Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:11, реферат
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
1. Раскрыть определение источников экологического права, их классификацию;
2. Рассмотреть международные договоры и соглашения как источник экологического права;
3. Рассмотреть законодательство РФ как источник экологического права.
Введение
1. Понятие источников экологического права их классификация
2. Международные договоры и соглашения как источник права
3. Экологическое законодательство РФ
4. Законодательство смежных отраслей права как источник экологического права
Заключение
Список использованной литературы
Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды[5].
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов[6].
Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4. Законодательство смежных отраслей права как источник экологического права
В той мере, в какой акты названных отраслей законодательства регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы, они служат источниками экологического права. Нормативные предписания в данной сфере предусмотрены в большинстве отраслей российского законодательства. Так, они установлены: Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Федеральным законом от 9 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"; Федеральным законом от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.
Отношения по охране и защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, по обеспечению выполнения правовых требований природопользования и охраны окружающей среды регулируются также Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации"; Федеральным конституционным законом от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации"; Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; Арбитражным процессуальным кодексом РФ (принят 5 мая 1995 г.); Уголовным кодексом Российской Федерации (принят 24 мая 1996 г.); Гражданским кодексом РФ. Частью первой (принята 30 ноября 1994 г.); Гражданским кодексом РФ. Частью второй (принята 26 января 1996 г.), Кодексом РФ об административных правонарушениях (принят 30 декабря 2001 г.) и др.
24 мая 2002 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, заменивший действовавший в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Таким образом, механизм правового регулирования в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры был обновлен, в том числе приведен в соответствие с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.
Принятый Федеральный закон включил в себя гораздо больше эколого-правовых, в основном природно-ресурсных, норм. Большая их часть - нормы земельного и отчасти водного права. Памятники истории и культуры относятся к недвижимому имуществу, а следовательно, неразрывно связаны с землей, что, разумеется, не могло не найти отражения в Федеральном законе[7].
Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Заключение
Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и, об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права.
Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация.
Не может считаться источником права, в том числе экологического, решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием.
В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов.
Список использованной литературы
1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008;
2. Бринчук М.М. О головном акте экологического законодательства // Государство и право. 2001. N 11;
3. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов - 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Волтерс Клувер, 2005//СПС «КонсультантПлюс»;
4. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2005/СПС «КонсультантПлюс»;
5. Погорелов Д.В. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" как источник экологического права/Экологическое право. - N 2. – 2004//СПС «КонсультантПлюс».
17
[1] Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2005/СПС «КонсультантПлюс».
[2] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
[3] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
[4] Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов - 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Волтерс Клувер, 2005//СПС «КонсультантПлюс».
[5] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
[6] Бринчук М.М. О головном акте экологического законодательства // Государство и право. 2001. N 11. С. 64 - 75.
[7] Погорелов Д.В. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" как источник экологического права/Экологическое право. - N 2. – 2004//СПС «КонсультантПлюс».