Экологическая обстановка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – на основании изученной литературы дать полную характеристику Нижегородской области, включая все сферы жизни населения и экологическую обстановку.
Задачи:
- проанализировать ЭГП Нижегородской области;
- рассмотреть экологическую обстановку региона;
- изучить здоровье населения региона и проблемы здравоохранения данной территории.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.Экологическая обстановка в Нижегородской области. Доработка.doc

— 1.56 Мб (Скачать)

     Развитие  системы социально-гигиенического мониторинга в области позволило  перейти к использованию методологии оценки риска воздействия отдельных факторов среды обитания на здоровье населения с последующей разработкой и принятием управленческих решений, усовершенствованию механизмов управления риском. Данные социально-гигиенического мониторинга и оценки риска используются при решении градостроительных вопросов, в том числе возможности строительства и реконструкции отдельных объектов, имеющих высокую санитарно-эпидемиологическую значимость.

     В результате проводимых организационных  и профилактических мероприятий эпидемиологическая обстановка в целом по области за последние годы остается устойчивой. В 2005 г. суммарный показатель инфекционной заболеваемости сохранился на уровне 2004 г., без учета гриппа и ОРВИ вырос на 5% . 

2.2.1. Актуальные инфекции 

     Экономический ущерб от инфекционных заболеваний (без социально значимых и паразитарных инфекций) составил 2 572,3 млн руб., в том числе от гриппа и ОРВИ - 2 215,7 млн руб. Второе место в 2007 г. занимали экономические потери от острых вирусных гепатитов, ущерб от которых составил более 200 млн рублей.

     Учитывая  высокую социально-экономическую  значимость гриппа и ОРВИ большое внимание в 2005 г. было уделено профилактике этих заболеваний. В связи с чем за счет средств областного бюджета было закуплено 242,3 тыс. доз вакцины против гриппа, что позволило привить 60% школьников и медработников группы риска. В целом за счет средств предприятий, организаций и бюджетов разных уровней было привито против гриппа 12,5% населения области, что на 15% превысило охват 2004 г. Неспецифическая профилактика гриппа среди организованных детей проводилась за счет средств муниципальных бюджетов и средств населения, всего было охвачено 25% детей до 14 лет. Одновременно проводились организованные мероприятия по профилактике гриппа птиц и готовности учреждений области к возможной пандемии гриппа. В связи с чем было организовано и проведено серологическое обследование работников птицефабрик и их вакцинация против гриппа (2,5 тыс.), подготовлена лабораторная база.

     Наиболее  сложной в 2007 г. была ситуация по вирусному гепатиту А, показатель заболеваемости которым по сравнению с 2004 г. возрос более чем в семь раз. Рост заболеваемости был обусловлен не только началом очередного циклического и периодического подъемов, но и вспышечной заболеваемостью населения г. Н. Новгорода.

     В целях локализации и ликвидации вспышки ВГА в г. Н. Новгороде было дополнительно развернуто 830 коек в соматических стационарах, с подозрением на ВГА было госпитализировано 3503 человека, осмотрено по контакту 35 тыс. человек, из них 13,5 тыс. обследованы лабораторно, привито против гепатита А более 90 тыс. человек. Одновременно проводился комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение активности водного фактора передачи, профилактику пищевого и контактно-бытового путей передачи ВГА. Только в период вспышки специалистами ТУ Роспотребнадзора было обследовано 4625 объектов, за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм составлено более одной тыс. протоколов, наложено штрафов на сумму 874 тыс. рублей, приостановлена деятельность 109 объектов. В результате чего вспышечная заболеваемость, связанная с активностью водного фактора передачи, была локализована.

     Вместе  с тем рост заболеваемости ВГА  в 2007 г. также был зарегистрирован практически во всех районах области, что требует принятия мер по улучшению санитарно-гигиенического состояния населенных мест, улучшению водоснабжения и расширению объемов специфической профилактики.

     Наиболее  благополучная ситуация сложилась  в области по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики. Анализ работы по профилактике указанных заболеваний свидетельствует о положительных тенденциях, а именно: возрос охват профилактическими прививками детей раннего возраста до 95-98%; улучшены условия хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов; внедрена в работу детских ЛПУ компьютерно-аналитическая программа "Вакцинопрофилактика" с объединением ее на уровне Департамента здравоохранения Нижегородской области; увеличено финансирование программ "Вакцинопрофилактика".

     Все это позволило добиться снижения заболеваемости. За период реализации федеральной и областной программ "Вакцинопрофилактика" с 1999-го по 2005 год в Нижегородской области заболеваемость корью снизилась в 140 раз, эпидемическим паротитом - в 74,2 раза, дифтерией - в 12 раз, краснухой - в 36,9 раза, коклюшем - в 14,6 раза, вирусным гепатитом В - в 6 раз.

     С 2000 г. в Нижегородской области  проводятся мероприятия в рамках программы массовой вакцинации против ГВ, реализация которой в течение трех лет осуществлялась при поддержке фонда "Вишневской-Ростроповича" с последующим привлечением средств областного бюджета и ТФОМС. В результате чего нам удалось защитить от гепатита В-инфекции целое поколение детей и подростков. Это позволило резко снизить заболеваемость ГВ в области, и в 2005 г. показатель заболеваемости составил 5,9 случая на 100 тыс. населения, что в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России.

     Наиболее  широкое распространение из группы вакциноуправляемых заболеваний на сегодня имеет краснуха, что обусловлено недостаточной иммунной прослойкой. Проведение расширенной вакцинации против краснухи в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" позволит в ближайшие два года коренным образом улучшить эпидемическую ситуацию по данной нозологической форме.

     Влияние санитарно-эпидемиологического надзора  на качество оказания медицинской помощи населению наглядно демонстрирует уровень внутрибольничной заболеваемости, которая в Нижегородской области имеет тенденцию к снижению. Данная положительная динамика обусловлена внедрением прогрессивных методов работы (одноразовый медицинский инструментарий, современные средства и способы дезинфекции и стерилизации, ротация дезинфицирующих средств, контроль качества дезинфекции и стерилизации), а также эффективным эпидемиологическим надзором, в том числе активной работой госпитальных эпидемиологов.

     В 2005 г. Территориальное управление Роспотребнадзора приняло активное участие в реализации проекта ГЛОБУС и Международного проекта "Профилактика ВИЧ-инфекции" (DFid). В целях недопущения посттрансфузионного заражения пациентов при переливании крови и ее препаратов на территории Нижегородской области были проведены внеплановые проверки станций и отделений переливания крови, приняты меры по карантинизации препаратов крови.

     Все ВИЧ-инфицированные, находящиеся на диспансерном наблюдении в областном Центре СПИД, беременные ВИЧ-инфицированные женщины и дети, рожденные ими, обеспечиваются бесплатными медикаментами. Принимаются дополнительные меры по профилактике и борьбе с туберкулезом, что отражено в областной программе "Борьба с болезнями социального характера", утвержденной 2006 г. правительством Нижегородской области. Финансирование и реализация указанной программы позволит в ближайшие годы улучшить санитарно-гигиеническое состояние учреждений противотуберкулезного профиля, повысить уровень лечебно-диагностических и дезинфекционных мероприятий. 

2.4. Анализ медико-демографической ситуации в Нижегородской области 

2.4.1.  Медико-демографическое состояние 

     В Нижегородской области, как в  целом по России, сохраняется негативная демографическая обстановка, которая характеризуется низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности. На фоне этих процессов, особенно в последние годы, отмечается постарение населения, в результате чего значительно сокращаются трудовые ресурсы области. Поэтому охрана здоровья населения и мероприятия, проводимые Правительством области в системе здравоохранения, имеют решающее значение.

     Работа  министерства здравоохранения проводилась по следующим направлениям. Финансирование и пути реорганизации сети лечебно-профилактических учреждений. Расходы на здравоохранение области за 2003 год составили 5919 млн. руб. или 90,6% к годовому плану, в том числе за счет средств бюджета, учитывая платежи на неработающее население 3988,6 млн. руб. (93,3% к плану), за счет средств ОМС - 1930,4 млн. руб. (85,6% к плану). В расчете на душу населения расходы составили 1703 руб.9

     В структуре расходов по здравоохранению  доля заработной платы с начислением остается высокой и составляет 48%. Средняя заработная плата медицинских работников с учетом повышения с 1 октября 2003 г. на 33% составила: врачей 3625 рублей, средних медработников - 2580 рублей, младших - 1155 рублей. В 2003 году принимались меры по привлечению дополнительных источников финансирования отрасли. Из федерального бюджета для реализации Федеральных целевых программ получено оборудования, лекарственных средств, расходных материалов на общую сумму 78,1 млн. рублей. На долечивание в санаториях больных, перенесших инфаркт миокарда, операции на желудке, желчном пузыре, инсульты израсходовано 41 миллион 160 тысяч рублей из средств Фонда социального страхования. Из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования привлечено 69 миллионов рублей в виде субвенций. На основании соглашения губернатора области Г. М. Ходырева с председателем Пенсионного фонда РФ М. Ю. Зурабовым с сентября 2003 г. получено 106 миллионов рублей на  обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовой пенсии по старости. Соглашение пролонгировано и на 2004 год.

     Активизировалась  работа по добровольному медицинскому страхованию: сумма средств ДМС увеличилась по сравнению с 2002 годом на 24,6% и составила 9,1 миллиона рублей. Таким образом, из дополнительных источников привлечено 313,6 миллионов рублей. За последнее время сеть учреждений здравоохранения Нижегородской области не претерпела особых изменений.

     В 2003 году министерство здравоохранения Нижегородской области провело ряд мероприятий по оптимизации работы сети лечебно-профилактических учреждений в рамках выполнения «Программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2003 год». Рациональное использование бюджетных средств потребовало от руководителей медицинских учреждений внедрения малозатратных форм оказания медицинской помощи населению, таких как: дневные стационары, стационары дневного пребывания, стационары на дому (так называемых стационарзамещающих видов медицинской помощи).

     Объемы  стационарзамещающих видов помощи в 2003 году по сравнению с 2002 г. возросли на 25% и составили 323,8 дней на 1000 жителей. Однако это меньше расчетных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий на 2003 год. В 2003 году в дневных стационарах всех типов пролечено более 85 тысяч пациентов, что на 18% больше, чем в 2002 г. В 5 районах области до настоящего времени не развит ни один вид стационарозамещающей помощи (Вадский, Б-Мурашкинский, Варнавинский, Вознесенский, Дальнеконстантиновский). Несмотря на определенные успехи в повышении эффективности использования коечного фонда, следует отметить, что не все показатели, предусмотренные «Программой государственных гарантий - 2003г.» выполнены в 2003 году. Из-за проблем, связанных с укомплектованностью штатов амбулаторно- поликлинических учреждений, только на 77,5% обеспечено выполнение расчетных нормативов доступности амбулаторно-поликлинической помощи (7268,4 посещений к врачам, ведущим амбулаторный прием, против 9369,5 запланированных на 1 000 жителей).10

     По  итогам 2003 года лечебно-профилактическими  учреждениями области превышен расчетный норматив обеспеченности населения скорой медицинской помощью. Фактический показатель (363,2 выездов скорой медицинской помощи на 1 000 населения) превышает расчетный показатель - 330 выезда на 1 000 населения. Это говорит о том, что скорая помощь выполняет несвойственные ей функции и подменяет работу учреждений амбулаторного звена. Стоимость одного выезда машины скорой медицинской помощи составляет 180 рублей, а стоимость одного амбулаторного посещения 28 рублей. Таким образом, активизировав работу амбулаторно-поликлинической службы, можно направить высвободившиеся денежные средства, в том числе и на улучшение материально-технической базы поликлиник. Оптимизацию деятельности лечебно-профилактических учреждений области необходимо продолжать, так как около 30% коечного фонда используется нерационально.

     Одной из серьезных проблем является проблема функционирования и финансирования медицинских учреждений в сельской местности (участковые больницы, врачебные амбулатории и ФАПы), которые финансировались из местных бюджетов недостаточно. С целью обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи и улучшения ее качества жителям сельских районов области в 2003 г. в систему ОМС были включены 74 участковые больницы и 48 врачебных амбулаторий.  

2.4.2 Анализ заболеваемости населения и профилактики социально-значимых болезней 

     Проводя анализ заболеваемости населения Нижегородской области за 2003 год, следует отметить ее снижение, как в целом, так и по всем возрастным группам (взрослые, подростки и дети). За 2003 год структура болезненности представлена следующим образом (приложение 14, рис. 16).

Информация о работе Экологическая обстановка