Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:16, реферат
Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.
Российский
химико-технологический
Институт химии и проблем устойчивого развития
Кафедра социологии
Доклад по социальной экологии
На
тему: «Экологическая
политика»
Выполнила: студентка группы ПР-23
Агибалова Людмила
Преподаватель:
Рыбакова М.В.
Москва 2011
Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.
Виды экологической политики:
К основным направлениям современной экологической политики Российской Федерации в настоящее время можно отнести, в частности; формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду; совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности; создание единой системы государственного экологического мониторинга; стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы; развитие предпринимательства в сфере экологии; расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии; укрепление международного сотрудничества в области защиты природы; создание системы непрерывного экологического образования и т.д.
Наиболее существенное влияние на практическую реализацию концептуальных основ экологической политики оказывают такие факторы, как: реальная степень обострения экологических проблем на территории конкретного государства; характер социально-экологических проблем, порождаемых ухудшением экологической ситуации; научная неопределенность в решении ряда принципиально важных вопросов функционирования экосистем; ресурсные, в том числе и финансовые ограничения; реальный уровень развития ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в том числе технологий утилизации и уничтожения отходов; экономическая эффективность производства и конкурентноспособность экологически чистой продукции; социальные реакции населения; международные обязательства.
Значительная
конструктивная роль в координации
усилий отдельных государств в области
разрешения экологических проблем принадлежит
ООН. В частности, именно Конференцией
ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся
в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Конференция
Рио-92), намечены направления международного
сотрудничества в охране окружающей среды,
рациональном природопользовании, обеспечении
устойчивого развития на некоторых вопросах
формирования к реализации государственной
экологической политики стоит остановиться
подробнее. Прежде всего, целесообразно
рассмотреть некоторые проблемы, связанные
с ее концептуальными основами. Опыт почти
десятилетия, прошедшего с момента принятия
основных положений концепции устойчивого
развития на Конференции Рио-92, с очевидностью
показал, что определенная эйфория, вызванная
у части специалистов и представителей
СМИ решениями Конференции, была несколько
не обоснована. За последние годы явно
обозначилось "расползание" самою
понятия "устойчивое развитие" на
преимущественно социальную (академик
В.А.Коптюг и др.) и преимущественно экологическую
компоненты (В.И.Данилов-Данильян и др.),
что явно свидетельствует об эклектичности
самой концепции (по крайней мере в виде,
сформулированном на Конференции Рио-92).
Эволюция взглядов специалистов на экологическую
компоненту концепции весьма симптоматично.
Так, в одной из публикаций последнего
времени Председатель Госкомэкологии
России В.И.Данилов-Данильян пишет: "Устойчивое
развитие"...естественно определять
как такое, при котором не превышаются
пределы хозяйственной емкости биосферы.
Все действительно целесообразные свойства
устойчивого развития, когда-либо отмеченные
в литературе, автоматически следуют из
этого определения".
Рассмотрим
Германию, как страну, в которой
активно развивается
Экологическая политика в Германии.
В общественном
сознании в Германии лишь в семидесятых
годах сформировалось убеждение, что
окружающая среда является благом,
нуждающимся в охране. Ущерб нанесенный
памятникам архитектуры, вредное воздействие
на здоровье, израненная природа, а
также нарастающие сомнения по поводу
ответственного использования энергии
расщепленного атома заставили
задуматься о том, а нужно ли и
дальше сохранять существовавшие до
настоящего времени способы производства
и жизненные привычки. Все больше
укреплялось понимание того, что
практикуемые способы производства,
использования энергии и
Первоначальные „религиозные войны“
между приверженцами ничем не сдерживаемого
роста, с одной стороны, и активистами
движения в защиту окружающей среды, с
другой, сменились вскоре осознанием того,
что природа и экономический рост, а также
природа и высокий уровень жизни, не должны
быть взаимоисключающими альтернативами.
Дело скорее заключается в том, как совместить
экономический рост и благосостояние
с бережным отношением к природе и рачительным
использованием ее ресурсов. В программном
плане все то, что считанные годы спустя
вылилось на Конференции Организации
Объединенных Наций по окружающей среде
и развитию, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро,
в глобальный идеал ответственной политики
охраны окружающей среды и политики развития
под девизом „устойчивости“, сформулировал
Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в своей вышедшей
в 1989 году книге „Планетарная политика“:
„Рост потребления достиг предела. Тот
уровень прямого или косвенного потребления
энергии, площадей, воды, воздуха и других
природных ресурсов, который обеспечили
себе самые богатые 10% мирового населения,
невозможно гарантировать остальным 90%,
ибо это вызвало бы экологический коллапс
планетарного масштаба. Однако именно
этот „стандарт“ объявляется целью экономического
развития. Дни экономического столетия
уже сочтены. Мы вступаем, хотим ли мы того
или не хотим, в столетие экологии“. В
2002 году Федеральное ведомство по охране
окружающей среды (ФВООС) дало определение
устойчивого развития как „развития,
которое отвечает потребностям нынешнего
поколения, не создавая угрозы для возможности
грядущих поколений удовлетворять их
собственные потребности и выбирать свой
стиль жизни“.
В Германии охрана естественных основ
жизни была закреплена в ноябре 1994 в Основном
законе (статья 20а). Однако уже задолго
до этого в Федеративной Республике существовали
многочисленные предписания об охране
природы и окружающей среды.
Сегодня нормативная база охраны окружающей
среды в Германии включает в себя многочисленные
законодательные акты, правовые положения
о предельно допустимой концентрации
вредных веществ и другие предписания.
Одновременно существует растущий сегмент
экономики, который, с одной стороны, предлагает
услуги в области охраны окружающей среды,
с другой стороны, занимается производством
не наносящих вреда окружающей среде продуктов
и разработкой экологичных и сберегающих
ресурсы технологий. Появился целый ряд
знаков экологически чистой продукции
и печатей качества, с помощью которых
товаропроизводители могут привлечь внимание
клиентов к особенно безопасной для окружающей
среды продукции. Охрана окружающей среды
должна стать конкурентным преимуществом.
Охрана окружающей среды превратилась
в устремленную в будущее наукоемкую отрасль
промышленности, в которой особое внимание
уделяется вопросам повышения эффективности
использования энергии и развитию экономики
замкнутого цикла. Главные акценты в политике
охраны окружающей среды в минувшие годы
были сделаны на постепенный отказ от
использования атомной энергии, реализацию
программы сокращения эмиссии углекислого
газа, а также развитие производства с
замкнутым циклом. „Философию“ современной
германской экологической политики наглядно
отражает представленное в феврале 2002
года второе футурологическое исследование
„Устойчивое развитие в Германии. Формирование
будущего на длительную перспективу в
согласии с окружающей средой“, проведенное
Федеральным ведомством по охране окружающей
среды. Оно не содержит ни итогов уже проделанной
работы, ни прогнозов, однако ясно показывает
имеющиеся возможности для действий и
указывает очередные сферы приложения
сил.
Согласно докладу по итогам проверки,
представленному в 2001 году Организацией
экономического сотрудничества и развития,
Германия занимает сегодня в сравнении
с другими странами мира лидирующие позиции
в области охраны окружающей среды.
Вывод:
Я считаю, что
России следовало бы больше внимания
уделять экологической