Экологическая культура человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:33, реферат

Описание работы

Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли.

Работа содержит 1 файл

Экологическая культура человека.docx

— 16.33 Кб (Скачать)

Экологическая культура человека

Современная напряженная  экологическая ситуация требует  углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к  природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении  поднимаются процесс и результат  творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово  «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.                                                                                                                Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.                                                                                                                                                Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной - наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.                                   Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.                                                                                                             Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая - мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности, Едином.         В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.                                                        Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.                                                                                                                                                   Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением. Многие принципы экологической этики - принцип равноценности всех видов жизни и др. - являются объектом веры.     Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологи-ческой культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра-ничивается осознанием и практическим усвоением эко-логии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут-реннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сох-нут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельнос-ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав-нодушия, отсутствия совестливости и стыда.                                                                                     Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в па-мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нрав-ственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».                                     Важность и необходимость формирования экологи-ческого сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, -- указывает, на-пример, С. Н. Артановский, -- становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».                Феномен экологического сознания был присущ чело-веку с момента его возникновения. Но проблема воспи-тания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, дове-денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природ-ной среды обитания человека.                       Процесс экологизации общественного сознания мож-но разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологичес-кой проблеме (выявление сущности эволюционных из-менений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравствен-ному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответст-венности человека по отношению к природе, становле-ние экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жиз-недеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры -- это показатель то-го, насколько глубоко и разносторонне общество вклю-чает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.                                                                                  Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж-дый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.                                                                      Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.                                                                                                                                       Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человека является лишь исходным пунктом, который  должен быть им преобразован.


Информация о работе Экологическая культура человека