Источники и масштабы tеxнoгенного загрязнения биосферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Загрязнение биосферы человеком представляет собой одну из самых древних проблем в истории цивилизации. Считается, что химическое загрязнение биосферы, вызванное деятельностью человека, началось с первого зажженного им костра. На этом этапе воздействие человека на окружающую среду было незначительным. Далее по мере развития научно-технического прогресса, роста численности населения и его потребностей антропогенное загрязнение возрастало.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 715.00 Кб (Скачать)

                                       

 

где Θ=1 в случае ПДВ и  Θ>1- для ВСВ Сфi фоновая концентрация, обусловленная выбросом  из окружающих источников. Кроме непосредственно экологических целей, введение нормирования содержания вредных веществ в выбросах и в сбросах промышленных предприятий преследует и иные цели: устанавливать   лимиты на выбросы не только для отдельных предприятий но и для отдельных (значимых по вкладу) источников; Создавать нормативы, которые можно было бы ориентировать не только на конкретную технологию, но и на ее уровень на новых и старых предприятиях.

Иметь нормативы за несоблюдение которых могла бы действовать  простая система материальной ответственности  предприятий, стимулирующая экономически их природоохранную деятельность, направленную на сокращение выбросов.

Проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия не реже одного раза в 5 лет. Разработку проекта нормативов ПДВ для нового, а также действующего предприятия наиболее целесообразно производить одновременно с разработкой проекта развития (реконструкции) предприятия в целом, так как в этом случае решения по защите атмосферы  для каждого цеха наиболее полно увязаны с технологически изменениями, которые намечаются в ближайшие годы и в перспективе.

Кроме того, мероприятия  по защите атмосферы в этом случаи наиболее органично увязываются  с технологическими процессами и  аппаратами как в конструктивном отношении, так и по срокам их  осуществления. Это тем более  важно, что наиболее серьезные мероприятия  по защите атмосферы практически  можно осуществить только с одновременной  реконструкцией цеха или заменой  агрегатов.

Хотя проект ПДВ должен пересматриваться не реже одного раза в 5 лет, на практике в большинстве  случаев его выполняют заново через 2…3года, т.к. меняется перспектива развития или требуется рассмотреть вопросы, связанные с установкой дополнительных аппаратов, изменением состава сырья или топлива.

 

4.9. Регламентация  поступления загрязняющих веществ в атмосферу

Обычно источником загрязнения  атмосферы называется технологический  агрегат, выделяющий в атмосферу  в процессе эксплуатации вредные  вещества. Однако в практической охране  окружающей среды на предприятиях часто  выделяют три понятия: источник загрязнения — предприятие, производство, технологический процесс; источник выделения загрязнителей - агрегат, котел, станок оборудование, рабочее место; источник выброса — труба, аэрационный фонарь, шахта, свалка.

Существуют классификации  как выбросов, так и их источников. Например, источники выбросов вредных  веществ в атмосферу (источники  загрязнения) классифицируют по высоте (табл. 4.4).

Таблица 4.4 — Классификация источников загрязнения

Класс

Высота устья 

над уровнем 

земли, м

Виды источников

І- высокие

Более  50

Трубы ТЭЦ предприятий , котельных

ІІ- средней 

высоты

10…20

Трубы, аэрационные фонари зданий, вентиляционные устройства

ІІІ- низкие

2…10

То же

ІV- наземные

Менее 2

Горящие и гниющие свалки, работающие двигатели технологическое  оборудование


Кроме  того, различают точечные источники (трубы) и линейные (аэрационные фонари на зданиях или близко расположенные трубы одного класса высоты).

Основным компонентом промышленного выброса в атмосферу является вредное вещество, под которым понимают вредное вещество, содержащееся в газовом потоке, отходящем от промышленного источника.

Отходящие вредные вещества (или выбросы) классифицируются:

- по организации отвода  и контроля - организованные и  неорганизованные;

- по режиму осуществления - непрерывные и периодические;

- по температуре - на нагретые (температура пылегазовых смесей в которых выше  температуры наружного воздуха) и холодные;

- с учетом сферы образования - на основном, вспомогательном и подсобном производстве;

- по признакам очистки  - на выбрасываемые без очистки  (организованные и неорганизованные) и после очистки (организованные);

- по химическому  составу  и размерам (дисперсности) частиц.

 Организованный промышленный выброс - это выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные трубы, газоходы, воздухоходы.

Неорганизованный промышленный выброс - это выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования отсутствия или неудовлетворительной  работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки,  выгрузки хранения продукта.

Технологический  выброс вредных веществ — это количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу основным производством предприятия т.е. той частью производственного процесса, в ходе которого основные материалы превращаются в готовую продукцию, занимающую преобладающее место в общем выпуске.

Кроме того, используется такой  показатель, как отчетно- статистически (фактический) удельный выброс, т.е. фактический отдельный (на единицу выпускаемой продукции) выброс вредного вещества на действующем предприятии.

Конечной целью  природных  мероприятий является обеспечение  такого содержание  вредных веществ  в воздухе, которое не окажет вредного воздействия на качество окружающей сред, ни на здоровье населения. Совершено очевидно, что уровень загрязненности окружающей среды будет зависеть от природоохранной работы предприятия.  Отсюда его задачи сводятся к вполне определенным ограничением содержания загрязняющих веществ в выбросах.

В мировой практики существуют два принципиально различных подхода к решению данной задачи.

Первый принцип, практикуемый в ряде стран Европы, состоит в  том чтобы вредные вещества, поступающие  в атмосферу, не оказывали отрицательного влияния на природные экосистемы в целом. Критерием здесь считается, ассимиляционный потенциал территории, показывающий какое количество вредных веществ может без ущерба для своего состояния ассимилировать та или иная территория. Практически это означает определение суммарного количества вредных веществ, которые без ущерба для себя может воспринять атмосферный воздух той или иной территории, обеспечив соответствующее рассеивание примесей до неопасных концентраций.

После того как определённые суммарные объемы вредных веществ, которые могут быть ассимилированы или рассеяны в природных экосистемах  данной территориальной единицы, промышленным  предприятиям устанавливаются предельные нормы (квоты) на выбросы вредных  веществ в течение определенного  периода (сезона, года). Понятно, что  при этом учитываются технические  возможности предприятий, причем некоторым  из них выброс тех или иных вредных  веществ в окружающую атмосферу  может быть просто запрещен.

Естественно, что в каждом конкретном случае учитываются и  санитарные требования, т.е. необходимость  соблюдения нормативов содержания вредных веществ в атмосферном воздухе. Квота на выброс тому или иному предприятию может быть увеличена, но только за счет уменьшения квоты другому предприятию, ибо сумма всех квот не должна превышать общий выброс вредных веществ  для данной территориальной единицы.

Другой принцип, практикуемый, в частности, в России и Украины,  состоит в том, что приоритетным условием является соблюдение  санитарно-гигиенических нормативов, т.е. известного неравенства : С ≤ ПДК. При этом соблюдение этого условия не касается самого предприятия, но с другой стороны, именно предприятие должно это условие обеспечить.

Обеспечить поступление  загрязняющих веществ в окружающую атмосферу на уровне ПДК предприятия  не могут прежде всего по экономическим (например, очистка может оказаться  значительно дороже  основного  производства) и по техническим причинам. Отсюда следует,  что предприятие  должно обеспечить такое поступление  загрязнителей в атмосферу, т.е. такие  выбросы, при которых эти вещества смогут  рассеяться до неопасных  концентраций (менее ПДК) в определенных местах.

Рассеивание примесей в атмосфере  зависит от многих факторов на  которые  человек не может влиять. Невозможно, например, управлять процессом перемещения воздушных масс, рассеиванием между точкой  выброса и зонами жилой застройки. Поэтому обеспечить в установленной зоне условие С ≤ ПДК можно следующим образом:

- для  действующего  предприятия - обеспечить такое  содержание загрязнителей в пылегазовых выбросах, при котором они гарантировано могут рассеяться  до неопасных концентраций в установленном месте;

- для  проектируемого  предприятия - предусмотреть те  же условия в проектной   документации или определить  минимальное расстояние рассевание  примесей между предприятием  и населенным пунктом.

Иначе говоря, предприятие  обязано обеспечить такие выбросы, при которых в любых  условиях окружающей среды будет достигнуто требуемое рассеивание примесей до неопасных концентраций.

Обеспечение нормативов ПДВ  для каждого источника выбросов и каждого отдельного вещества (с  учетом эффекта суммации) и является конкретной задачей предприятия. Таким  образом, если ПДК являются нормативами  содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, то ПДВ нормативами на их поступление, но при этом ПДВ является  функцией от ПДК.

Каждое предприятие должно иметь согласованный с местными органами перечень  ПДВ. Превышение этих значений ведет к резкому  увеличению  размера платы предприятия  за разбавление веществ в атмосфере  что рассматривается как природопользование.

4.10. Определение категории опасности предприятий

Для определения категории опасности предприятий используют данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу по форме статистической отчётности.

Категорию  опасности предприятий (КОП) рассчитывают по выражению

 

где Мі -  масса выброса і-го  вещества , т/год;

ПДКС.С. – среднесуточная предельно допустимая концентрация і- го вещества мг/м3 ;

п – количество вредных веществ, которые выбрасываются предприятием и загрязняют атмосферу;

а і – безразмерная константа, которая позволяет сравнить степень вредности і- го вещества с вредностью двуокиси серы (определяется по табл. 4.5.

                       Таблица 4.5.- Определение  константы а і

Константа

Класс опасности веществ

  1

  2

   3

   4

Значение аі

1,7

1,3

1,0

0,9


Для расчета КОП при  отсутствии среднесуточных значений ПДК  используют значение максимальных разовых  ПДК, или уменьшенные в 10 раз значения ПДК рабочей зоны загрязняющих веществ.

Значение КОП относительно веществ, для которых отсутствует  информация о ПДК, приравнивают к  массе выбросов данных веществ.

По величине КОП предприятия  делятся на 4 категории опасности.  Предельные условия для выделения  предприятия по категориям опасности  приведены в табл. 4.6.

                                 Таблица 4.6. – Категорий предприятий

Категории

 опасности

Значение 

КОП

санитарно-

защитная зона, м

        І

       ≥108

         1000

       ІІ

108>КОП≥104

          500

       ІІІ

104>КОП≥103

          300

       ІV

       <103

          100


В зависимости от той или  другой категории опасности предприятия  осуществляется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вводится периодичность контроля выбросов предприятий, а так же  устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ) от источника загрязнений до жилых районов.

Кроме того, по величине массы  выбросы объединены в 6 групп т/сутки:

1 группа - масса меньше 0,01 включительно; 2 группа - от 0,01 до 0,1; 3 группа - от 0,1 до 1; 4 группа - от 1 до 10; 5 группа - от 10 до 100; 6 группа - свыше 100.

Выбросы подлежат периодической  инвентаризации, под которой следует  понимать систематизацию сведений о  распределении источников выбросов на территории объекта, их количество и состав. Целью инвентаризации является:

- определение выбросов  вредных веществ, которые попадают в атмосферу от объектов;

- оценка их влияния  на окружающую среду, установление  ПДВ и ВСВ;

- разработка рекомендаций  по организации контроля выбросов;

Информация о работе Источники и масштабы tеxнoгенного загрязнения биосферы