Экологическая тропа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:30, реферат

Описание работы

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

Работа содержит 1 файл

Создание экологической тропы в детском саду.docx

— 19.10 Кб (Скачать)

Создание  экологической тропы в детском  саду.

 

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической  тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы  разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

Создание  тропы  мы начинали  с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов.  На большом  ватмане  изобразили подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отметили  те места, которые содержат интересные природные объекты.

Согласно  существующим рекомендациям, тропа  должна прокладываться так, чтобы она  пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например: берег  реки, холм, выраженный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое  разнообразие  мы создаем   искусственно.

Чем больше разнообразие растений на тропе, тем  больше и разнообразие животных, так  как животные связаны с определенными  растениями, условиями питания и  проживания.

При возможности  необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

 На тропе   у нас  деревья разного возраста, в том числе усыхающая береза. Это позволит увидеть детям  многообразие насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются  на них. На тропе   есть  небольшие возвышения, что разнообразит  условия произрастания растений, позволит организовать более  интересные наблюдения за снежным  покровом, дождевыми осадками. Отдельные  большие камни тоже украсят  тропу и в тоже время послужат  убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток.

  Выделили  участок  для посадки лекарственных  растений.

Вдоль  тропы  разместить и различные природоохранные  знаки, обозначить лекарственные, пищевые  растения и растения, занесенные в  Красную книгу. Дети участвовали  в разработке знаков, во время проекта  «Экологические знаки»

Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых  птицы свили гнезда или заселили скворечники. «Птичий столб»  привлекает птиц круглый год,  в зимнее время  птицы подкармливаются на его  кормушках, прячутся от непогоды, летом  посещают водопой, который сделан у  его основания.    

 Круглый  год, в разные времена года  воспитатели детского сада совместно  с педагогами дополнительного  образования проводят различные  мероприятия. Что позволяет   приобщать детей с самого раннего  детства к природе и ее охране. Формировать навыки поведения  в природе, воспитывать бережное  отношение. 

 

 

Эко тропа

 

 

  Первые экологические тропы  были созданы для посетителей  национальных парков в зарубежных  странах. В последние годы многие  дошкольные учреждения создают  свои экологические тропы. Учитывая  небольшую протяженность маршрутов,  специфику включаемых точек (природные  и искусственные объекты), возраст  детей, формы работы с ними, мы предложили использовать в  дошкольном образовании термин  «экологическая тропинка». Настоящие  экологические тропы, используемые  для обучения взрослого населения  и школьников, как правило, прокладываются  в естественных ландшафтах, характеризуются  значительной продолжительностью  и несут большую содержательную  нагрузку. В дошкольных учреждениях  экологические тропинки выполняют  познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно  выделить три основных типа  экологических тропинок: а) на  территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных  к ним условиях (пригородный лес,  парк, сквер и т.п.); в) в здании  детского сада.

   Основные критерии выбора  маршрута и объектов экологической  тропы — включение в нее  как можно большего количества  разнообразных и привлекающих  внимание ребенка объектов, их  доступность для дошкольников.

   В качестве объектов (видовых  точек) экологической тропинки  выбираются различные виды как  дикорастущих, так и культурных  растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых  деревьях, старые пни, муравейники,  гнезда птиц на деревьях, микроландшафты  разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво  цветущие растения, места регулярного  скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные  камни, альпийская горка, фонтаны,  родники и т.п. Взаимодействие  человека с природой (как положительное,  так и отрицательное) может  быть показано на примере вытоптанных  участков, кормушек для птиц, замусоренных  водоемов за пределами территории  детского сада.

 

Этапы создания и оформления тропинки:

 Последовательность действий  по созданию тропинки может  быть следующей:

• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

 

   Для повышения интереса  детей к занятиям на тропе  (особенно младшего возраста) педагог  совместно с ними выбирает  «хозяина (или хозяйку) тропинки»  — сказочного героя (Боровичка,  Лесовичка, Флору и т.п.). Можно  предварительно устроить конкурс  среди детей и родителей: кто  предложит на роль «хозяина  тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить  занятия на тропинке, его можно  изобразить на всех табличках,  в частности, на начальной точке  (где он «встречает» ребят)  и на последней (где он «прощается»  с ними). Периодически этот персонаж  «оживает», посылает детям письма-задания,  участвует в театрализованных  праздниках. Можно вырезать цветную  фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам  фигурки довольно широкие и  длинные полосы, а спереди приделать  большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок  закрепляется на дереве. (Концы  полос прикладываются к стволу  и соединяются, например, с помощью  скрепки или липкой бумаги.)

В карман сказочного человечка заранее  кладутся задания для детей —  просьбы Боровичка. За оказанную  ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

   План тропы, выполненный  на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению  тропинки привлекаются дети. Выслушайте  их предложения, постарайтесь  учесть хотя бы некоторые из  них. При таком подходе они  будут относиться к ней с  большим интересом. Возле каждого  объекта тропинки выставляется  табличка с названием. Информация  на табличках должна быть краткой  и выразительной. Не нужно длинных  названий, текстов. Используйте символы,  рисунки. На тропинке можно  разместить и различные природоохранные  знаки, которые воспитатель составляет  вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

 

Паспорт экологической тропинки

 

    Для организации работы  на экологической тропинке нами  разработан специальный «Паспорт  экологической тропинки». Паспорт  содержит картосхемы тропинки  с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема —  для педагогов, вторая — простая  — для детей. Здесь же дается  описание точек тропы по заданным  схемам. На отдельных листах прикрепляются  фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий  в разное время года) и приводится  необходимая для воспитателя  информация. Так, при описании  дерева даются его биологические,  экологические характеристики, особенности  распространения, происхождение  названия, народные названия, отражение  его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими  растениями и животными, роль  в жизни людей (оздоровительная,  эстетическая и т.д.) и рекомендации  по использованию объекта в  работе по экологическому воспитанию  дошкольников и просвещению родителей  (как показывает опыт, родителей  всегда интересует информация  об использовании растений, которая  может служить отправной точкой  для природоохранных бесед; именно  поэтому такая информация включается  в описание видовых точек).

 

 

 

 

http://www.maaam.ru/catalog/1016

 

http://www.maaam.ru/blogs/good-2.html


Информация о работе Экологическая тропа