Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Проблема внезапной активизации деформаций земляного полотна, которая происходит как на уже деформировавшихся ранее объектах, так и на участках пути, которые не числились неустойчивыми, остается одной из наиболее острых в путевом хозяйстве. Ежегодно на сети дорог происходит несколько десятков случаев внезапных деформаций, нарушающих ритмичность работы железных дорог и угрожающих безопасности движения и требующих значительного времени и ресурсов на их восстановление.
Введение
1. Изучение инженерно-геологических условий участков, подверженных деформациям
2. Создание на железных дорогах системы мониторинга состояния земляного полотна.
3. Стандарты СНиП применяемые к линейным транспортным системам
Заключение
Литература
Под мониторингом земляного полотна в соответствие с ранее разработанными в МИИТе положениями понимается определенная процедура управления состоянием геотехнической системы – земляное полотно, осуществляемая по целевой программе и состоящая из следующих блоков:
– диагностика объектов с нахождением основных параметров;
– выделение объектов, имеющих недостаточную надежность;
– режимные наблюдения и измерения параметров на объектах, имеющих недостаточную надежность;
– оценка по результатам наблюдений и измерений параметров состояния объектов, имеющих недостаточную надежность;
–
прогноз развития состояния объектов,
имеющих недостаточную
– разработка сценариев по управлению состояния объектов, заключающихся в рекомендациях (при необходимости) изменения их конструктивных параметров и (или) технологических режимов функционирования.
В МИИТе по заказу Департамента пути и сооружений в 2006 году разработана система мониторинга состояния земляного полотна для деформаций, которые в наибольшей степени могут приводить к аварийным ситуациям. Это сплывы откосов высоких насыпей, оползни, наличие карста, земляное полотно на болотах и льдистых грунтах в условиях мерзлоты. В настоящее время производится апробация системы на полигоне Московской и Северо-Кавказской ж.д.
Данная система включает технологические регламенты диагностики параметров земляного полотна и режимные наблюдения за их изменением с использованием комплекса инструментальных методов и технических средств, позволяющих выявлять возможность появления деформаций на ранней стадии их развития, благодаря чему повышается безопасность движения поездов и снижаются эксплуатационные потери ОАО «РЖД».
Цель достигается за счет:
– полного использования всех данных (всей предыстории) по состоянию и выполненным ранее ремонтам и усилению земляного полотна, а также проведенным противодеформационным мероприятиям;
– использования комплексного набора диагностики и режимных наблюдений (измерений параметров состояния земляного полотна), позволяющих полнее оценивать параметры развития деформаций земляного полотна;
–
оперативной оценки текущего состояния
земляного полотна и
–
повышения качества управляющих
решений на основе оптимизации ресурсного
обеспечения с применением
Важным для организации мониторинга состояния земляного полотна является выбор участков пути, на которых он должен проводиться. Основой для выбора должны служить паспортные данные по земляному полотну. В соответствии с Инструкцией на объекты земляного полотна, на которых имелись или происходят деформации, составляется паспорт неустойчивого или деформируюшегося земляного полотна (форма ПУ-9), также отмечаются все участки с пучинами (форма ПУ-10). Вместе с тем анализ имеющейся информации о земляном полотне показывает, что она отрывочна и требует систематизации. Поэтому в качестве первоочередной задачи для организации мониторинга состояния земляного полотна предлагается проведение паспортизации земляного полотна. При этом выделение только дефектных, неустойчивых и деформирующихся объектов не способствует правильному выбору всех потенциально опасных мест.
В
первую очередь это важно для
потенциально опасных участков пути,
которые проходят по территориям, где
развиты неблагоприятные
Характерно, что и в Федеральном законе о железнодорожном транспорте в Российской Федерации в статье 9 указывается, что для безопасной эксплуатации железнодорожных путей в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.
Поэтому представляется необходимым изменить классификацию дефектов и деформаций земляного полотна, выделив деформации земляного полотна и пути в целом, вызванные чрезвычайными природными ситуациями из-за опасных геологических процессов и явлений. Участки пути, проходящие по территориям с развитием опасных геологических процессов и явлений, должны быть выделены как потенциально опасные и на них необходимо проводить мониторинг. Перспективным для такого мониторинга являются аэрокосмические методы, охватывающие большие по площади прилегающие территории. При этом на такие протяженные участки пути должны составляться не паспорта, а карты, используя геоинформационные системы (ГИС).
Система мониторинга земляного полотна на сети дорог должна создаваться как единая система, включающая комплекс различных методов диагностики и режимных наблюдений, но, учитывая многообразие инженерно-геологических условий, причин и типов деформаций земляного полотна, для каждого из них этот комплекс будет содержать различный набор методов и средств диагностики и режимных наблюдений.
Наибольшее распространение получили традиционные способы диагностики, основанные на геологоразведочном бурении и шурфовании. Кроме этого, в зависимости от объекта и поставленных задач все шире начинают использоваться различные геофизические методы.
Центральное место в мониторинге земляного полотна должны занимать регулярные режимные наблюдения и измерения параметров, позволяющие оперативно в режиме реального времени оценивать возможность возникновения деформаций, угрожающих безопасности движения поездов. Методы и средства режимных наблюдений могут быть разделены на две большие группы – стационарные и передвижные. К первым относятся различные датчики и контрольно-оповестительные системы, устанавливаемые на объекте, съем информации, которая может быть осуществлена на переносные приборы либо с помощью передачи сигнала в автоматическом режиме. Примерами таких методов и средств являются для измерения:
– деформаций – глубинные грунтовые репера, инклинометры, тензодатчики;
– напряжений – мессдозы, тензодатчики и датчики порового давления;
– температуры – термокосы и электрические термометры, тепловизоры;
– влажности – тензодатчики, сорбционные датчики;
–
уровня грунтовых вод –
К
передвижным средствам
– путеизмерительные вагоны;
– нагрузочные устройства;
–
георадарные комплексы.
Одним из наиболее эффективных методов режимных наблюдений за деформациями пути и земляного полотна может быть применение путеизмерительных вагонов, для чего в МИИТе была разработана методика оценки стабильности рельсовой колеи по данным путеизмерительных вагонов. К достоинствам такого метода следует отнести:
–
возможность получения
– относительно низкую стоимость и трудоемкость (по сравнению с полевыми инструментальными наблюдениями или различного вида съемками территорий) и как следствие – возможность организации наблюдений за достаточно большим количеством потенциально опасных участков;
– регулярность получения информации без необходимости организации дополнительной системы наблюдений.
Эффективность выделения неустойчивых объектов, находящихся в состоянии, близком к критическому, при мониторинге с применением показаний путеизмерительных вагонов была доказана на примере ряда объектов различных железных дорог.
3. Стандарты СНиП применяемые
к линейным транспортным системам
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения, которые при необходимости должны применяться в комплексе с другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СНиП 2.01.15-90, при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения надлежит проектировать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и на потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока.
При невозможности выноса трассы железнодорожной линии из зон вероятного воздействия потенциально опасных техногенных процессов (подрабатываемые территории, затопление при прорыве плотин и т.п.) должны предусматриваться специальные защитные мероприятия.
В сейсмоопасных (7 баллов и более) зонах на участках, подверженных склоновым процессам, положение трассы железнодорожной линии и конструкции защитных сооружений подлежат технико-экономическому сравнению с вариантами выноса трассы за пределы воздействия склоновых процессов или ухода в тоннель.
Строительство сооружений, защищающих железнодорожное полотно от разрушающего воздействия опасных геологических и других природных явлений и процессов (лавин, обвалов, оползней, селевых потоков и т.п.), должно быть закончено до ввода соответствующих участков дороги во временную эксплуатацию, или эти участки должны иметь временную защиту.
Устройство
задерживающих сооружений (заградительных
и поддерживающих стен, улавливающих
траншей и т.п.) должно быть закончено
одновременно с путевыми работами.
Допускается обеспечение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение глобальных задач, стоящих перед человечеством в области охраны и рационального использования окружающей среды, невозможно без создания глобальной системы мониторинга Земли. Важнейшим звеном в этой системе является мониторинг геологической среды как один из методов инженерно-геологических, гидрогеологических, геохимических, геофизических и геокриологических исследований и выработки рекомендаций по рациональному использованию геологической среды с учетом решения эколого-геологических проблем.
Таким
образом, организация мониторинга
геологической среды вдоль
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Геологические процессы опасные для линейных транспортных систем