Автор: P*****@MAIL.RU, 25 Ноября 2011 в 11:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования вытекает также из того, что защита экологических прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, является составной частью реализации конституционных принципов, в частности принципа признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как основной обязанности государства. Конституция РФ (п. 1 ст. 3) определяет многонациональный народ России как основной носитель суверенитета и единственный источник власти. "Народ" - население государства, жители страны"1. Исходя из этого определения народа, можно с достаточным основанием считать, что реализация конституционных прав отдельного человека и гражданина необходима как гарантия организации всей структуры государственного устройства и укрепления общественных связей.
Введение……………………………………………………………………...3
Понятие экологических прав человека и значение их признания………..5
Состояние правового регулирования экологических прав человека…….8
Способы защиты экологических прав граждан…………………………..12
4.1 Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции…………………………………………..14
4.2 Защита экологических прав в Конституционном Суде РФ………16
4.3 Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации……………………………………………......18
4.5 Защита экологических прав в Европейском суде по правам человека……………………………………………………………….…20
5.Заключение…………………………………………………………………22
6.Список нормативных источников…………………………………….…..24
7.Список литературы…………………………………………………………25
Способы защиты экологических прав граждан.
В конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:
Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч.3 ст.41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Гарантируя
судебную защиту прав и свобод человека
и гражданина, Конституция РФ устанавливает,
что каждый вправе защищать свои права
и свободы всеми способами, не запрещенными
законом (ч.2 ст.45). При этом важно, что могут
быть обжалованы в суд не только неконституционные,
противоречащие экологическим правам
граждан решения и действия органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных
лиц, но и бездействия этих органов и лиц
(ч.2 ст.46).
Наличие
механизмов и процедур защиты экологических
прав граждан – необходимое условие для
того, чтобы провозглашенные права стали
реальностью.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:
Удельный
вес каждого из этих способов в
реальных механизмах защиты экологических
прав граждан в стране может зависеть
от многих факторов, в том числе от степени
демократизации в области охраны окружающей
среды, реального участия граждан в подготовке
и принятии экологически значимых решений
и контроле за их реализацией.3
Защита экологических прав человека в административном порядке и в судах общей юрисдикции.
Для защиты экологических прав граждан применяется административный и судебный способы.
Нормативные основы регулирования защиты установлены в основном законом РФ « об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате чего нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Закон
предоставляет истцу
Российская
Конституция гарантирует
Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка.4 Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью.
Закон
определяет также сроки обращения
с жалобой в суд. Если решения
или действия, нарушающие экологические
права гражданина, были обжалованы
им в административном порядке, срок подачи
жалобы в суд - один месяц со дня получения
письменного уведомления об отказе вышестоящего
органа, объединения или должностного
лица в удовлетворении жалобы; если же
гражданином не был получен письменный
ответ на жалобу, то срок обращения в суд
наступает по истечении месячного срока
после подачи жалобы. Если же гражданин
избирает непосредственно судебный порядок
защиты своих прав, для обращения с жалобой
установлен срок три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении
его прав и закон наделяет суд правом восстановления
пропущенного по уважительной причине
срока подачи жалобы. Уважительной причиной
считаются любые обстоятельства, затруднившие
получение информации об обжалованных
действиях (решениях) и их последствиях.
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение.
Если жалоба обоснованна, он признает
обжалуемое действие или решение, приведшее
к нарушению прав гражданина, незаконным,
обязывает удовлетворить требования гражданина,
отменяет примененные к нему меры ответственности
либо иным путем восстанавливает его нарушенные
права и свободы.
Защита экологических прав в Конституционном Суде РФ.
Важная
роль в механизме защиты экологических
прав граждан принадлежит
Статья
125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых
актов, конституционность которых
проверяет Конституционный Суд
РФ. Это - федеральные законы, нормативные
акты Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства
РФ; конституции республик, уставы, а также
законы и Другие нормативные акты субъектов
Российской Федерации; договоры между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
Федерации; не вступившие в силу международные
договоры Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ осуществляет
проверку конституционности указанных
актов, однако, не по собственной инициативе,
а по запросам. Правом на обращение в Конституционный
Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума, одна
пятая членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, Правительство
РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный
Суд РФ, органы законодательной и исполнительной
власти субъектов Федерации.
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан.
По
итогам рассмотрения жалобы на нарушение
законом конституционных
Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Нарушенные
экологические права человека и
гражданина могут быть защищены и
Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации. Эта должность
в РФ учреждена в соответствии
со ст. 103 Конституции в целях
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена), существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан.6 Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке предусмотренном Федеральным конституционным законом « Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с обще признанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов защиты.
К
компетенции Уполномоченного
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2)
обратиться в компетентные
3)
обратиться в суд или
4)
изложить свои доводы
5)
обращаться в Конституционный
Суд Российской Федерации с
жалобой на нарушение
Защита экологических прав в Европейском суде по правам человека.
С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращение
направляется заявителем лично либо
через адвоката в Европейскую
комиссию по правам человека (Страсбург),
где проходит отбор на право быть
принятым к рассмотрению, или непосредственно
в суд. В обращении указывается
заявитель, правительство, ответственное
за нарушение, объект претензии и статьи
Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод, которые, по мнению
заявителя, были нарушены. Кроме того,
должны быть представлены документы, подтверждающие,
что в России он исчерпал все доступные
средства правовой защиты.
Такими документами могут быть ответы
Генеральной прокуратуры РФ, Верховного
Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую
комиссию должно быть направлено в течение
шести месяцев со времени получения отрицательного
ответа из последней инстанции.
Европейская
комиссия по правам человека, изучив обращение,
принимает решение о его
11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли
Протокол №11 к Европейской конвенции
о защите прав человека и основных свобод,
который предоставил права индивиду, неправительственным
организациям и группам лиц направлять
петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения
дела Суд учреждает комитеты из трех судей,
палаты из семи судей и большие палаты
из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости
жалоб решаются комитетами из трех судей.
Сами же дела решаются палатами. Решения
Суда обязательны для государств-участников,
а за их осуществлением наблюдает Комитет
министров Совета Европы. Судебные издержки
с момента подачи жалобы и до ее разрешения
несет заявитель.7
Информация о работе Гарантии и защита экологических прав граждан