Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, реферат
Все мы обязаны своей жизнью нашей планете — прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами, перед Варваром-Человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.
I. Вступление
II. Глобальные проблемы человечества
1. Проблема гонки вооружений и угрозы войны
2. Экологические проблемы
3. Энергетическая и сырьевая проблема
4. Демографическая проблема
5. Продовольственная проблема
6. Проблема отсталости
7. Проблема мирового океана
8. Проблема международных отношений
9. Проблема охраны здоровья человека
10. Мирное освоение космоса
III. Заключение
IV. Литература
Поистине выдающимся оказалось путешествие адмирала Макарова в 1886—1889 годах на корабле “Витязь”, во время которого был проведен широкий комплекс пионерных океанографических исследований. Своеобразным признанием научных заслуг этой экспедиции явилось занесение названия “Витязь” в числе десяти наиболее прославившихся океанологических кораблей на фронтон Океанографического института в Монако. Кстати говоря, этот корабль — один из целой “династии” “Витязей”, на первом из которых к берегам Новой Гвинеи плавал сам Миклухо-Маклай. Сейчас же Мировой океан бороздит уже четвертое по счету научно-исследовательское судно, носящее это легендарное название.
В Советском Союзе
В послевоенные годы началась эпоха настоящих “великих океанологических открытий”. Советскими учеными была, в частности, обнаружена жизнь на максимальных глубинах (где, оказывается, обитают особые организмы — погонофоры), были открыты громадные подводные хребты, которые, как установил известный советский механик и математик академик М. А. Лаврентьев, являются своеобразными волноводами, вдоль которых на большие расстояния распространяются зловещие цунами. Выдающиеся открытия были сделаны и зарубежными учеными. Была создана стройная концепция движения крупных литосферных плит, проливающая свет на механизм движения материков. Оказалось, что плиты как бы плавают на более мягком слое, лежащем на глубине около 100 км. Этому открытию предшествовало глубинное бурение дна Океана, произведенное на американском судне “Гломар Челленджер” (кстати, с участием советских специалистов). Сенсация бурения состояла в том, что пройденные буром породы на глубину почти 2 км оказались слишком молодыми в геологическом отношении, тогда как время жизни Океана — целых 3 млрд лет. Перед участниками экспедиции возник естественный вопрос: куда же исчезли более ранние отложения? Мнение ученых было единодушным: они были деформированы и погребены расплавленным веществом, просачивающимся из недр Земли в местах расположения гигантских океанических хребтов.
Было немало и других сенсационных открытий. Сошлемся в этой связи на один пример. Хорошо известно, что благодаря активной фотосинтетической деятельности морских растительных организмов Мировой океан остается одним из важнейших источников свободного кислорода в атмосфере и гидросфере. Но вот механизм поставок кислорода Океаном таит в себе немало загадок. Так, на основании данных космического корабля “Аполлон-16” американские ученые сделали неожиданный вывод о том, что большая часть газообразного кислорода на Земле образуется не в результате фотосинтеза растений, а вследствие распада водяного пара в верхних слоях атмосферы. Если подобный вывод хотя бы частично подтвердится, то это может перевернуть все наши представления об основном источнике свободного кислорода земной атмосферы. Этот источник — Мировой океан, поскольку водяной пар попадает в атмосферу благодаря испарению океанской воды.
Уникальные открытия были сделаны при изучении самой толщи вод Мирового океана. Одно из них связано с обнаружением в нем своеобразных подводных звуковых каналов, по которым звук может распространяться на многие тысячи километров. Столь удивительное свойство океанских вод дало возможность передавать информацию на сверхдальние расстояния. Другое открытие касается переменчивости морских течений. Оказалось, что они отличаются крайним непостоянством, что в зоне многих течений существуют гигантские водяные вихри размерами в сотни километров. Подобные вихревые движения, называемые синоптическими, в какой-то степени аналогичны циклонам и антициклонам атмосферы и также влияют на погоду. Нетрудно догадаться, что тщательное их изучение может существенно приблизить ученых к более точному прогнозированию погоды на Земле.
Словом, Океан — это большой и очень своеобразный слоеный “пирог”, слои и “начинка” которого меняются во времени и пространстве. Его глубокое и детальное исследование способно принести человечеству огромную практическую пользу. При этом одно из центральных мест в проблематике исследований должны безусловно занять вопросы охраны среды океанов и морей, изучения разнообразных его богатств и в особенности биологических ресурсов, так как Мировой океан наш будущий, быть может основной, кормилец.
Мировой океан — это действительно настоящий кладезь жизненно важных для человечества ресурсов. Правда, иногда нам кажется, что в самом термине “кладезь” таится нечто опасно успокоительное и что в таком кладезе, как водится, непременно должны быть сокрыты “несметные сокровища”. Нет же! Смета этих сокровищ должна вестись по-хозяйски разумно, а разговоры о беспредельности большинства видов морских ресурсов следует признать в целом безответственными и, более того, — безнравственными. Словом, оставляя в тексте выражение “кладезь”, условимся, что мысль о неисчерпаемости ресурсов моря не имеет под собой никаких оснований.
К бережному отношению к щедрым дарам Нептуна взывает и то обстоятельство, что Океан и суша — одно неразрывное целое. Не сумев сохранить Океан, вряд ли мы сможем уберечь сушу "и "наоборот.
Океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, являются важной частью глобальной системы жизнеобеспечения. Они покрывают большую часть поверхности Земли, влияют на климат, погоду и состояние атмосферы, а также снабжают растущее население планеты продуктами питания и другими ресурсами.
Однако океаны испытывают все больший экологический стресс в результате загрязнения, чрезмерного вылова рыбы и ухудшения состояния берегов и коралловых рифов.
Около 70 % загрязнения морской среды
связано с наземными
Загрязнение возникает также в результате судоходства и сброса отходов море. около 600 тыс. т нефти ежегодно попадет в океаны в результате обычных морских перевозок, аварий и незаконного слива.
Государства принимают на себя обязательства по борьбе с ухудшением состояния морской окружающей среды с тем, чтобы поддерживать и улучшать ее потенциал жизнеобеспечения ти производственные возможности.
Долгое время состояние Океана
не внушало человечеству серьезных
опасений. Он казался таким огромным!
В нем мирно уживались
Но в середине XX века положение начало стремительно меняться. Причины этого — быстрое освоение ресурсов Океана, расширение хозяйственных связей, рост гидротехнического строительства на суше, паломничество на морские пляжи и т. д. При этом не следует забывать, что суша и море — неразрывное целое, что атмосфера является для них общим покрывалом.
Источников и каналов загрязнения Океана очень много, они подразделяются на наземные, атмосферные и морские. Пожалуй, наибольшее внимание мировой общественности привлекает загрязнение Океана нефтяными углеводородами — сырой нефтью, нефтепродуктами, в частности мазутом. Являясь чрезвычайно токсичным соединением, нефть губительно воздействует на все группы морских организмов: планктон, нектон и бентос. Находящаяся на поверхности Океана нефтяная пленка препятствует испарению влаги, нарушает процесс теплообмена на границе воды и атмосферы, затрудняет перемешивание поверхностного слоя.
К этому следует добавить, что 1 т нефти покрывает пленкой примерно 12 км2 поверхности Океана. А если учесть, что ежегодно в него, по последним данным, поступает около 6 млн т нефти, то нетрудно подсчитать, какая акватория будет ею загрязнена. При этом основными источниками загрязнения являются морской транспорт, речной сток и слив с городских территорий — свыше 2/3 всех загрязнений. Особо опасны — аварийные разливы с морского транспорта.
Помимо нефти и нефтепродуктов наибольшую опасность для морской среды представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий и др. Если вы считаете, что их попадание в Океан — сущий пустяк, “крошка” в общей массе океанической воды, вы ошибаетесь. Балтийская треска может аккумулировать такое количество ртути, что при постоянном употреблении ее в пищу жизнь человека может оказаться в опасности. Японская статистика зарегистрировала уже около 13 тыс. случаев заболеваний в результате ртутного отравления через морские продукты.
Мы уж не говорим о многих других высокотоксичных и среднетоксич-ных веществах (в частности, моющих синтетических средствах), обыкновенном мусоре, таре и т. п.
В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов. По различным источникам, только с речным стоком в моря поступает около 100 млн т загрязняющих веществ. Как это ни удивительно, даже в науке долгое время распространялась точка зрения о неограниченных возможностях Мирового океана перерабатывать отходы человеческой деятельности без ущерба экосистемам. Сегодня она безоговорочно признана ошибочной. Эффект самоочищения действительно присущ океаническим массам, однако лишь пограничным слоям Океана, остальные же толщи достаточно пассивны в отношении переработки органических загрязнений.
Разве может подводная флора и фауна выжить в таких условиях? Конечно, нет. Вот и приходят печальные известия о том, что на обширных акваториях и в проливах на глубине от 12 метров практически уничтожено все живое. Гибнут лососи и форель от склеивания жабр, гибнут морские животные, выбрасываясь на берег, все это от загрязнения вод мирового Океана.
Понимает ли человечество, что творит?
Странам следует изменить систему
обработки сточных вод и
Странам следует рассмотреть следующие проблемы:
- сокращение или полное
- контроль и уменьшение сбросов токсических отходов, а также создание систем для наземной переработки отходов вместо их сброса в море;
- установление более жестких международных норм с целью уменьшения риска аварий и загрязнения с грузовых судов;
- усовершенствование методов
8. Проблема межнациональных отношений
“Национализм” — этим
Приведем лишь наиболее известные
конфликты такого рода: восстание
народа ибо в Нигерии, вылившееся
в настоящую войну после
К национально-этническим конфликтам следует добавить столкновения на конфессиональной (т. е. религиозной) почве. Достаточно упомянуть ситуацию с сикхами в Индии, многосторонние конфликты в Ливане, кризис в Ольстере, вооруженные выступления мусульманского населения на юге Филиппин и др. Причем этнические и религиозные конфликты имеют много общего. И в одном, и в другом случае речь идет о проблеме самоутверждения, нахождения собственного самобытного лица, часто через насилие, экстремизм. И тут, и там возникает своего рода “комплекс ущемленности”, что практически всегда предполагает борьбу против других групп населения.
Однако этнические конфликты в современном мире значительно более распространены, чем религиозные. Более того, главной, наиболее бросающейся в глаза причиной, порождающей политическое насилие в современном мире, является именно национализм. Какой же смысл вкладывается в этот термин?