Гарантии и защита экологических прав граждан

Автор: P*****@MAIL.RU, 25 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования вытекает также из того, что защита экологических прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, является составной частью реализации конституционных принципов, в частности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как основной обязанности государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 3) определяет многонациональный народ России как основной носитель суверенитета и единственный источник власти. "Народ" - население государства, жители страны"1. Исходя из этого определения народа, можно с достаточным основанием считать, что реализация конституционных прав отдельного человека и гражданина необходима как гарантия организации всей структуры государственного устройства и укрепления общественных связей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Понятие экологических прав человека и значение их признания………..5
Состояние правового регулирования экологических прав человека…….8
Способы защиты экологических прав граждан…………………………..12
4.1 Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции…………………………………………..14
4.2 Защита экологических прав в Конституционном Суде РФ………16
4.3 Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации……………………………………………......18
4.5 Защита экологических прав в Европейском суде по правам человека……………………………………………………………….…20
5.Заключение…………………………………………………………………22
6.Список нормативных источников…………………………………….…..24
7.Список литературы…………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Экологическое курсовая.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

   Способы защиты экологических прав граждан.

   В конституции России предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

    • Судебная защита прав и свобод;
    • Право обжалования в суд решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
    • Право на получение квалифицированной юридической помощи;
    • Право на возмещение государством вреда, причиненного  незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами;
    • Право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты.

   Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч.3 ст.41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

   Гарантируя  судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействия этих органов и лиц (ч.2 ст.46). 

   Наличие механизмов и процедур защиты экологических  прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. 

   Анализ  действующего законодательства в области  охраны окружающей  среды и прав человека и гражданина позволяет  выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

    • Самозащита
    • Защита с помощью государственных институтов, или государственная защита
 

   Удельный  вес каждого из этих способов в  реальных механизмах защиты экологических  прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Защита  экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции.

   Для защиты экологических прав граждан  применяется административный и  судебный способы.

   Нормативные основы регулирования защиты установлены  в основном законом РФ « об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате чего нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

   Закон предоставляет истцу возможность  выбора органа, в который он может  обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно  в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

   Российская  Конституция гарантирует каждому  судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46).Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).

   Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка.4 Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью.

   Закон определяет также сроки обращения  с жалобой в суд. Если решения  или действия, нарушающие экологические  права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд - один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. 
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
 
 
 
 
 
 
 
 

Защита  экологических прав в Конституционном  Суде РФ.

   Важная  роль в механизме защиты экологических  прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. В связи с закрепление  в Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду особую остроту приобретает проблема обеспечения соответствия российских законов, других  нормативных правовых актов, заключаемых договоров Конституции РФ. Исходя из конституционной нормы о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18), Конституции должны соответствовать не только новые законы и иные нормативные акты, но в соответствие с нею должны быть приведены все действующие акты.

   Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых  проверяет Конституционный Суд  РФ. Это - федеральные законы, нормативные  акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. 
Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

   Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан.

   По  итогам рассмотрения жалобы на нарушение  законом конституционных экологических  прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных  его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке. Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал дела о проверке конституционно законодательных актов с точки зрения их соответствия экологическим правам.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Защита  экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

   Нарушенные  экологические права человека и  гражданина могут быть защищены и  Уполномоченным по правам человека в  Российской Федерации. Эта должность  в РФ учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

   Институт  уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более  чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан.6 Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке предусмотренном Федеральным конституционным законом « Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав,  совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с обще признанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов защиты.

   К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решение или  действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти  решения или действия в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    По  результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

    1) обратиться в суд с заявлением  в защиту прав и свобод, нарушенных  решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

    2) обратиться в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

    4) изложить свои доводы должностному  лицу, которое вправе вносить  протесты, а также присутствовать  при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

    5) обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации с  жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод граждан законом,  примененным или подлежащим применению  в конкретном деле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Защита  экологических прав в Европейском суде по правам человека.

   С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право  обращаться за защитой нарушенных экологических  прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

   Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую  комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно  в суд. В обращении указывается  заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты. 
Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.

   Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что  исчерпаны все доступные внутригосударственные  средства правовой защиты и не истек  шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека. 
11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гарантии и защита экологических прав граждан