Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:09, реферат
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института – оценки воздействия и экологической экспертизы.
Введение
1. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и ОВОС
2. Понятие экологической экспертизы и ОВОС
2.1 Цели экологической экспертизы
2.2 Задачи экологической экспертизы
2.3 Принципы экологической экспертизы
2.4 Виды и типы экологической экспертизы
2.5 Субъекты экологической экспертизы
2.6 Объекты экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и ОВОС
2. Понятие экологической экспертизы и ОВОС
2.1 Цели экологической экспертизы
2.2 Задачи экологической экспертизы
2.3 Принципы экологической экспертизы
2.4 Виды и типы экологической экспертизы
2.5 Субъекты экологической экспертизы
2.6 Объекты экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из механизмов реализации
правовой охраны природы является оценка
воздействия на окружающую среду
и экологическая экспертиза, которые
являются наиболее эффективными управленческими
рычагами рационального
В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года глава VI (ст. 32, 33) посвящена оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе. Эти процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза являются взаимосвязанными элементами единого правового института – оценки воздействия и экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится на стадии разработки обосновывающей документации, нередко еще до начала процесса проектирования. Оценку выполняет сам заказчик. Экологическая экспертиза осуществляется в отношении уже законченной проектной и предпроектной документации, которая представляется на экспертизу; она проводится специальными экспертными комиссиями, образованными органами Минприроды России.
Экологическая экспертиза выполняет роль предупредительного экологического контроля, а также инструмента поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности. Ее проведение обеспечивает соблюдение и охрану конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
Анализ правовой природы рассматриваемых процедур позволяет дать им следующую характеристику. Оценка воздействия на окружающую среду – это обязанность заказчика обосновывающей документации, выполнение которой служит одной из гарантий права на благоприятную окружающую среду.
Государственная экологическая
экспертиза является важнейшей функцией
управления в сфере охраны окружающей
среды, которую осуществляют органы
Минприроды России, а общественная
экологическая экспертиза – неотъемлемым
элементом экологической
Общественные отношения
по оценке воздействия на окружающую
среду и экологической
1. Организационно-правовые
основы экологической
В российском законодательстве
центральное место среди
Закон "Об охране окружающей
среды" содержит специальную главу
VI "Оценка воздействия на окружающую
среду и экологическая
К нормативно-правовым подзаконным актам в области ЭЭ и ОВОС относятся следующие:
Важнейшим международным
документом в изучаемой области
является Международная конвенция
об оценке воздействия на окружающую
среду в трансграничном контексте.
Конвенция Россией пока не ратифицирована,
хотя участие в ней подтверждено.
Конвенция впервые определила на
международном уровне обязанности
официальных лиц и права
Вторым по значимости международным
документом в области ОВОС и ЭЭ
является Директива ЕЭС № 337/85 об
оценке воздействия некоторых
Нормативными документами, которые используются при проведении ОВОС и ЭЭ являются: Государственные стандарты, нормы, правила, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВП и др.), а также руководства, методики, методические и другие рекомендации, справочные и иные пособия. Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие экологическим требованиям.
2. Понятие экологической
экспертизы и оценки
Закон Российской Федерации
«Об экологической экспертизе»
определяет экологическую экспертизу
(ЭЭ) как «установление соответствия
намечаемой хозяйственной и иной
деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экологической
1. ОВОС — это «процедура
учета» экологических
2. ОВОС по своей сути
является процессом
3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.
2.1 Цели экологической экспертизы
Цели ОВОС и ЭЭ в общем виде принципиально совпадают и заключаются на основании закона "Об экологической экспертизе" в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ; а также в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 32 определяет: "Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной или иной деятельности", а в ст. 33 говорит о цели экологической экспертизы: "Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды".
Более подробно определены цели ОВОС в приказе Госкомэкологии 2000 г. № 372 ст. 16: "Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий".
2.2 Задачи экологической экспертизы
Задачи ЭЭ и ОВОС в действующем российском законодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можно сформулировать следующим образом:
а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) все сторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);
б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных научно обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ);
в) информирование всех заинтересованных
лиц (в том числе общественности)
о возможных неблагоприятных
воздействиях на окружающую природную
среду и связанных с ними социальных,
экономических и иных последствиях
намечаемой деятельности в целях
нахождения баланса интересов и
компромиссного решения для снятия
возникающих социально-
2.3 Принципы экологической экспертизы
Принципы экологической экспертизы в действующем российском законодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности, а также в законе «Об экологической экспертизе», добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, гласности, ответственности. Кроме того, в неявном виде существует и действует принцип «платности» экологической экспертизы. Остановимся на важнейших из указанных принципов.