Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:04, реферат
Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы) — новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль.
Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж поможет вам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он будет «встречать» ребят, и на последней, где он будет «прощаться» с ними. Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки достаточно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок вы сможете закрепить Боровичка на дереве, обхватив ими ствол. Затем соедините концы полос, например, с помощью скрепки или липкой бумаги. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей — просьбы Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически будет оставлять на своей тропинке сюрпризы: конфеты, орехи на деревьях, — и т.п.
У начала тропы можно укрепить ее план, выполненный на листе фанеры или пластика. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по-особенному относиться ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям.
Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если ваша территория открыта для посторонних и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки: нет денег на уборку старых и поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих «лишних» вещей могут послужить отправными точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.
Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.
В качестве видовых точек выберите прежде всего деревья и кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками и грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ) и «Растения». Во многих детских садах после прочтения и обсуждения сказки Н.Рыжовой «Как Медведь пень потерял» проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп). Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном находят прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.
Если ваш участок достаточно большой, на нем можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для вашей местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и экосистемами леса и луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте свою территорию, отметив затененные и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет вам определить, где какие растения высаживать (луговые и степные — на открытых участках, лесные — на затененных). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели — кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, бессмертник, молодило.
При возможности стоит создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. В детском саду № 57 г. Магадана для исследовательской работы на участке делают временный искусственный водоем.
На тропинке должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, а также позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом и дождевыми осадками. Отдельные большие камни украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных (особенно насекомых, улиток и, может быть, ящериц).
Дошкольные учреждения традиционно выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).
Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает вам выращивать другие растения, не нужно ее уничтожать — она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но и из этого правила есть исключения (в детском саду № 11 г. Сарова Нижегородской области — два больших муравейника). Однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям со снующими рядом муравьями и обозначить как видовую точку. Для наблюдений и практических действий интересны также норки дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон и других птиц.
В московском ДОУ № 1622 в качестве дополнительной точки тропинки создана небольшая метеоплощадка. На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах: он представляет собой мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно такие ветроуказатели раскрашиваются в полоску, как шапочка Буратино. Неподалеку от флюгера расположен большой деревянный столб с кормушками для птиц. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. Отличительной особенностью всего оборудования является то, что оно сделано из отходов.