Экологическая политика Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:15, доклад

Описание работы

Современный мир благодаря быстрому развитию транспорта и средств связи становится все более целостным. События, происходящие в отдельной стране, могут оказать влияние и затрагивать интересы, как ряда стран, так и всего человечества. Дальнейшее развитие человечества зависит от того, как оно сможет решить глобальные проблемы. Важнейшими, являются экологические проблемы, т.к. под угрозой находится существование человечества и животного мира в целом, в чем и заключается актуальность данного вопроса. Экологическая политика стоит на повестке дня у всех стран мира, но в некоторых странах, таких как Германия, Дания, Нидерланды ей уделяется первостепенное значение.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Для повышения экологического самосознания населения Германия способствует развитию политики в области туризма, спорта и здравоохранения. Достопримечательности разнообразные природные и культурные ландшафты, разнообразные развлекательные мероприятия, экотуризм способствует психическому и физическому благополучию и помогает справиться со стрессом. Федеральное министерство по защите окружающей среды имеет ряд проектов экологически чистого использование природы и ландшафтов для отдыха, туризма и здравоохранения.

Несмотря на то, что ФРГ  была одной из самых из самых загрязненных стран мира в 60 - 70х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а кислотные  дожди сделали больными около 40% лесов страны. В ГДР положение  было еще сложнее - больше 70% энергии  здесь производилось из бурого угля - самого грязного вида топлива. На сегодняшний  день ситуация изменилась к лучшему  благодаря тщательно разработанной  законодательной базе. Под давлением  «зеленых» были приняты очень  серьезные меры для экологического оздоровления страны. На охрану окружающей среды тратятся огромные средства - 40 млрд. марок в год. По доле в ВСП  это равно 1,75%, гораздо больше, чем  в США (1,3%) или в «образцовой» Японии (немногим более 1%).

Затраты принесли свои плоды: очистился Рейн - в нем можно  ловить рыбу, перестал нависать смог над  угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым  важным показателям Германия стала  лидером, а по вторичному использованию  сырья она достигла рекордных  результатов.

В 2000 году правительство  Германии под давлением партии «зеленых»  приняло решение постепенно отказаться от использования энергии атома. В результате два (самых старых и  маломощных) уже прекратили свою работу, а до 2020 года намечается остановить и все остальные.

Иностранцу могут показаться чрезмерными экологические «строгости»  повседневной жизни немцев - так, стеклотару они строго сбрасывают в несколько  контейнеров: зеленые бутылки - в  один особый, светлые в другой и  т.д., и к этому уже привыкли все.

Германия ставит перед  собой задачу не останавливаться  на достигнутом, а улучшить дело в  ближайшие годы. 

Можно выделить основные принципы природоохранной политики Германии.

Принцип предупреждения ущерба — предполагает переход в области охраны ОС от ликвидации последствий экологических нарушений к долгосрочному соблюдению уровня допустимых нагрузок на ОС и ресурсосбережению.

Принцип материальной ответственности при экологическом нарушении — важнейший из принципов экономики. Он означает, что ответственность за предотвращение вредных воздействий на ОС и устранение экологического ущерба должны нести виновники. Принуждение к оплате за ущерб, нанесенный ОС, делает «грязные» производства и их продукцию дорогими и создает стимул к развитию менее опасных продуктов и технологий.  

Принцип убедительности — правовой принцип. Если виновность предпринимателя в отравлении водотока или водоема представляется убедительной, то этого достаточно, чтобы призвать к ответу, даже при отсутствии абсолютных вещественных доказательств. 

Принцип сотрудничества в природоохранной деятельности — ведущий принцип в формировании экологической политики, принесет результат только при условии тесного взаимодействия правительства, общественности и отдельных граждан.

Инструментами осуществления  природоохранной политики в Германии являются:

запрет (запрет на сброс в  реки неочищенных стоков);

процедура получения разрешения на осуществление проекта;

обязанность регистрации (новых  химикатов);

налоги (Закон о налогах  на сточные воды);

экологические нормативы;

нормативные показатели (остаточные в продуктах питания);

экологическая экспертиза;

выделение особо охраняемых природных территорий;

планы эксплуатации ресурсов.

К федеральным органам  управления относятся:

Управление по охране ОС (1974 г.) — в задачи его входят консультации федерального правительства по использованию отходов, организации водного хозяйства, охране воздушного бассейна, борьба с шумом и разъяснительная работа по экологическим вопросам среди населения.

Министерство охраны ОС — разрабатывает мероприятия по охране природы и уходу за ландшафтом, по защите от радиоактивного облучения, ведет разъяснительную работу с населением, устанавливает ПДУ радиации.

Биологическое ведомство по сельскому и лесному хозяйству — включает специализированные институты. Задачи — проведение испытаний и выдача разрешений на использование средств защиты растений.

Управление здравоохранения — верховный государственный орган. В его состав входит институт гигиены воды, который проводит исследования почвы и воздуха и готовит законопроекты по охране воды, почв, о сточных водах, о сохранении чистоты воздушного бассейна.

Управление по охране труда — является одним из трех экспертных учреждений по контролю за исполнением закона о химикатах.

Природоохранные союзы — общественные организации на межрегиональном уровне и на местном. Крупные — Германский круг охраны природы (3 млн членов), Союз охраны ОС и природы (150 тыс. членов), Германский отечественный союз «Гринпис» и др.

Интерес представляет организационно-экономический механизм стимулирования и регулирования природоохранной деятельности. 
 
Главное здесь — приоритетное осуществление политики ресурсосбережения и охраны ОС с последующей реализацией принципа «загрязнитель платит».

В ФРГ внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий стимулируется как обязательными нормативами платежей за вредные выбросы, так и косвенными — через систему налогообложения. Среди рыночных рычагов регулирования особое место занимают сертификаты. С их помощью дополнительно облагаются все предприятия и организации, наносящие ущерб ОС. За счет экологически вредных производств создается специальный фонд для финансирования мероприятий по охране ОС. К факторам, влияющим на развитие экотехники, относятся государственные расходы, субсидии, льготное финансирование. Компенсационный банк ФРГ (в Бонне) представляет льготные кредиты фирмам, осуществляющим природоохранные мероприятия и инвестиции в них. Для решения межотраслевых проблем экологии создаются специальные региональные фонды.

Среди методов переработки  и утилизации вторичных ресурсов все большее значение в ФРГ приобретает пиролиз (разложение веществ под воздействием высоких температур), что видно из таблицы.

Сравнительная экономическая  характеристика методов переработки  и утилизации вторичных ресурсов в ФРГ

Методы

Затраты на переработку 1 т отходов (нем. марок)

Капиталовложени. в оборудование (млн нем. марок)

Депонирование

20–70

Сжигание

50–80

100–120 (при мощности 200 тыс. т /год)

Компостирование

80–130

40

Пиролиз

75–100

30 (при мощности 35 тыс. т / год)

Вычленение бумажной и  пластмассовой фракций

 
35–50

 
30

Традиционный сбор вторичного сырь.

 

 

Раздельный сбор вторичного сырь.

 
15–45

 

Раздельный сбор и компостирование

 
60–100

 
30


 

Пиролиз, помимо функции  охраны ОС, способствует получению в чистом виде ряда веществ (до 5 % металлов), глубокой переработке отходов и получению тепловой энергии. В конце 1990-х гг. в Германии разработана амбициозная программа, цель которой состоит в том, чтобы к 2005 г. довести выбросы вредных газов (СО2) до уровня, не превышающего 25 % общих выбросов, для этого в стране в 1992 г. был создан специальный фонд в 263 млрд марок. Таким образом, германская экологическая политика базируется на законодательных мерах, в основе которых лежат два главных принципа — применение самых передовых технологий и превентивных мероприятий, что дает ощутимые результаты — уменьшились выбросы вредных веществ в атмосферу и загрязнение вод. В настоящее время в Европе экологическое регулирование включает в себя систему законодательных, административных и экономических рычагов, которые применяются государственными органами для принуждения, стимулирования и побуждения загрязнителей ОС к сокращению отходов. Политика «кнута и пряника» действует во многих странах Европы. Предприятиям-загрязнителям часто оказывается помощь для создания стимулов к природоохранным мероприятиям, тем самым охраняется окружающая среда. За период с 1985— 1995 гг. общий объем выбросов окиси углерода в Европе сократился на 20—25 %, во Франции — на 62 %, Швеции — на 60 %, Финляндии, Дании, Голландии — на 44—48 %.

В 1990-е гг. в Германии возросла доля обслуживаемого населения водоочистительными сооружениями до 60 %, против 51 в 1980-е гг., Дания — 98 %, Швейцария — 95 %, Великобритания — 84 %, Финляндия — 75 %.

Развитие экологического сознания в Германии вызвало к  жизни целый ряд мер, направленных на предотвращение дальнейшего загрязнения рек, озер и морей. В качестве одной из мер по охране вод была введена плата за сброс загрязненных сточных вод. В Германии, особенно в промышленности, уделяют сегодня большое внимание разработке производственных технологий, позволяющих добиться максимального снижения загрязнения воды или вообще исключить его, чтобы свести к минимуму издержки производства. Стиральные и посудомоечные машины потребляют сегодня значительно меньше воды, чем несколько лет назад. Здесь также отражается изменившееся общественное сознание: информация о безопасных для окружающей среды способах производства и продуктах стимулирует покупательский спрос.

После того, как выбросы  вредных веществ промышленными предприятиями заметно снизились, удалось достичь существенных успехов в очистке сточных вод жилищно-коммунального хозяйства. Основные мероприятия по охране вод направлены преимущественно на то, чтобы уменьшить и загрязнение вод сельскохозяйственными предприятиями. Их поощряют переходить на экологически чистое земледелие.

Вследствие этих перемен  в общественном сознании в Федеративной республике удалось добиться ощутимого снижения загрязненности рек, озер и морей. Многие виды животных и растений вернулись в те места, где их давно уже не наблюдалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акишин А.С. Управление природопользованием и охраной ОС. Волгоград, 2001.
  2. Винтер Г. Экологичное предприятие. М., 1992.
  3. Гончаров В.В. Природоохранная деятельность в США, Германии, Японии. М., 1998. Т. 1. С. 693—713.
  4. Капранова Л.Д. Политика экологического регулирования в странах Западной Европы // Актуальные проблемы Европы: Сб. Т. 2. М., 1999.
  5. Моисеева Е.Е. Государственное управление лесным хозяйством Германии [Электронный ресурс] / Е.Е. Моисеева. - 2006. - Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru
  6. Еременко А. Энергетическая политика Германии: ставка на эффективность и увеличение использования возобновляемых источников энергии [Электронный ресурс] / А. Еременко; Зеркало недели №16. - апрель 2007. - Режим доступа: http://www.zn.ua

 


Информация о работе Экологическая политика Германии