной в отечественной космической деятельности, и пес с ошейником ГЛОНАСС стал обычным экспонатом на выставочных стендах Роскосмоса.
Постановлениями Правительства РФ. была утверждена новая редакция ФЦП «ГЛОНАСС». Государственная поддержка ГЛОНАСС в 2009г составляет 31,5 млрд руб. Эта сумма выглядит весьма солидной на фоне космического бюджета России, и свидетельствует, что планируемые инвестиции в ГЛОНАСС сопоставимы с ассигнованиями на космический сегмент GPS.
Вместе с тем, с позиций системного подхода возникает вопрос целесообразности в современных условиях после пятнадцатилетнего перерыва воспроизведения орбитальной группировки ГЛОНАСС с прежними задачами навигации и приемлемости значительных финансовых вливаний на эти цели.
Спутниковой навигации в военной
сфере нет альтернатив. Вместе с
тем, после прекращения «холодной»
войны снизилась актуальность решения
некоторых военно-
Что касается гражданской сферы
применения, то ожидаемый согласно
ФЦП «ГЛОНАСС-11»
Сегодня мировой рынок навигационных услуг, фактически, монополизирован США. В отличие от ГЛОНАСС система GPS функционирует уже десятилетия и стала монопольной системой предоставления бесплатных услуг широкому кругу пользователей во всем мире. GPS-технологии выступают стандартом для аппаратуры спутниковой навигации широкого применения (АСН), формируют индустрию, а также круг пользователей. Отечественная промышленность сегодня не готова конкурировать с зарубежными изготовителями навигаторов
Совместная эксплуатация GPS и ГЛОНАСС может иметь только политическое значение и найти применение на Российском рынке. При этом, Российский рынок спутниковой навигации весьма ограничен, а его расширение сдерживается социально-экономической обстановкой. Примерам могут служить попытки внедрения технологий ГЛОНАСС в Красноярском крае и в Саратовской области. Интересен пример с Одинцовским районом Московской обл., где за счет программы ГЛОНАСС создается «Космический спортивный дворец». Некоторый эффект можно ожидать, лишь, за счет лоббирования со стороны Государства.
В докладе Счетной Палаты в 2008г под сомнение была поставлена разрекламированная коммерческая часть отечественной спутниковой навигации. Отмечалось, что ГЛОНАСС с большой степени вероятности не составит конкуренцию американской GPS
Чтобы ГЛОНАСС не стала очередной
«черной» дырой в экономике России,
инвестиции в нее должны соответствовать
современным реалиям. Для отнесения
технологий координатно-временного обеспечения
к числу инновационных