Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Понятие и классификация источников экологического права
Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений
Общая характеристика Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Иные федеральные законы - источники экологического права.
Подзаконные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Работа содержит 1 файл

Источники экологического права.docx

— 20.01 Кб (Скачать)

Источники экологического права

 

 

Понятие и классификация  источников экологического права

Конституционные основы правового  регулирования экологических правоотношений

Общая характеристика Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Иные федеральные законы - источники экологического права.

Подзаконные нормативные  правовые акты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

 

1. Понятие и классификация  источников экологического права

 

 

Источники - объективные носители норм.

 

Источники экологического права - нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

 

 

Особенности источников экологического права:

 

1) два уровня установления  правовых норм (то есть акты  Российской Федерации и акты  ее субъектов), так как большинство  правоотношений, являющихся предметом  экологического права, отнесены  к предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее  субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного  значения и могут регулироваться  муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического  права содержатся не только  в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей  законодательства;

 

3) значительный объем подзаконных  актов, что связано как с  объективными факторами (специфика  разнообразных объектов, по поводу  которых возникают отношения,  урегулированным эколого-правовыми  нормами), так и с субъективными  факторами (несовершенство нормативной  базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

 

Рассмотрим различные  классификации источников экологического права.

По юридической силе:

Законы

подзаконные акты

По предмету регулирования:

Общие

Специальные

По направленности правового  регулирования:

Материальные

Процессуальные

По характеру:

Кодифицированные

Некодифицированные

 

2. Конституционные основы  правового регулирования экологических  правоотношений

 

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции  закрепляются (признаются) права и  свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены  основы правовой системы, основы организации  и пределы государственной власти.

 

Можно выделить две группы конституционных норм:

 

1) общие:

 

ст. 1 - РФ есть демократическое  федеративное правовое государство; демократичность  Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических  процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

ст. 2 - человек, его права  и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в  принципе приоритета экологических  прав человека

ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует  отнести и благоприятную окружающую среду;

ст. 10 - разделение властей

2) специальные экологические:

 

установление прав и обязанностей:

ст. 42 - три основных экологических  права человека: каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

ст. 58 - обязанность каждого  сохранять природу и бережно  относиться к природным богатствам.

природоресурсные нормы:

ст. 9 - земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль  природных ресурсов, закреплена экологическая  роль государства. Ст. 9 также устанавливает  многообразие форм собственности на природные ресурсы.

ст. 36 прямо закрепляет право  частной собственности на землю.

3. Общая характеристика  ФЗ "Об охране окружающей среды". Иные федеральные законы - источники  экологического права.

 

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

 

Структура Федерального закона включает:

 

•  глава I. Общие положения;

 

•  глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

 

•   глава III. Права и  обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений  в области охраны окружаю­щей  среды;

 

•   глава IV. Экономическое  регулирование в области охраны окружающей среды;

 

•   глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

 

•  глава VI. Оценка воздействия  на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

 

•  глава VII. Требования в  области охраны окружающей среды  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

 

•  глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

 

•   глава IX. Природные  объекты, находящиеся под особой охраной;

 

•  глава X. Государственный  мониторинг окружающей среды (государственный  экологический мониторинг);

 

•   глава XI. Контроль в  области охраны окружающей среды (экологический  контроль);

 

•   глава XII. Научные  исследования в области охраны окру­жающей  среды;

 

•  глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

 

•  глава XIV. Ответственность  за нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды  и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

 

•  глава XV. Международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды;

 

•  глава XVI. Заключительные положения.

 

В контексте концепции  устойчивого развития важное значе­ние  имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов  природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие  от земель, лесов, вод, объ­ектов животного  мира, в отношении недр в действующем  законо­дательстве требования о  нормировании не установлены.

 

Законом определен юридический  критерий уровня проектиро­вания предприятий  и иных объектов. Таким критерием  является внедрение наилучших существующих технологий.

 

Повышению эффективности  природоохранной деятельности может  способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды  и функ­ций хозяйственного использования  природных ресурсов (ст. 65).

 

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и  сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в  системе экологического законодательства и права.

Устанавливаемые Законом  общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

экологическое нормирование и стандартизацию,

оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,

экологическую экспер­тизу,

экологическую сертификацию, экологический аудит,

лицензирование,

меры экономичес­кого  стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,

мониторинг,

экологический контроль

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к  охране природы в целом, так и  к охране отдельных природных  ресурсов (объектов).

 

4. Иные федеральные законы  источники экологического права:

 

Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

 

            • Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

 

Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической  безопасности

 

• Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населе­ния»;

 

•  Федеральный закон  от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребле­ния»;

 

•  Федеральный закон  от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении  с пестицида­ми и агрохимикатами»

 

• Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

 

• Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

 

•  Федеральный закон  от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических  про­граммах реабилитации радиационно-загрязненных участков тер­ритории»;

Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных  природных объектов

 

•  Федеральный закон  от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных тер­риториях»;

 

•  Федеральный закон  от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных  местностях и курортах»;

 

•  Федеральный закон  от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном  шельфе Россий­ской Федерации»;

 

•  Федеральный закон  от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

 

•  Федеральный закон  от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских  водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне»;

 

•  Федеральный закон  от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера  Байкал»;

 

•  Федеральный закон  от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного  приро­допользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

 

•  Федеральный закон  от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

 

 

Природоресурсное законодательство

 

(Федеральные законы, регулирующие  отношения по поводу использования  и охраны различных видов природных  ресурсов)

 

Значительный удельный вес  в системе экологического законо­дательства  занимает природоресурсное законодательство. В от­личие от законодательства об окружающей среде в собственном  смысле, природоресурсное законодательство более развито, по­скольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодатель­ство  в России развивалось применительно  к использованию и охране отдельных  природных ресурсов.

 

Природоресурсное законодательство это — совокупность зако­нов, регулирующих отношения по использованию и  охране от­дельных природных ресурсов. Оно включает:

 

•  Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

 

•  Федеральный закон  от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

 

•  Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;

 

•  Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

 

•  Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;

 

•  Федеральный закон  от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;

 

 

4.  Подзаконные нормативные  правовые акты в области охраны  окружающей среды и рационального  природопользования.

 

Акты Президента РФ.

УКАЗ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ"

УКАЗ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ"

УКАЗ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ"

Акты Правительства РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства  РФ от 12.06.2003 N 344 "О НОРМАТИВАХ ПЛАТЫ  ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ  И ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ  И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"

Акты федеральных органов  исполнительной власти - весьма многочисленны:

акты Главного государственного санитарного врача РФ (ими утверждаются гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы и другие нормативные  документы);

акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждаются различные  правила в сфере компетенции  Службы, например, Приказ Ростехнадзора  от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы  Расчета платы за негативное воздействие  на окружающую среду и Порядка  заполнения и представления формы  Расчета платы за негативное воздействие  на окружающую среду", Приказ Ростехнадзора  от 05.03.2008 N 131 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации  опасных производственных объектов", Постановление Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и  правил в области использования  атомной энергии "Правила ядерной  безопасности реакторных установок  атомных станций. НП-082-07" и т.п.);

акты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (также в сфере полномочий Службы, например: Приказ Росприроднадзора от 03.12.2007 N 490 "О договорах купли-продажи  лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных  территорий федерального значения, в  целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд");

иные акты федеральных  органов исполнительной власти.

Акты субъектов РФ


Информация о работе Источники экологического права