Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманистический аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Понятие "природа" - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "природа" ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека и
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Содержание

Введение 3
Исторические формы отношения человека к природе 5
Жизнь как ценность 7
Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманистический аспекты 9
Заключение 11
Список использованной литературы: 14

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

Заключение

 

Хотя понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса  сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем  оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже софисты стали придавать большое значение различению того, что существует только "по природе", и того, что существует "по положению", то есть по условным (принятым) мнениям, обычаям и другим человеческим установлениям. К этой области условного они относили все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная с Сократа, в философии зарождается линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естественным разумом человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были синонимами. Это противопоставление "жизни по природе" (как нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне романтических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях уже XX века.

Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального  экологического кризиса и наивность  любых крайних подходов к решению  будущего человеческой культуры, стали  вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа".

В ясной форме  она сформулирована уже в философии  Платона с его четким противопоставлением "мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был  воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных  философских системах - в учениях  Декарта и Канта. У Декарта  указанный дуализм существовал в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в расхождение двух культур - естественно-научной и гуманитарной - и самым серьезным образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.

В настоящее время, однако, все более осознается, что  именно современное развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия для преодоления этого раскола и выработки единого языка для диалога двух культур.

 

Список использованной литературы:

 

1. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 2003.

2. Вернадский В.И. Философские  мысли натуралиста – М., 2001.

3. Диалектика в науках  о природе и человеке. Человек,  общество  
и природа в век НТР. - М., 2000.

4. Карпинская Р.С. Биология  и мировоззрение. – М., 2000.

5. Карпинская Р.С. Философия  природы: коэволюционная стратегия. –М:Интерпракс, 2002.

6. Концепции современного  естествознания. – М.: Культура и  спорт, ЮНИТИ, 2003.

7. Моисеев Н.Н., Александров  В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 2004.

8. Рьюз М. Философия биологии. – М., 2001.

9. Экологическая проблема  и пути ее решения. Философские  вопросы гармонизации общества  и природы. – М., 2005.

10. Энгельс Ф. Диалектика  природы.// Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. 20е изд.

 

 


Информация о работе Экологическая проблема: научный, социальный и этико-гуманистический аспекты